в зеленом море всякий рыбий ус
в зеленом море всякий рыбий ус
повернут в сторону седьмого чувства
в том направлении и я качусь
к консервной банке замкнутой искусно
кольцом луны.. что скажешь ты теперь
себе самой о страусиных перьях
когда хрустальный лев стучится в дверь
охватывая оторопью сердце?
часы в часах. холодный блеск пружин
еще звенит в раскаченном пространстве
вне бытия тоски зеленых льдин
и на прощанье проклятого царства
окаменелым жабрам нет числа
души клочок, ракушка, часть весла...
текст для обсуждения...
)
В своих работах Михаил Гаспаров обращал внимание на то, что определенный ритм стихотворения задает и его тему или определенная тема настраивается на совершенно конкретный ритм. В этой логике все то, что пишется пятистопным ямбом должно обладать рядом характерных близких черт, но это если признать, что ямб универсален и неизменен.
Поиск различных вариаций не столько сонета, сколько самого 5-ти стопного ямба, приводит к пониманию того, что «отклонений в звучании» может быть очень много и каждому такому отклонению может в той или иной степени соответствовать те или иные элементы отвечающие за содержание и воздействие на читающего.
Взяв в качестве темы метаметафору или дегенеративное искусство (сюр) и включив критическое восприятие собственных текстов можно аккуратно изучить словесную ткань и подобрать характерные формальные ритмические элементы/ звучания для различных тем.
Не случайно начал текст с упоминания «седьмого чувства» – синестезии – способности «слышать» цвет или «видеть» музыку. Это должны быть перетекающие в друг друга состояния (зашифрованные в бред смыслы), когда «холодный блеск пружин
еще звенит» но непонятно в чьих часах, а нужно ли об этом задумываться если часы в часах. А если круг луны и циферблат часов одно и тоже и замыкают круг моря или небес или консервной банки человеческих страхов… а может быть служат тайной дверью в сердце, в которую стучится тик-таком часов яркий хрустальный лев в темную ночь.
Зеленое море порождает зеленые льдины тоски, и рыбьи жабры превращаются в камень, не способный на жизненный вдох. Но пространство остается раскаченным вправо – влево, от мертвого к живому, от морских глубин к безднам неба…
Но уйдем от красивостей и вернемся к банальным вещам. Нам нужно закрепиться на некоем формальном элементе и его описать…
Синтагматическая единица (опорная фраза) и ее взаимодействие (циклические мосты) с другими аналогичными опорами.
Опоры как правило – это «существительное с прилагательным: зеленое море, рыбий ус, седьмое чувство, консервная банка, хрустальный лев…… часы в часах….. холодный блеск пружин…. раскаченное пространство и т.д……. Циклические мосты – это любой вид связки (обычно глагольная)….. но вот если мы добавим ассоциативную связку….. зеленое море в котором окаменелым жабрам нет числа среди которых клочок души и бесполезная часть весла то увидим максимально разнесенные опоры и под этим циклическим мостом сможем почувствовать волны раскаченного пространство. А можем увидеть близко расположенные мосты например «хрустальный лев стучится в дверь охватывая оторопью сердце» (миниатюрная сказка ожидания и нерешительности) но оказывается это сцена не из жизни сказочного царства, а «на прощанье проклятого царства» (царства обманутых ожиданий)….
В сонете ар-брют (как мне кажется) должна происходить резкая смена планов…. Рассказ о живом море… обрывается и переходит к рассказу о сердце…. Который обрывается и переходит к рассказу о мертвом море. В каждом фрагменте две три опоры которые с помощью циклических связок взаимодействуют друг с другом в зависимости от настроения читающего и его способностей к образному восприятию.
Работая в этом направлении дальше, наверное имеет смысл
Поиграться хаосом опор, делая их максимально разными.
Если у нас это получается то сонет ар-брют будет возможно теоретически описать.
По метаметафоре точно такая же ситуация только в основе обратная перспектива… я бы сравнил с синусоидой которую разрезали на три части и наложили друг на друга с минимальным смещением так чтобы эти части не слились.
----------------
У меня предложение сделать небольшую паузу, попробовать подумать над сказанным и помочь Мире на другой ветке литературных практик с Бахрамским манускриптом… http://stihi.ru/2023/09/04/750 хотя бы по две/три газели классических и опрокинутых... схемы и описания там есть.
) англичан, все равно пока все боятся…
Свидетельство о публикации №123090501775
Что меня радует, так это ощущения, эмоции, желание читать его еще. В совокупности со всем тем, что было написано выше , складывается впечатление, что это выжимка, концентрат из котла предыдущих ощущений. Картины, логичность, законченность теряются, отходят на второй план.
И это эмоциональное послевкусие у меня достаточно продолжительное, что очень привлекает)
**********************
А это - неожиданно вырвавшаяся газель)
В ночной тиши безмолвие. Молчу.
На дне сосуда растворенных чувств
Густой осадок - затаилась боль.
Вишневый шёлк струится по плечу.
Среди теней как будто бы одна,
Вздыхаю, словно дую на свечу.
На дне сосуда затаился страх.
Он мне знаком, я от него лечу.
В закрытой двери сломанный замок,
Нечаянно подобранный к ключу.
Заиндевел до срока спелый плод.
Смотрю в окно, отчаянно грущу,
И студит осень полуночный сплин,
Меняя позолоту на парчу.
Жанна Баранчинская 07.09.2023 14:06 Заявить о нарушении
Туда, где задержались сказки лета,
Где легким бабочкам подарен рай,
Бутоны красных маков ждут рассвета.
Узорами персидского ковра
Становятся и облака, и ветер,
И плачет одинока домбра,
Как плачут испугавшиеся дети.
Поскрипывает в такт круг гончара
И россыпь рос блестит в комочках глины
Тоска моя, о, как же ты остра
По этим небесам, по этой сини…
Пока один я греюсь у костра,
Лети пушинка к милой в дольний край.
)
Анатоль Страхов 06.09.2023 16:56 Заявить о нарушении
Пыжилась написать газель, а получается сюр))) пока никуда и не выложила
Жанна Баранчинская 07.09.2023 13:24 Заявить о нарушении
Там были исправления и повторно разместить в виде рецензии не получилось)
Как всегда, готова к критике)) так как писать газели еще не приходилось
Жанна Баранчинская 07.09.2023 14:08 Заявить о нарушении
.
при смене стилей, ваш внутренний консультант, "потребовал" одеть маску... и... проявилась только мужская рифма... а вот интересно получится ли переделать 3-5-7-9-11-13 строки на женскую...
Анатоль Страхов 07.09.2023 16:11 Заявить о нарушении