Виктория Лепко и Владимир Высоцкий
Дочь театрального комика (ее отец – Владимира Лепко, отчим – Народный артист СССР Владимир Бурмейстер, балетмейстер) и балерины (Антонина Крупенина – танцовщица коллектива Касьяна Голейзовского, солистка столичного Музтеатра), девушка из артистической семьи тоже стала актрисой. В 1962 году Вика окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс И. Рапопорта и А. Борисова). Сокурсниками Лепко были ставшие впоследствии знаменитыми актерами Андрей Миронов, Юрий Волынцев, Валентина Шарыкина, Ольга Яковлева, Николай Волков, Михаил Воронцов.
Виктория играла роли в кино и на сцене Малого театра, работе в котором она отдала не одно десятилетие творческой жизни, и Театра «Вернисаж». В ее активе 70 ролей. Зрителям старшего поколения наверняка запомнилась героиня актрисы Женя из художественного фильма «Иду на грозу» (1965, реж. С. Микаэлян) и музыкальная кинокомедия «А человек играет на трубе» (1970, реж. Б. Дуров), в которой Лепко сыграла роль девушки Наташи.
В 1970-80-е годы Виктория Лепко – кумир зрителей, ее часто показывали по телевидению: она была участницей знаменитого сериала «Кабачок „13 стульев“», где играла роль пани Каролинки.
Виктория Владимировна – автор нескольких книг стихов и воспоминаний, в том числе «Во имя отца», посвященной жизни и творчеству Владимира Лепко. Она член Союз писателей России. Актрисе, безусловно, есть о ком рассказать и о чем вспомнить. Среди героев ее мемуаров – Владимир Семенович Высоцкий. О поэте и актере пани Каролинка вспоминает с теплотой не только в книгах, но и в редких интервью журналистам…
«– Вы были знакомы и с Владимиром Высоцким.
– Володя – многогранная фигура, которая до конца не раскрыта. Когда я с ним познакомилась, то даже не узнала. До этого слышала только его голос, а увидела – подумала, мол, шпана заграничная. Кепочка клетчатая, немного приблатненный, поглядывал на меня с интересом. Мы летели в самолете. Думала: «А вдруг пристанет?» А потом в ужасе поняла, что это сам Высоцкий.
Чуть не провалилась от стыда, что его не узнала. Это был 1973 год, его прохожие, как и я, не особо узнавали. Володя пригласил меня вместе отметить Пасху, потом – к себе. Я ему понравилась, он вроде как стал за мной ухаживать. Я этого не ожидала и всем видом показала, что не стоит надеяться на взаимность. Он все понял. Может, даже обиделся, что я его отвергла. Не знаю. В его жизни было столько женщин! Одной больше, одной меньше…» («Виктория Лепко: "Шутки про путан довели меня до слез!"»: интервью, «Экспресс-газета», № 29, 19 июля 2011 г., глава «Уютный сибиряк Соломин».)
Накануне юбилея у Виктории Владимировны вышла книга актерских воспоминаний «Вне игры» (2010). В них также нашлось место рассказу о немногочисленных встречах актрисы с поэтом.
«Лечу я на съемки в Ригу. Только села в самолет – смотрю, входит какой-то тип. Невысокого роста, рыжеватый, воротник пальто поднят, а на голове кепочка такая клетчатая, пижонская. В общем, то ли шпана, то ли фарцовщик. Вошел в салон – и сразу на меня «глаз положил». Слава богу, около меня места свободного не было. Прилетаю в Ригу, иду к тому месту, где меня машина должна ждать. Гляжу, он за мной идет. «Ну и ну, – думаю, – сейчас привяжется». И точно. Всю меня взглядом окинул и спрашивает: «Вы машины ждете со студии?» – «Да», – отвечаю. «Очень хорошо. Я тоже». Тут мне немного легче стало – все-таки хоть и шпана, но студийная, своя. Приходит машина. Мы садимся, а моя ассистентка Илзэ просто на того типа кидается: «Володя! Как я рада!» и т. д. И тут он заговорил с ней, а я чувствую, что мне плохо, вся покраснела от стыда, чуть из машины не вывалилась. «Господи, – думаю, – что же я за дура! Володю Высоцкого не узнала, кумира своего!» Вечером мы летим в Москву – Володя, я и Леня Каневский. Леня чудный, веселый, добрый, остроумный и тоже всегда мне симпатизировал. Короче, наш рейс задержали. Ребята повели меня в ресторан, и там, и потом в самолете мы столько смеялись, рассказывая всякие истории, что время пронеслось мгновенно. Все разъезжались по домам, а Володя посмотрел на меня так ласково и сказал: «Я тебя найду». Я про себя рассмеялась. «Да-да, – думаю, – найдешь! У тебя там Марина… и вообще, зачем я тебе нужна?» Не помню, сколько прошло времени. У меня утром – репетиция в театре. Спускаюсь вниз, а в раздевалке стоит Володя. Довольный такой, что «нашел» меня: «Здравствуй! Поедем Пасху отмечать?!» Я говорю: «Поедем, только потом у меня спектакль». – «Ничего, я тебя привезу». Приехали мы, кажется, в район Солянки. Огромный дом, полный народу. Столы накрыты красивые, с пасхой и куличами. Все Володю ждали. Как только мы вошли, все сели за стол. И начал он петь! Я тогда впервые «Охоту на волков» услышала. Это было такое потрясение! Вообще не могла ни есть, ни пить, только смотрела на него и слушала. А после спектакля Володя посадил меня в машину и сказал: «Поедем ко мне! Если хочешь, возьми подругу». Я просто подпрыгнула от счастья! Ведь у меня была, и до сих пор есть, закадычная подружка Ритка. Было часов 10 вечера. Я звоню в Риткину коммуналку. Выходит ее муж, тоже Володя. Я на него кидаюсь: «Володя! Миленький! Отпусти Ритку со мной! Там внизу в машине Володя Высоцкий! Мы к нему поедем, он петь будет. Такое больше никогда не повторится!» А Ритка вся бледная! «У меня же лихорадка на губах», - говорит. «Да кому нужны твои губы! – кричу я. – Володя петь будет!» Жил он тогда на Рублевском шоссе. Примчались мы, а там нас уже встречают Сева Абдулов – мой давний приятель по радио, Ваня Дыховичный – кудрявый красавец синеглазый, и еще какой-то физик, не помню его имени. Володин друг. Мальчики нам карпа в сметане подают, а я опять ни пить, ни есть не могу. А Володя все время спрашивал: «Ну, что хочешь? Что спеть?» И я как ненормальная: «"Охоту на волков"!» Он мне ее тогда три раза пел. Не знаю, сколько мы там пробыли, но надо было возвращаться домой. И тут он узнал, что у меня сын есть. Побежал на кухню, достал из холодильника икру, помидоры, огурцы, еще какие-то деликатесы и стал мне все это в сумочку запихивать. Я говорю: «Что ты, Володя, не надо!» А он: «Нет-нет! Это ребенку!» Это меня поразило. Душа его была бездонна и безгранична. Ритку отправили домой на машине с Ваней. А меня Володя сам повез. И вот мы едем с ним и о жизни беседуем. И я ему стала такую дурь нести! Как вспомню, опять готова сквозь землю провалиться, как в Риге, когда не узнала его. Стала я ему говорить о своем друге. Дескать, он тоже на гитаре играет и поет хорошо, и, мол, я вас как-нибудь познакомлю. Тут мы к дому моему подъехали. Он наклонился ко мне, обнял и хотел поцеловать. А я его рукой отстранила и говорю: «Не надо». Володя так грустно посмотрел на меня и с горечью сказал: "Дура ты!"» (А. Плешакова, «Виктория Лепко: «Я дрожала, раздеваясь перед Олегом Далем». В свет вышла книга актрисы театра и кино "Вне игры"», «Комсомольская правда», 12 февраля 2011 г., глава «Высоцкий запекал карпа в сметане».)
Очередная интерпретация уже известных воспоминаний. Как поймет читатель, разнятся они лишь незначительными деталями, в них упоминаемыми.
«С кино мои отношения развивались не слишком бурно. По большому счету кино от меня заслонила пани Каролинка из «Кабачка "13 стульев"». Роль была настолько яркой и популярной, что буквально приклеилась к лицу. Поэтому вспоминаю не столько съемки, сколько интересные встречи. Однажды я летела на Рижскую киностудию, села в самолет, вдруг в салон входит пижон в клетчатой кепочке. «Фарцовщик, наверное», – подумала я, а мужчина сразу же положил на меня глаз. Когда в аэропорту отыскала встречавшую меня машину, пижон подскочил и открыл дверцу. Посмотрела на него внимательнее. Боже, я не узнала Владимира Высоцкого! Было так стыдно!
Днем я снималась, и Высоцкий пару раз заглядывал в павильон, а вечером мы снова должны были лететь одним и тем же рейсом в Москву, да еще в компании Лени Каневского, с которым я была знакома со времен училища. Вылет отложили, ребята пригласили меня в ресторан, где мы чудно скоротали время. На прощание Высоцкий пообещал: «Я тебя найду». И объявился на Пасху, встретил у театра после репетиции.
– Поедем к моим друзьям праздник отмечать.
– Хорошо, но у меня вечером спектакль.
– Я тебя привезу.
Нас встретили Володины друзья Сева Абдулов, Ваня Дыховичный, стол был щедро уставлен угощениями, Володя пел «Охоту на волков», «Честь шахматной короны». Узнав, что у меня маленький сын, стал метать из холодильника в мою сумочку деликатесы, икру: «Это для ребенка». Потом повез на спектакль, а я вдруг в машине такую глупость понесла: мол, есть у меня приятель, который тоже играет на гитаре и поет, надо вас познакомить. Подъехали к театру, Володя наклонился ко мне, хотел поцеловать, я отстранилась:
– Не надо.
И тогда он с досадой сказал мне:
– Дура ты!
Я потом часто думала: может, не такая уж я и дура? А может, Господь меня от него отвел…» (В. Лепко, «"Среди лукавых игр и масок". Воспоминания актрисы о себе и партнерах: О. Дале, А. Миронове, В. Высоцком, Вит. Соломине и других»: документальная повесть, «Коллекция "Караван историй"», № 6, июнь 2016 г.)
29 сентября 2021 года интернет-сайт «Смотрим» smotrim.ru в размещенном материале «Звезда «Кабачка "13 стульев"» вспомнила, как за ней ухаживал Высоцкий» анонсировал показ на канале «Россия 1» очередного выпуска программы тележурналиста Бориса Корчевникова «Судьба человека», гостьей которой была актриса.
«Виктория Лепко появилась в студии программы «Судьба человека». Актриса, известная по роли пани Каролинки в «Кабачке "13 стульев"», рассказала, как познакомилась с Владимиром Высоцким. Сначала она не узнала всенародного любимца, и он не произвел на нее никакого впечатления!
…Красота очаровательной брюнетки не могла никого оставить равнодушным. За ней ухаживали многие знаменитые мужчины. Одним из тех, на кого она произвела неизгладимое впечатление, был Высоцкий. Вот только при первой встрече Виктория даже не узнала известнейшего поэта и актера.
«Мы с ним летели в самолете в Ригу на кинопробы. Рыжеватенький такой, в кепочке клетчатой. Я еще подумала: шпана какая-то. Подходит и говорит: «Вы куда едете?» Я говорю: «Я на киностудию». – «О, и я тоже на киностудию». Подъезжает машина, мы садимся, едем», – рассказала Виктория Лепко.
Актрису изумило, что ассистентка так заискивает перед «шпаной». Однако, когда мужчина в клетчатой кепке продолжил говорить, она вдруг поняла, кто же сейчас перед ней. Их знакомство продолжилось, когда Виктория вернулась в Москву. Высоцкий пригласил ее к себе в гости, и Лепко впервые услышала его песню «Охота на волков». Актриса была восхищена.
«Он был очень элегантен. Мало того, узнав, что у меня есть маленький ребенок, а я тогда не была замужем, он был так тронут! Я помню, что он собрал – из холодильника икру взял, какие-то еще подарки, какие-то… Он был все готов мне отдать. Это было очень трогательно. Этого я забыть не смогу никогда», – призналась актриса. Щедрость Высоцкого, его внимательность – все это ее поразило.
Потом, когда артист поехал провожать ее, он попытался поцеловать гостью на прощание. Однако Лепко отвергла его ухаживания.
«Я его отодвинула, сказала: «Не надо». Он удивился и сказал: «Ну и дура ты». Я потом думала: может, правда дура? А потом думаю: да нет, наверное, нет», – сообщила Виктория. Она добавила, что всегда поступает так, как считает нужным».
А вот расшифровка диалога телеведущего с актрисой.
«Б. Корчевников: А сам я, если позволите, побуду вот немножечко вот этим официантом, паном Гималайским, да? Который принимал у вас заказы – с каждым блюдом этого меню связан человек вашей судьбы. Мы сегодня попробуем все. Может быть, начать с карпа в сметане? Карпа в сметане? (Подает на стол блюдо с карпом в сметане.) (Аплодисменты в студии.)
В. Лепко: Боже! Ха-ха-ха! (Хохочет.) Ну, я помню, что как-то однажды, будучи в гостях у Владимира Высоцкого, который пригласил меня вместе с моей подругой, вернее – я ее взяла с собой, и когда мы приехали к нему домой, там были два его друга – Всеволод Абдулов и Иван Дыховичный. И вот именно они приготовили этого карпа в сметане. И угощали нас.
Но вообще-то, когда я думаю о Володе Высоцком – он у меня не ассоциируется с карпом, а совсем-совсем с другими. Например – с волками.
Б. К.: Владимир Высоцкий появился в вашей жизни тогда, когда его знал уже весь Советский Союз. И у вас ведь тоже уже «Кабачок» был?
В. Л.: Был, был (кивает).
Б. К.: Да! Он-то вас, наверно, узнал, а вы его – не узнали, когда увидели?
В. Л.: А, когда первый раз – да, не узнала я! Ха-ха! (Усмехается.) Мы с ним летели в самолете в Ригу на кинопробы. Рыжеватенький такой, в кепочке клетчатой… Я еще подумала: «Какая-то шпана такая». Подходит рядом со мной (садится), говорит: «А вы куда едете?» Я говорю: «Я – на кино(студию)». – «О, и я туда же, на киностудию!» Подъезжает машина, мы садимся в машину, едем. И ассистентка наша просто (вздыхает) перед ним стелется. Я думаю: «Что она вообще вокруг этого парня так, вообще, стелется?» А потом он начинает что-то говорить и вдруг… я чувствую, мне плохо становится – от того, что я (усмехается) уз(нала), понимаю, что это – Володя Высоцкий! (Смеется.) Я сразу, конечно, его не узнала… Но ГОЛОС, но манера говорить – это меня совершенно сразило!
И уже когда приехали в Москву, Володя меня пригласил в гости сначала к каким-то своим друзьям на Пасху. Вот. Это было потрясающе! И там я впервые услышала вот эту его песню – «Охота на волков». Это было потрясение полное!
Б. К.: Вы были одной из первых ее слушателей…
В. Л.: Да. Он только-только ее написал. Это правда.
Б. К.: Поставьте! (На экране – отрывок видеозаписи авторского исполнения песни, Ленинград, 16 апреля 1980 г.) (Аплодисменты в студии.)
В. Л.: Да…
Б. К.: Владимир Семенович пел вам тогда про охоту на волков, а сам – я правильно понимаю – немного охотился на вас?
В. Л.: Ха-ха-ха! (Хохочет.) Он был очень… элегантный. Мало того: узнав, что у меня есть маленький ребенок – я тогда не была замужем, м-м-м… И он был так тронут! Я помню, что он собрал из холодильника: икру взял, какие-то еще подарки, какие-то… Не знаю, что он готов мне был все это отдать – это было очень трогательно, этого я забыть тоже не могу никогда! Он меня этим поразил!
Ну, а потом он меня поехал провожать домой, и когда мы уже прощались, он хотел меня поцеловать (смеется). И я его так отодвинула (машет рукой): «Нет, не надо!» Он так удивился и сказал: «Ну и дура ты!» Ну, я потом думала: «Может и правда – дура?» А потом думаю: «(С улыбкой.) Да нет. Наверное – нет!» Ха-ха-ха! (Хохочет.) Я всегда поступаю так, как нахожу нужным. Понимаете? (Аплодисменты в студии.)». (Телеканал «Россия 1», «"Судьба человека" с Борисом Корчевниковым», гостья программы – актриса Виктория Лепко, эфир – 29 сентября 2021 г.)
Судя по мемуарным запискам и интервью, знакомство актрисы с поэтом и актером состоялось в первой половине 1970-х годов (в воспоминаниях фигурирует имя Марины Влади, с которой Высоцкий состоял в официальном браке с декабря 70-го, и двухсерийная композиция «Честь шахматной короны», сочиненная поэтом в январе 1972 года).
Песня же «Охота на волков» была написана Владимиром Семеновичем в августе 1968 года. Потому в числе «одной из первых» ее слушательниц Виктория Владимировна быть никак не могла. Актриса попросту выдумывает, выдавая желаемое за действительное.
Виктория Владимировна в мемуарах рассказывает о краткосрочной своей и Владимира Высоцкого поездке в Ригу. В столице Латвии поэт и актер бывал неоднократно: впервые в июле 1960 года с гастролями в составе труппы столичного Театра им. Пушкина, затем – в декабре того же года: поездка была связана со съемками молодого актера в фильме «Карьера Димы Горина» (режиссеры Фрунзе Довлатян и Лев Мирский). В начале июня 66-го состоялся очередной вояж Высоцкого в Ригу, но уже не в качестве актера, а поэта: на Рижской киностудии снимается фильм «Последний жулик», в который Владимир Семенович написал несколько песен (композитором картины был Микаэл Таривердиев).
Наиболее вероятно, что совместный визит Лепко и Высоцкого в латвийскую столицу состоялся весной 1972 года. Биограф поэта и актера, высоцковед Марк Цыбульский (США) в статье, посвященной пребыванию Владимира Семеновича в Прибалтике, пишет: «Из письма Высоцкого режиссеру С. Говорухину известно, что в марте 1972 г. Высоцкий на один день ездил в Ригу. Ориентируясь по табелю занятости (в Театре на Таганке. – А. С.), можно предположить, что в Риге Высоцкий побывал 9-10 или 22-23 марта (единственные в том месяце двухдневные промежутки между спектаклями), но цель поездки до сих пор не известна». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, М. Цыбульский, «Владимир Высоцкий в Прибалтике» (2003).)
Вполне логичное предположение, тем более, что в воспоминаниях актриса рассказывает о поступившем ей приглашении от Владимира Высоцкого отметить совместно праздник Пасхи, который по традиции выпадает на весенние месяцы (в интервью Виктория Владимировна говорит, что это случилось в 1973 году).
Что касается кино, кинопроб или съемок, о которых в воспоминаниях рассказывает актриса, у Владимира Семеновича на Рижской киностудии в начале 1970-х годов не было.
Крайние на сегодняшний день воспоминания актрисы о поэте. Из интервью Виктории Лепко барду Геннадию Норду:
«– В прошлом году страна отметила юбилей Высоцкого. Ты же была с ним знакома.
– Когда я с ним познакомилась, то даже не узнала. До этого слышала только его голос, а увидела – подумала, мол, шпана какая-то. Кепочка клетчатая, немного приблатненный. Мы летели в самолете. И вдруг поняла, что это сам Высоцкий. Чуть не провалилась от стыда, что его не узнала. Это был 1973 год, его прохожие, как и я, не особо узнавали. Это все было в Риге. Он там снимался, и я летела на съемки. Вот так мы с ним познакомились. А потом уже в Москве выхожу из Малого театра, а Володя меня ждет. Я так удивилась. А он говорит: «Поедем к моим друзьям Пасху отмечать?» Я говорю: «Спасибо, но у меня вечером спектакль». «А я, – он отвечает, – тебя к спектаклю привезу». Ну разве можно было от такого подарка отказаться?
Вот там в гостях я впервые услышала его новую песню «Охота на волков» и была просто потрясена. Да его можно было сутками случать и смеяться, и плакать». (Интернет-сайт газеты «Русскоязычная Америка» rusamny.com, 2023 г., Г. Норд, «Виктория Лепко: Страна Любви»: интервью.)
Поблагодарим Викторию Викторовну за яркие воспоминания о коротких встречах с поэтом и актером Владимиром Семеновичем Высоцким!
Свидетельство о публикации №123090306975