Римские руины в Шёнбрунне

Медитация на картину Карла Молля

Псевдоримские руины,
Клёны, ясени, осины
И прозрачный рдяный лес
В обнажённости древес.
И разрушенная арка,
Древность в качестве подарка.
Слышу тихий разговор,
Мне понятный с давних пор.
- Помолчим, посозерцаем…

https://www.youtube.com/watch?v=K6EU89Ua2Ik&t=14270s

"А знаете, что я об этом думаю? - говорит Гёте в книге Эккермана, - Человеку надлежит быть снова руинированным". А далее дочитайте сами. Очень хороший вывод.
И по всей книге разбросано много мудрых мыслей. Ещё мне запомнилось нечто важное, но не записала и точную цитату не могу привести. Гёте говорит о том, что каждый, даже самый малоталантливый поэт всегда чувствует, что его как бы озаряет свыше и, таким образом, считает себя особенным человеком, почти провидцем. Так приходит вдохновение к человеку, чтобы поддержать его в жизни, а талант - это уже совсем другое дело. Тот же Гёте говорил, что, если ты не рассчитываешь на миллион читателей, то и писать не стоит. Это значит, твоё творчество не находит потребности в обществе. Тогда, правда, поэзией, изданием книг, если они читаемы, можно было ещё и зарабатывать на жизнь.
А теперь выкладывай свои стихи куда хочешь и пусть читатели сами выбирают, но и критерии талантливого как-то размылись, ведь чтобы отличать - нужен развитый вкус, слух, чувство. Это всё воспитывается чтением хороших стихов. Для меня же всегда ясны критерии: стихи должны быть легки, просты, запоминаемы, прозрачны, но и в чём-то многозначны. Они обязательно должны быть музыкальны и хорошо звучать.

Когда же я смотрела на эту картину, где-то внутри намечался разговор этих двух статуй, но пока я его не расслышала.
Хорошо с олимпийцем Гёте! Со всем его жизнеустроением - ясным, гармоничным, классическим, равновесным. Благодарю одного человека, который когда-то поощрил меня читать "Фауста" летом на природе, и теперь это у меня стало традицией.

А вот ещё удивительное. После тех слов Гёте о руинах, в следующей записи от 12 марта 1828 года Эккерман описывает замечательный сон о душах и телах. Обязательно почитайте!

____________________________

Произошло удивительное и почти невидимое мне возвращение к этой теме. Невидимое, потому что, когда писала об этой, чем-то привлекшей меня картине ( и почему вдруг нравиться - мне - руинам, когда и так война и руины?), ещё не знала, что скоро, как раз в День Музыки поеду с коллегами в Белую Церковь, где тоже есть парк прекрасной эпохи любви и классической формы.
Там тоже увидела руины, но не поняла, что это специальные руины, а подумала, что из-за запущенности парка так всё разрушилось. А ещё по дороге в парк тоже видела руины, сотворённые современными варварами - из-за обстрела погибло старое здание, по виду - 18 века.
И вот теперь думаю: отчего люди классическо-романтической эпохи так любили руины и развалины? Исторический аромат... Но именно те, что разрушены Временем, а не варварской войной.
Войны всегда были, и нет никакой цивилизации и милосердия. Мы заблуждались, веря в прогресс. Военные разрушения - безблагодатны. А Время разрушает красиво, природно.
Жаль только, что разговор Нерея и Галатеи вот здесь я так и не услышала - тот, который едва ощущала, таинственный.
И не слышала - всех, кто танцевал, ходил, мечтал в парке Александрия. Так было грустно.




 


Рецензии