Как избежать в молении лукавства

КАК ИЗБЕЖАТЬ В МОЛЕНИИ ЛУКАВСТВА

Как избежать в молении лукавства,
Минутных выгод, жалоб о себе?
И быть свободным, цельным и бесстрастным,
Не ищущим корысти – лишь любви?
Вот говоришь «Карим» (что значит «Благородный»),
И скрытно просишь так о милости. «Шафи»
Ведь означает, что Господь «Целитель» -
Так, сам не замечая, шлёшь намёк
Про исцеленье иль души, иль тела. Видишь,
Что в имени любом (а их почти что Сто!)
Есть качество, которого мы жаждем,
Творенья слабые, неполные. В любви,
Да, в подлинной любви – нет жалобы прошенья,
Нет жалости к «несчастному в себе».
Вот имя «Ху» по сути безымянно,
В его значенье – только указанье «Он».
Оно вне качеств, им никто не просит,
Никто не вложит боли иль нужды –
Но только указанье: Он – Единый…
Лишь Он вокруг, вовне, внутри
…И всё вокруг Ничто. Лишь Он, Единый.
И слов не надо боле – только «Ху».
Встаёшь перед рассветом, пой стократно,
Проходишь к полдню – повторяй мильон,
Растаешь в сны – лишь с Именем заветным,
Где всё «нет слов», «нет слов»,
Лишь только Он и ты.

2 сентября 2023 года – По-арабски местоимение «ху» или «хува» (;;) переводится как «он» - и в качестве суфийского термина обозначает Бога.

В суфийской традиции «ху» - как термин в таком значении - присутствует, по крайней мере, с 10-ого века. Его упоминает Абу Наср Сирадж ат-Туси (ум. 988) в труде «Китаб ал-Лума фи-т-тасаввуф» («Самое блистательное в суфизме»). Он рассматривает его как часть фразы «ху биля ху» («он без него»), представляющей собой описание «джам» – состояния, при котором единственно сущим бытием мыслится только Господь.

Согласно аль-Араби, «Ху» указывает на Сущность Аллаха, являющуюся тайной (сирр), абсолютно скрытой (гайб) и не подлежащей лицезрению ни одним из сотворённых. Согласно некоторым суфиям, «ху» представляет собой уровень (мартаба) «лахута» – «божественности, божественной природы», противопоставляемой «человеческой природе» (насут). Этот уровень заключает в себе скрытую сущность (батын) и истину всех имён и атрибутов Всевышнего.
 
По мнению суфиев, самый добродетельный зикр – это поминать Бога такими словами, которые не содержат просьбы о чём-либо. Когда к Всевышнему обращаются по Его именам, то, фактически просят у Него благодать и силы этого имени. Например, когда к Нему обращаются «Карим» (Благородный), то просят Его о милости, когда говорят «Шафи» (Исцеляющий), то надеются на исцеление. Поэтому «Ху», имя, не заключающее в себе никаких прошений и указывающее на сущность Аллаха, считалось лучшим зикром.

Али (да будет доволен им Аллах) много раз повторял фразу «Йа Ху, йа Ман Ху, ля иляха илля Ху» («О Он, о Тот, Кто Он, нет божества кроме Него»). Когда его спросили о причине этого, он ответил, что «Ху» – это исм аль-азам (величайшее тайное имя Аллаха). Имам Газали также говорит, что «Ля иляха илляЛлах» – это единобожие простых людей, а «Ля иляха илля Ху» – единобожие избранных.

(Источник справки - Осман Тюрен для Islam Ansiklopedisi. Русский перевод – сайт «Исламосфера: современная мусульманская культура», 31 августа 2023 г.).


Рецензии