Что такое актёрская биржа, с чем её едят?
Я присмотрелся. Оказывается, кажущаяся хаотичность в движении людей шла строго по часовой стрелке. Вход в здание, круг почёта по фойе (себя показать, людей посмотреть), выход. Правда, из этого круга изредка выпадал кто-нибудь для того, чтобы подойти к одному из столиков, стоящих в центре, украшенных табличками с цифрами. За пронумерованными столиками монументально возвышались представители театров.
Кто-то нечаянно толкнул в плечо. Обернулся и увидел справа от себя доску для объявлений. Какие только городки ни взывали к приезжим артистам: Дзержинск, Великие Луки, Таганрог, Шахты, Бийск... Езжай - не хочу! Ведущих областных театров было поменьше. Они держались на доске особнячком, хотя, по «биржевым» меркам, явно котировались не слишком высоко. К примеру, Оренбург и Чита по полтруппы обновляли ежегодно.
Представители крупных «фирм» из Омска или Саратова, держались в тени, официально на «бирже» себя не объявляли. Переговоры вели кулуарно, как бы, между прочим. Чаще всего за столиком ресторана ВТО.
И всем театрам позарез требовались: молодой и мужественный «герой», молодая и красивая «героиня», неунывающий и весёлый «простак», «травести» на роли мальчуганов. Пачками требовались актёры на всё про всё. И все прибывшие надеялись: «Вдруг повезёт! Да так, чтобы на всю оставшуюся жизнь. Чтобы, наконец, всего себя без остатка отдать театру, который можно было бы назвать своим домом». А разве руководители театров, сотрясаемых ежегодной актёрской миграцией, приезжали на «биржу» не с той же мечтой о сильной, стабильной труппе?
Я начал выбираться. А вокруг неослабевающей массой, вытягивая шеи, напирали любопытствующие, обмениваясь на ходу ничего не говорящими постороннему слуху репликами:
— Еду в Кинешму. Там «Утиную охоту» пробили. Главный режиссёр роль Зилова пообещал…
— Вампилова и на сдаче спектакля управление культуры зарубит. Начальство этого драматурга терпеть не может. Особенно в провинции. В Москве - даже Ефремов еле пробил эту постановку, а уж в провинции…
— У меня невезуха. Заикнулся, что жена когда-то в оперетте работала, в момент трудовую книжку вернули. Не нужна им, видишь ли, «субретка». Марию Стюарт подавай. Да моя Валентина, когда в челябинской драме служила, эту Стюарт так лихо на премьере сыграла, что жена главного своему муженьку заявила: «Или я, или она! В очередь играть с этой актрисой не буду»! Пришлось, не дожидаясь конца сезона, с другим театром списываться и уматывать. А то бы с потрохами съели…
— Я всю жизнь Красную Шапочку играла, а режиссёр мне в этой сказке предлагает Бабушкой выходить. Хорошо не Волком. А свою благоверную, смех и грех, третий десяток Белоснежкой держит. Молодых актрис на пушечный выстрел к этой роли не подпускает…
— Саша, подождём ещё денёк-другой. Не хочу я в Южно-Сахалинск. Ребята говорили, в Хабаровске большие перемены. Новый главный театр принял. На «бирже» вот-вот должен появиться. Вдруг возьмёт…
Я выбрался на улицу и наткнулся на парня, держащего за руки очень симпатичную девушку. Эти обсуждали свои жгучие проблемы во весь голос и не обратили на него никакого внимания.
— Как «биржа», Танюшка? Потрясла?
— Что сказать...— Танюшка пожала плечами. — Я столько слышала о ней, но не могла себе представить, что будет так холодно и одиноко. Пока ты, Толя, не подъехал, я тут чуть с ума не сошла. Особенно, когда вокруг эти бесконечные и фальшивые ахи, объятия, поцелуи!
— Не торопись с выводами, — усмехнулся Толя. — Такова специфика нашей профессии.Мы же не можем как Станиславский и Немирович-Данченко решать свои проблемы в ресторане "Славянский базар". Поэтому с Сахалина, из Магадана, Барнаула съехались в одно место незнакомые люди, и кажется, что между ними нет ничего общего. Но это лишь на первый взгляд. Уже завтра все будут повязаны одной верёвочкой, именуемой театром. А через месяц-другой, на гастролях, мы будем трястись в раздолбанном автобусе по дорогам какой-нибудь нечернозёмной области, играть в крошечных клубах, под открытым небом на кузовах машин. Спать в кошмарных гостиницах, питаться консервами и ругать руководство, которое отсиживается в городе, получая от начальства благодарности за обслуживание сельского зрителя и разносы за плохое посещение театра зрителем городским. Вскоре мы обзаведёмся новыми друзьями, любимыми и даже семьями. А через полгода начнём клясться, что бросим к чёртовой матери этот театр, если не дадут квартиру вместо комнаты в общежитии. Весной будем ждать приличных гастролей и потихоньку мечтать о «бирже». Но после отпуска большинство из нас, перецеловавшись друг с другом, разойдётся по репетиционным комнатам, чтобы всё начать сначала.
— И это ты называешь театром? В институте мне всё представлялось иначе. Вот уже второй день мы бродим по «бирже», а толку? Ты всё пытаешься найти какого-то «своего особенного режиссёра»? — Эти слова она выделила с непередаваемо брезгливой интонацией. — И не надо на меня так смотреть, будто я ненормальная. Нагляделась я на них, пока тебя ждала. Ходят по «бирже» — нос кверху, не подступись. Сунешься с вопросом — тебя начинают, как на аукционе, разглядывать, чуть ли не ощупывать, вопросы сальные задавать. Противно!
— Согласен, Танечка, — мягко сказал Толя. — На «бирже» хватает ловцов хорошеньких девушек. Но настоящие режиссёры здесь сидят, а не ходят. Сидят и ждут, когда мы к ним на поклон пожалуем.
— На поклон?! Ты с ума сошёл от этой карусели? Никогда! Всё равно эту «биржу» возьмут и когда-нибудь закроют.
— Если «биржу» закроют, роднуша моя, будет скверно, очень скверно. Устроиться на работу по переписке с театром нелегко.
«Что ж, — подумал я, — сделаем заход.
На стол с табличкой «Камчатский театр драмы» я налетел сразу. Каких-то полчаса назад его здесь не было. Места в центре припозднившимся камчадалам уже не нашлось, их притиснули у самого входа.
Мне приветственно махнул рукой мужчина.
— Добрый день, молодой человек, — он указал рукой на свободный стул. — Садись. Меня зовут Александр Михайлович. Я главный режиссёр этой конторы, — он небрежно махнул рукой в сторону таблички. — А ты, дружок, похоже, только из гнезда вылетел?
— А как вы догадались? — обрадовался и зачастил: — Вот моё свидетельство об окончании студии.
— Не оценили в родных стенах?
— С устройством дома возникли проблемы. Вот меня на «биржу» и потянуло.
— «Во флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса»,. Не ты первый, не ты последний. Правда, бригантины в наши воды уже давненько не заходили, но морозы за тридцать с ураганным ветерком и сугробами выше пятиэтажек я тебе обеспечу месяцев на шесть-семь. Не страшно будет оставлять, папу с мамой, друзей закадычных?
Я мотнул головой.
— Отлично. Кого ты изображал в студийных спектаклях, спрашивать не буду. Проверять, как читаешь, с выражением или без оного, «Тучки небесные, вечные странники», мне тоже ни к чему. Что ты не Ромео — это по твоей весёлой физиономии видно. Скажу тебе по секрету, в театре у меня собственный «Ромео» частенько без дела болтается. А вот рабочего паренька в производственной драме, деревенского гармониста в сельской пасторали изобразить просто некому. Ты на чём-нибудь играешь?
— На аккордеоне.
— Ну, брат, тебе цены нет. Только я всё-таки побаиваюсь, а не могут ли тебя заставить в твоём родном театре плясать барыню ещё годика два за твои распрекрасные корочки? А мне в министерстве шею намылят за то, что беглого артиста у себя припрятал. А?
— Не намылят! — решительно сказал я. — Новые ставки театру не утвердили ещё. Вся студия повисла в воздухе. И всех гуртом загоняют во вспомогательный состав. А кто кочевряжился — отправили на все четыре стороны.
— Ладно, выше нос! Беру я тебя в основной состав. А к ставке твоей семидесяти пяти рублёвой, доложу я тебе, в наших краях очень приличные северные надбавки имеются. Не пропадёшь. Оставляй мне в залог нашего доверительного договора свои корочки, получай проездные. Учти, это на дорогу лишь в одну сторону. Смотри не загуляй на радостях. С вашим братом это случается. Подъёмные на месте получишь. Только условие — мотай с биржи сей же час. И чтоб больше я тебя тут ни за одним столом не увидел!
— Не увидите! — весело сказал я.
Уже на выходе из клуба, со смятыми красными десятками в руке, я столкнулся с Таней и Толей.
— Клад нашёл?! — в один голос спросили оба.
— Нет! Настоящего режиссёра!
Свидетельство о публикации №123090203352