Вина, цикл

ПРОЛОГ

Ответы разные находим
Хоть темы общие берем.
Проходим разные дороги,
А ведь идем одним путем.

Ответы, так как и вопросы,
Находит каждый для себя.
Решает что нельзя, что можно
И можно ль делать, что нельзя.



ВИНА И СТЫД

Вина может быть только личной — вина в том, что сделал я сам или чего я делать не стал!
   - В. Франкл

Вина и стыд - два разных чувства:
Одно зависит от другого,
Но не всегда и в том искусство
Успеха богатеев новых.

ВИНА всегда индивидуальна
И не доступная толпе.
Есть личности многострадальны,
А есть в которых чувства нет.

Вина внутри и каждый знает -
Сказал не так и взял не то,
И пусть никто не замечает
Вину ты знаешь всё равно.

СТЫД познаётся перед кем то,
Когда отступишься порой,
Когда нарушил нормы первым,
И больше взял, чем кто другой.

Стыд обязательно пред кем то,
Пусть перед зеркалом своим...
Иль за кого то стыдно верно
За тех, кто близок, за родных. 

Так было раньше. И в общине
Или в сообществе людей
Бойкот являлся мощной силой
И наказаний всех сильней. 

Теперь забыты эти чувства,
Теперь кто сильный - тот и прав.
И на верхушке в кругу узком
У тех кто крал есть свой устав. 

Они стыдят других убогих,
В ком совесть есть и, от стыда,
Переступить мораль не смогут
И имя  "лох" всем им тогда.




СВОЯ ВИНА

Совесть обычно мучит не тех, кто виноват.
        - Эрих Мария Ремарк

Свою вину мы помним дольше,
Чем наши добрые дела.
Она подтачивает тоньше
И ранят душу, как игла. 

Теперь, когда уж не исправить,
Сейчас, когда забыли все,
На сердце повернётся камень
Напомнит тихо о себе.

По глупости иль оробевши
Кому-то не сказал «прости»
И молча вслед смотрел ушедшим,
Теперь мне не отдать долги.

Звонки откладывал на «после»,
И письма тоже на «потом»,
Хоть находился близко, возле...
Но не решился, не зашёл. 

Минули годы и декады
И каждый сам себе судья...
Забыто надо что, не надо.
Никто не помнит. 
Помню я!


ПСИХОЛОГИЯ СМЕЩЕНИЯ

Психологический приём,
Описанный когда-то Фрейдом -
И заключается он в том,
Свою вину излить на ком-то.

Сам никогда не виноват,
А тот кто ближе и слабее.
И с каждым разом во сто крат,
То убеждение сильнее.

“Держи вора” - похож приём,
Но бессознательный по сути…
Мы никогда его не ждём
 И удивляемся до жути.

“Смещение” - как приговор  (1)
За совершённые ошибки...
А кто их сделал - прокурор!
Других винить его попытки!

.Привычно “жертву наказать” -
“Не лучше шла б своей дорогой?”
Должна же жертва понимать,
“Лишь притворялась недотрогой”

Конечно это форма лжи
Тех, кто умом немного сдвинут…
Но есть другие - и грехи
Свои кому-то перекинут.

Они знакомы нам вполне
В политике и в личной жизни.
“Смещение” - и вам, и мне
Узнать о нём совсем не лишне.


(1) Смещение (Сдвиг) - Ранняя теория Смещения была предложена З. Фрейдом в его книге "По ту сторону принципа удовольствия" - Защитный механизм, выражающийся в том, что человек совершает замену первоначального объекта другим раздражения - другим, тем, кто слабее, доступнее..




ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВНОЙ ВИНЫ

Не существует никакого великого зла, кроме чувства вины.
• Марк Туллий Цицерон




Хоть термин был введён недавно
И был он к немцам применён,
За службу Гитлеру исправно,
Давно известен был приём.

Так коллективно отвечали
Народы побеждённых стран.
В рабы, в наложницы сдавали
Таков порядок с неба дан.

Солдатам крепость отдавалась
На беспредельство на три дня.
И коллективно раздиралась -
Кровь проливалась там не зря.

Потом винили всех за предков,
Когда семью, когда народ.
Принадлежание было меткой,
С запретами на выход-вход.

Бывает коллектив виновен,
Толпой идущей не погром.
Или линчующих со сходен,
И поджигающая дом.

Толпа обычно безнаказна,
Ни доказать, ни обвинить.
Лишь, кто зачинщиками назван,
Возможно, смогут заплатить.

По мне - никто винить не смеет
За то, что ты не совершил.
Лишь кто вину в душе имеет,
Тот и решает, как бы смыл.





КОЛЛЕКТИВНАЯ ВИНА ЕВРЕЕВ

Во всем виноваты евреи.
Это их Бог нас всех сотворил.
    - Ежи Лец

За всё на евреев найдётся судья.
За живость, за ум, за сутулость,
За то, что еврейка стреляла в вождя,
За то, что она промахнулась.
    - И. Губерман

За что евреи виноваты?
Они не приняли Христа.
Своей историей богаты,
Его не приняли дебаты
“Любить врага, как будто брата”
И сдали римлянам пока.

Врагов другие не любили,
Зато молились и клялись,
Еретиков живьём палили,
И ведьм, что может и не были,
И Галилея обвинили,
Но, помолившись, обошлись.

Христос святым в то время не был -
Скандалил возле храма он,
Он фарисеев всех ославил,
Нарушил очень много правил,
Себя как сына Бога ставил,
Был для Пилата - пустозвон.

По древнеримскому закону:
“Нет человека - нет проблем”
Его распяли, как икону,
Две тысячи лет предали звону
И в небесах, поближе к трону,
Одним из Троицы стал всем.

В альтернативном варианте,
Не умер он и не воскрес,
Не стал он мучеником после
И не поднялся б до небес,
Нет христиан Христоса без,
Евреи б избежали стресс,
Нет христиан в помине вовсе.

Но не случилось и с тех пор
Во всём евреи виноваты -
За недород, чуму и мор,
Врачей-вредителей позор,
И что у власти каждый вор, -
Погром на их дома и хаты.

Их приглашали короли
Для экономики развития,
Потом же, за свои долги,
Их убивали, как могли,
В сараях, в крематориях жгли,
А всё за древнее событие.

Виновны все, и стар и млад,
Пред христианами, пред миром.
И их унизить каждый рад,
Себя возвысив в новый ряд,
Погром - как праздник и парад,
Ну, а потом, закончить пиром.



БРЕДЕТ ПО МИРУ АГАСФЕР

Бредёт по миру Агасфер*
И в дождь, и в снег, в жару и вьюгу,
Везде уже оставил след
Две тысячи лет прошли по кругу.

Легендой проклятый давно
И платит дань он суеверию.
А вместе с ним весь род его
Подвержен мукам и гонению.

В любой стране нежданный гость
Терпимый временно - прислугой,
Наполнен путь его насквозь
Презрением, завистью, испугом.

За тысячи лет он поумнел
И знает место своё в жизни -
Он в гетто жил, в костре горел,
И при погромах был избитым.

А в перерывах он играл
На скрипке или на рояле,
Законы мира открывал...
Но перерывов было мало.

Был обвинён во всех грехах,
На нем срывали свою злобу
Те - не прощавшие ума,
Кому он перешёл дорогу. 

Идёт по свету Агасфер
Есть у него другое имя:
Вот "Вечный Жид" - вам по душе?
Под этим именем ищите.
 
 
* Агасфер (лат. Ahasverus), или Вечный жид — легендарный персонаж, по преданию обреченный на вечные странствия по земле до Второго пришествия Христа. Фигура «Вечного жида» появляется в сюжетах европейской литературы и живописи.





КОЛЛЕКТИВНАЯ ВИНА ХРИСТИАН ИЛИ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
                - Бенедикт Спиноза

И надо мной и над тобой,
Проклятием на всех -
Висит, как меч над головой
Тот “Первородный грех”.

"Запретный плод” -
Не столько он - “желание" его!
Дал наказание всем Бог -
“Брысь с рая моего!”

"Теперь вы смертны и теперь
Потомкам вашим всем
Закрыта будет рая дверь
При жизни насовсем!”

Да как же так? Ведь нам сказал
Пророк сам Иезекииль -
“Сын не в ответе за отца” -
Он с Богом говорил.

А тут далёкие пра-пра…
Виновны - сняли фрукт!
И где же тут моя вина?
Да я не знал тех двух!

Учтите - грех для христиан!
В исламе его нет.
И в Торе нет, читал я сам…
Как грех увидел свет?

Так вот, Блаженный Августин
Придумал всем его
В четвёртом веке.  Только с ним
Католикам везло.

Для православных тысяча лет
Прошла, пока они
Себе приняли этот грех,
А до того - ни-ни.

А до того - безгрешны все,
Хоть и не все святы.
А, впрочем, что в одном грехе,
Когда их просто - тьмы?

Тот грех никак не искупить,
Спасибо праотцам.
Так как же быть? Так как же жить?
Зачем тот плод был нам?


Первородный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета «от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17).

Концепция «первородного греха» есть только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе её нет.

Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354—430) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану»

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, после того как был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Католической Церкви о православной вере», 1723 года




ВИНОВАТ ЛИ НАРОД?

“Наш ближний это не наш сосед, а сосед нашего соседа” – так думает каждый народ»
    - Фридрих Ницше

Народ ни в чём не виноват!
Была такая аксиома,
Виновны лишь, кто зло творят;
И только лично.   Как знакомо.

Народ сермяжной правдой прав,
Толстого и Руссо идеи.
Народовольцев был устав,
И коммунистов то же мнение.

Но за Иуду весь народ
Две тысячи лет уже страдает,
Причём, Иисус ему не в счёт,
Что все привычно забывают.

Карал Господь за общий грех
Содом, Гомору и народы;
Потоп, он был один на всех,
Как и явления природы.

Допустим, общая черта
Пить беспробудно, брать чужое -
И только власти слабина,
Народ своё возьмёт без боя.

Задача власти - фокус дать,
Назвать врага и цель поставить,.
Историю переписать,
Характер дальше будет править.

Возможно. что другой народ
Познает общее возмездие.
Неверен аксиомы ход,
Бывает, что виновны вместе.



КТО ВИНОВАТ?

Во многом виновата власть. И в остальном тоже.
      - Джонни Депп

«Кто виноват»? Вопрос стоял
С древнейших пор и на Руси,
Где правду просто узнавал -
«Сначала бей, потом спроси».

И, чтобы запугать чужих,
Уроком били по своим.
Для психологии это штрих
К шизофрении применим. 

Потом другой вопрос стоял -
 «Что делать?» после задавали.
На самосуд есть трибунал,
Об этом часто забывали.

Менялся строй, менялся трон,
Но принцип в силе неизменен.
Вопросы те же. Тот же тон.
Диагноз временем проверен.

Есть оправдания, тьма причин,
Есть объяснений вереница
Есть кровь и слёзы. До седин
Их не забыть.  И не отмыться.


ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Как быть? Что делать?
Вот вопросы всегда волнующие Русь.
Кто виноват? Кого повесить?
Кого в Сибирь? Пустая грусть.

Патриотизма выше знамя,
А кто не с нами - значит враг.
Из искры возгорится пламя!
Спасти Россию знаем как..

Все больше местные вопросы,
Вам не до мировых проблем,
"To be..." решать вам не придется
За вас решат, решат совсем.

Те, кто слезам, увы, не верит,
Которым кровь, что вам вода.
А вы ищите виноватых,
Как быть, что делать вам тогда?


РЕЗУЛЬТАТ

Чувство мести - чувство раба. Чувство вины - чувство господина.
            • Николай А. Бердяев

Таков обычно результат,
Кто “шапкой закидать” стремится -
Завалит трупами солдат
И этим будет же гордиться.

И оправдает потом всё
Ошибки, глупость и измену,
Невинных жертв небытиё,
Их смерть использует примером.

Забыв о том, кто виноват,
Патриотизма выше знамя...
На смерть бесчисленных солдат
Зажгут огонь.  Вот вся им память.

Страницы вырвет из истории,
Напишет новые с бравадой...
На них растут, увы, так многие
Считая прошлое - "так надо".


КТО ЗАДАЁТ ВОПРОС

Вопрос "что делать", "как нам быть",
Рожден умом интеллигента
Улучив время для момента...
Его б послать канаву рыть. 

Лишь тот, кто сыт, обут, одет
"Быть иль не быть" вопрос имеет.
Тот, кто от корки богатеет
Тот хочет жить - и весь ответ.

Принц Гамлет пусть катался в масле,
Ночами призрак донимал...
Шекспир тогда еще не знал -
Диагноз Фрейда всем нам ясен.

Наверно сыт был и Сократ
Коль он на все искал ответа,
Не слушал он жены совета
Конец его - конечно яд.

Нет, не сознание, а почва
Так создается бытием
Где сытый бедному дает
Идеи. Это знаю точно.



ВО ВСЁМ ВИНОВАТЫ МАСОНЫ

Вини себя или же не вини никого.
        - Марк Аврелий,

Как часто мне слышатся стоны -
“Во всём виноваты масоны!”
В распаде системы, что сгнила,
Что нет в экономике силы,

Что нищими многие стали,
Что лучших из нас убивали.
Что власть - уголовников стойло
И лишь корешам их не больно.

Масоны во всём виноваты,
"Ату их, к ответу ребята!"
И звонче кричат “патриоты”
У них нет получше работы.

Искали виновных и прежде -
Убрать их - и будет надежда.
Народа врагов убирали,
А годы спустя оправдали.

С масонами всё же сложнее -
Не все там похоже евреи.
Там очень достойные люди -
Цвет наций - других уж не будет.

И признаков нет их влияния,
А только невежей признания.
Кто беды свои и ошибки
Припишет другим все без скидки.

Не знают они, что в их храмах
Равны все и расы и страны.
Религии все там не важны
И лишь созидают отважно.

Для тех, кто разрушить лишь может
Такое собрание не гоже.
От них и проклятия со стоном -
“Во всём виноваты масоны!”



ВСЕГДА В ВИНЕ

Пред Богом, мы всегда в вине
Виновны грешники, святые
Не важно знаем то иль нет,
Ему знакомо наше имя. 

Молиться и поклоны бить,
Всю ночь вымаливать прощение...
А может жизнь иначе жить,
Чтоб не съедало угрызение. 

Считается, что Он безгрешен,
Что много больше, чем святой.
Потоп и войны, ад кромешный,
Сибирский холод или зной.

Что это просто наказание
Всем нам за прошлые грехи.
А то, что дети пострадали -
«Лес рубят, щепки...», знаем мы.

Адам виновен или Ева,
Но платим мы из рода в род.
Ну как вы про-отцам замену
Найти? Ведь время лишь - вперёд.

Есть судьбы за которых Богу
Вовек не вымолить прощений
И перед "избранным народом",
За кровь и слёзы поколений.

За тех, кто был сожжён живыми,
За стон растерзанных детей,
За тех, закопанных в могиле,
Ещё дышащих матерей. 

Нет и не будет оправдания
Той всемогущей доброй силе,
Что безразличная к страданиям,
К себе любви всегда просила.



НЕ ВИНОВЕН

Звонок. Я открываю дверь,
Седая женщина с порога:
"А дома ли отец?  Ах, нет?
А можно подождать немного?"

Присела медленно, устало,
Сидела молча на краю.
Пришел отец. Она привстала:
"Спасибо Вам я говорю"

Мне десять лет,
Остолбенев, и рот раскрыв я молча слушал,
Рассказ о прошлых страшных лет,
Как правда выбралась наружу.

В конце тридцатых, муж ее
Директором был Запорожстали.
А мой отец был у него
Помощником, чего не знал я.

Завод тогда был знаменит -
Вожди и гости приезжали,
И мой отец один из тех
Кто их встречали, провожали.

Орджоникидзе, Ворошилов,
Димитров, прочие верхушки...
А мой отец их видел близко, 
Их знал совсем не понаслышке.

А муж ее был арестован,
Судим, расстрелян.  И она
С двумя детьми по эшелонам
В Сибирь отправлена была. 

Двадцатый съезд, реабилитация.
Она вернулася в Москву,
И подняла дела и акции
По делу мужа. Лист к листу.

По делу мужа проходило
Свидетелей так восемьсот,
Но НЕ ВИНОВЕН" исходило
От одного лишь. Вам поклон. 

Она приехала чтоб лично
И поклониться и сказать...
А для меня зарубкой в жизни
Тот день.
    И чувств не передать. 



ЗАЧЕМ?

Её спросил судья пристрастно:
«Зачем соседей отравила?»
Она в глаза взглянула ясно:
«Так по инструкции всё было».

«Там было сказано: "Учтите,
Чтоб был бы лучше результат -
С соседями клопов травите."»
Ну, а теперь кто виноват?



ЭПИЛОГ

Когда приходит Судный День*
Мне судьбы чудятся иные:
Их осудили на смерть всех -
Виновных в том, что лишь другие.

Услышал как-то я сравнение
И поразился правоте:
"Еврей - он вроде канарейки,
Живущей в шахте, в темноте.

Она живет, пока живется,
Но  газ проник под шахты свод -
Ей первой умереть придется,
Ну а затем - другой народ".

Наверное не зря нашивки
Звезды Давида на груди
Как канарейки в клетке бились
И знали - вряд ли им уйти.

И канарейкой задохнулись
Вдохнув "циклона" едкий смрад...
Мои родные не вернулись...
Но тем другим настал закат.

Все те, историю кто знает
Те согласятся - да, правы.
Все, кто евреев изгоняет
От них остались лишь следы.

Следы былой и бурной славы,
Следы побед, былых границ.
Не слышен гром былых литавров,
Не виден блеск их колесниц. 

От них остались лишь предания
В Завете Ветхом об одних,
В учебниках, несущих знания,
В былинах, сказках о других.

А есть которые не знают,
Что их конец уж за углом,
Былым величием бряцают,
И восхваляют свой дурдом.

Но Судный День придет для всех,
Для нас, для них. Без веры, с верой,
И чьи-то слезы, чей-то грех
Судья оценит полной мерой. 

Судный Лень в еврейской религии - Йом-Киппур - «День искупления», «Судный день») — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год.


Рецензии