Конкурс на досуге - 164. Задание!
Как в прошлый раз мы выяснили, каждый день что-нибудь да происходит. Но только один раз в году начинается осень. Осень пришла! А что это значит? В буквальном смысле слова. А в иносказательном? Начало осени. Самое её начало... В любом случае, это красота увядания. А что следует ждать потом? Сбрасывание всего, что есть. И как поэтично шуршать сброшенными лисьями. Но всё когда-нибудь заканчивается и бывает невозможно вернуть...
Итак объявляется тема 164 конкурса На досуге:
Nudo vestimenta detrahere.
СНИМАТЬ ОДЕЖДУ С ГОЛОГО (о невозможном).
________________________________
Изречение выдающегося римского комедиографа Тита Макция Плавта (лат. Titus Maccius Plautus, ок. 254 до н. э., Сарсина, Умбрия — 184 до н. э., Рим).
Затевать бесполезное дело бывает навязчивой идеей. Образная поговорка охлаждает пыл. Но как любим мы оглядываться в прошлое и ностальгировать о том, от чего, бывает, уже ничего не осталось. Возврат в прошлое, к ушедшим любимым, чтобы исправить ошибки как попытка войти второй раз в одну и ту же реку.
Но есть и другой ракурс: отнять последнюю рубашку = обобрать до нитки. Что взять с человека, или требовать, если у него ничего нет. Но некоторые умудряются. Здесь просматривается отсутствие милосердия и мудрости, когда дают взаймы человеку, заведомо зная, что он не сможет вернуть долг. Сколько потеряно было таким образом друзей! Как только дал в долг - всё, потерял друга. Что же делать? Как помочь? А не давайте в долг, дарите столько, сколько можете простить и забыть. И в этом мудрость. Так можно обезопасить себя от разочарования.
Есть выражение "гол как сокол". Почему?
Эта фраза никаким образом не относится к птицам, даже с учётом того, что молодые соколы во время линьки теряют чуть ли не все перья. «Соколом» в древней Руси именовался железный либо деревянный таран, который подвешивали на опорах и цепях, раскачивали, и били им в ворота или стены крепости, которую собирались захватить. Данное орудие было гладким и ровным, то есть голым.
Ещё «соколом» на Руси могли называть металлический пест, имеющий форму гладкого цилиндра, для растирания зёрен в ступе. Сегодня фразу «гол как сокол» используют для обозначения очень бедного человека, не имеющего ни земель, ни доходов, прямо как птица сокол.
"Без сучка и задоринки" такой гладкий таран, пест или кол наглядно служил состоянию бедности. Но сама эта голая гладкость уже меняет смысл на безукоризненность и отсутствие недостатков так, что зацепиться не за что! Как голая правда, которую не продашь и не заберёшь обратно. Что с неё взять, если это правда? А если нет? Если речь идёт об обманном пути? Всплывает другое выражение, которое поменяло кардинально своё первоначально значение:
"Взятки гладки" - значит ничего от этого человека не добьешься, ничего не получишь, взять с него нечего.
Выражение "взятки гладки", увы, очень старое (и это только подчеркивает, сколь давно стоит проблема взяток на Руси) . И, конечно же, оно связано со взяточничеством подъячих, воевод и других чиновных лиц средневековой Руси. Как пишет Словарь русской фразеологии, некогда взятки еще не были "гладкими" (то есть нулевыми) . Брать их разрешалось в зависимости от занимаемого положения. Но вот появился "Судебник", свод законов Ивана Грозного (это 1550 год) . Начинается официальная борьба со взяточничеством. При Борисе Годунове, например, дьяков, которые брали взятки, не только публично секли, но и возили по городу, причем на шею вешали тот самый "незаконный принос".
Но даже такие жестокие наказания не смогли искоренить преступный обычай в среде русского чиновничества. Так что гладкими (никакими, нулевыми) взятки оказывались лишь у тех, кому дать было нечего, или же у тех.. . кто мог себе позволить ничего не давать! Почти пять веков прошло со времен "Судебника", а взятки так и остаются взятками. Правда, сочетание это - взятки гладки - в прямом своем значении уже не используется. И значит теперь, как мы уже упоминали, одно: нечего взять с человека, ничегошеньки от него не добьешься.
Смотрите, как многогранна дошедшая до нас мудрость жизни в известных выражениях. Каким бьёт ключом! Вдохновляйтесь, поэты, используя свою собственную образную линию в том ракурсе, который по душе! А пока обратимся к творчеству известных и поищем что-нибудь на тему, если получится. Лишь бы нашлось за что зацепиться! А там вырисовывается бескрайнее поле фантазии и самовыражения:
Нищий
/Михаил Лермонтов/
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
*
Ты отнял у меня и свет и воздух...
/Мария Петровых/
Ты отнял у меня и свет и воздух,
И хочешь знать — где силы я беру,
Чтобы дышать, чтоб видеть небо в звездах,
Чтоб за работу браться поутру.
Ну что же, я тебе отвечу, милый:
Растоптанные заживо сердца
Отчаянье вдруг наполняет силой,
Отчаянье без края, без конца.
1958
"Знаешь ли ты, что такое горе?"
/Вероника Тушнова/
Знаешь ли ты, что такое горе,
Когда тугою петлей на горле?
Когда на сердце глыбою в тонну,
Когда нельзя ни слезы, ни стона?
Чтоб никто не увидел, избави боже,
Покрасневших глаз, потускневшей кожи,
Чтоб никто не заметил, как я устала,
Какая больная, старая стала…
Знаешь ли Ты, что такое горе?
Его переплыть — всё равно что море,
Его перейти — всё равно что пустыню,
А о нём говорят словами пустыми,
Говорят: “Вы знаете, он её бросил…”
А я без тебя как лодка без вёсел,
как птица без крыльев, как растенье без корня…
Знаешь ли Ты, что такое горе?
Я Тебе не всё ещё рассказала, —
знаешь, как я хожу по вокзалам?
Как расписания изучаю?
Как поезда по ночам встречаю?
Как на каждом почтамте молю я чуда:
хоть строки, хоть слова оттуда…. оттуда….
"Я любовь узнаю..."
/Марина Цветаева/
Точно гору несла в подоле -
Всего тела боль!
Я любовь узнаю по боли
Всего тела вдоль.
Точно поле во мне разъяли
Для любой грозы.
Я любовь узнаю по дали
Всех и вся вблизи.
Точно нору во мне прорыли
До основ, где смоль.
Я любовь узнаю по жиле,
Всего тела вдоль
Cтонущей. Сквозняком как гривой
Овеваясь, гунн:
Я любовь узнаю по срыву
Самых верных струн
Горловых,- горловых ущелий
Ржавь, живая соль.
Я любовь узнаю по щели,
Нет!- по трели
Всего тела вдоль!
*
Евгений Евтушенко
"Не исчезай..."
Не исчезай... Исчезнув из меня,
развоплотясь, ты из себя исчезнешь,
себе самой навеки изменя,
и это будет низшая нечестность.
Не исчезай... Исчезнуть — так легко.
Воскреснуть друг для друга невозможно.
Смерть втягивает слишком глубоко.
Стать мертвым хоть на миг — неосторожно.
Не исчезай... Забудь про третью тень.
В любви есть только двое. Третьих нету.
Чисты мы будем оба в Судный день,
когда нас трубы призовут к ответу.
Не исчезай... Мы искупили грех.
Мы оба неподсудны, невозбранны.
Достойны мы с тобой прощенья тех,
кому невольно причинили раны.
Не исчезай. Исчезнуть можно вмиг,
но как нам после встретиться в столетьях?
Возможен ли на свете твой двойник
и мой двойник? Лишь только в наших детях.
Не исчезай. Дай мне свою ладонь.
На ней написан я — я в это верю.
Тем и страшна последняя любовь,
что это не любовь, а страх потери.
*
Вот мы и подошли к теме осени жизни человека, а там и последняя любовь и потери... и много чего уже невозможного. Но само чувство отчаяния, как мы увидели в стихах выше, это уже приобретение, когда кажется, что всё упущено. Оно "...вдруг наполняет силой" и даёт особый потенциал к творческому настроению.
***
Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени! Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.
***
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
ВНИМАНИЕ!!!
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.
ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:
1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше! Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!
Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
ВНИМАНИЕ! Приём работ до 24.00 субботы!!! Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________
Иллюстрация: Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) - русский и советский художник-живописец и график.
Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №123090100409