Предание третье. Американский мост

На фото 1900 года металлический Американский мост с трамвайными путями. 

Мода на американские мосты, как выяснилось в последствие в русской интерпретации, буквально поразила Россию в середине XIX века. Особенностью данной конструктивной системы мостостроения было наличие одного или нескольких пролётов, решенных в виде сборной фермы, опиравшейся на береговые или промежуточные опоры. Так как такая система называлась американской, то и за автомобильно-пешеходным мостом через реку Которосль на Московском проспекте в городе Ярославле, закрепилось название Американский. Самый старый в Ярославле деревянный мост соединил центр города с южной его частью.
Пионером подобного мостостроения в России был Джордж Вашингтон Уистлер (19 мая 1800, Форт-Уэйн, Индиана — 7 апреля 1849, Санкт-Петербург) — американский железнодорожный инженер. Уистлер приехал в Санкт-Петербург летом 1842 года и занялся строительством фортификационных сооружений, военно-морского арсенала и доков в Кронштадте; руководил эксплуатацией мостов через р. Нева; консультировал строительство моста через р. Северная Двина в Архангельске и стального моста через Неву, используя при строительстве дорог американские методы и американское дорожно-строительное оборудование. Кроме того, Уистлер привёз с собой в Россию чертежи моста новейшей по тем временам системы американского изобретателя Уильяма Гау, запатентованной в 1840 году. Эта конструкция была использована, в частности, при постройке деревянных Американских мостов через Обводный канал в Санкт-Петербурге. Суть проекта заключалась в том, что мостовой пролёт являлся деревянной фермой с раскосами, стянутой поперечными железными стержнями (использование двух материалов в несущих конструкциях было новшеством). Металлические элементы сделали мост значительно прочнее без существенного увеличения веса сооружения.
Система Гау была теоретически перепроверена и усовершенствована русским инженером Дмитрием Журавским. Журавский доказал, что чем ближе к опорам, тем больше нагрузка на вертикальные тяжи и раскосы, и предложил делать элементы фермы разной толщины в зависимости от их расположения. Эти предложения были поддержаны Уистлером и использованы во всех мостах в России. За труд «О мостах раскосной системы Гау», изданный в 1855 году, Дмитрий Журавский получил Демидовскую премию Академии наук. Его теорию высоко оценил великий русский математик Чебышев.
Отметим, что острая потребность в строительстве моста через Которосль, связывающего Ярославль с дорогой на Москву, существовала еще с XVII века, когда город быстро развился как крупный торговый и ремесленный центр. В «Путеводителе по Ярославской губернии», изданном в 1859 году, читаем:
«Весенний разлив Волги и Которосли, затопляющий недель на шесть всё низовье по берегам этих рек на большом пространстве, всегда производил величайшие затруднения в переправе через этот залив, особенно во времена ледохода. Не говоря о временах отдаленных, даже в первой половине XVIII столетия переправа здесь производилась на лодках и паромах». Кстати это печальное обстоятельство нимало способствовало получению Спасо-Преображенским монастырем платы за организацию перевоза.   
В начале XIX века во времена губернаторства Михаила Голицына был устроен наплавной мост через Которосль на барках. В 1821 году на средства купца Порфирия Оловянишникова был сооружён первый деревянный мост, получивший название Богоявленский (по названию ближайшей башни монастыря). Протяжённость моста составляла 480 саженей «через Которосль и на всем протяжении весеннего разлива ея». Но сооружение было узким, деревянные опоры моста часто рушились и его неоднократно приходилось перестраивать. Первая реконструкция произошла в 1831—1832 годах — мост на деревянных сваях, часто разрушаемых ледоходом, был заменён. На его месте была насыпана земляная дамба с тромбованным шоссейным полотном, длиной около 1200 метров и шириной 13 метров, обложенная крупным булыжником, а переправа осуществлялась по наплавному мосту. Для свободного протока воды весной в насыпи была предусмотрена арка «из крупного дикого камня» высотой 12 метров. Эта арку спроектировал и соорудил крепостной крестьянин Емельян Орлов. В 1853 году плавучий мост, оказавшийся неудобным в использовании и приводивший к задержке в перевозке грузов, был заменён деревянным, связывавшим дамбу и ярославский берег реки. Постройку его оплатили города Рыбинск и Ростов, заинтересованные в удобных транспортных связях с Ярославлем.
Газета «Ярославские губернские ведомости», сообщая о столь важной городской новости, писала: «Постройка моста через Которосль, начатая соборным молебствием 15 августа 1851 года, совсем уже окончена. 26 февраля, в день рождения Его Императорского Высочества, Благоверного Государя Великого Князя Александра Александровича, после литургии с благодарственным молебствием, совершенной в Спасо-Преображенском монастыре соборне преосвященнейшим архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением, предпринят был из монастыря крестный ход на реку и на середине нового моста в присутствии высших сановников города и при многочисленном стечении народа, покрывавшего берег и дамбу, совершён водосвятный молебен, в заключение которого, по окроплении моста святою водою, возглашено многолетие Государю Императору и Августейшему Дому. За два дня перед открытием моста произведено было испытание прочности постройки наносными тяжестями, опыт оказался вполне удовлетворительным. Будущею весною предстоит ещё проба, естественная, при вскрытии Волги и Которосли, но заслуженная известность мостов американской системы, по которой сооружен мост ярославский, ручается за стойкость его и в предстоящей борьбе с наводнением. Стоит поздравить Ярославль с этой обновой! По громадности работ и укреплений — это твердыня, по лёгкости и красоте стиля — премилая игрушка, по ценности сооружений — одно из лучших украшений города».
Примечательно, что Министерство от октября 21 дня, 1851 года приняло Положение «О содержании мостов американской системы», в котором в качестве § 1 было помещено следующее наставление: «Прочность мостов американской системы, по сооружении их, зависит от постоянного и своевременного за ними надзора и содержания в исправности. В сих главных видах, издается
настоящее положение к непременному руководству местного Инженерного Начальства».
А уже в 1873 году на месте деревянного был построен крытый железный ферменный мост.
В 1900 году по мосту была проложена трамвайная линия, соединившая Богоявленскую площадь с Московским вокзалом. Линия действовала до ноября 1975 года. В 1961—1962 годах железный мост был демонтирован, а рядом с ним построен современный железобетонный мост.
В 2009—2010 годах в рамках подготовки к празднованию тысячелетия Ярославля была проведена реконструкция моста: заменены пролёты, дорожное полотно, ограждения, освещение. Возле южного съезда с моста построена автомобильная развязка, связывающая Московский проспект с новым (Косым) мостом через Которосль.


Рецензии