Архетип умирающий и воскресающий бог
2. Иисус Христос (Христианство): Иисус является воплощением Божественного Сына, который пришел на землю, чтобы умереть за грехи человечества и воскреснуть, предлагая спасение. Его воскресение отражает веру в вечную жизнь через веру в него.
3. Адонис (Греческая и финикийская мифология): Адонис был богом красоты и плодородия, который был убит диким кабаном, но затем воскрешен восходом весны. Его история символизирует цикличность жизни, смерти и возрождения природы.
4. Бальдр (Скандинавская мифология): Бальдур был богом света и красоты, который был убит своим братом Ходером по проклятию Локи. Однако после Рагнарёка, конца света, Бальдур будет возрожден и управлять новым миром.
5. Инанна/Иштар (Месопотамская мифология): Инанна/Иштар была богиней любви, войны и воскрешения. По мифу, она проникала в ад и погибала, чтобы воскреснуть и возвратиться к жизни.
6. Думузи (или Таммуз) (у шумеров) был богом плодородия и растительности в шумерской мифологии. По мифу, Думузи отпраляется в ад. Однако, его смерть временна, и он воскресает, возрождаясь каждую весну и символизируя возвращение жизни и плодородия в природе.
7. Дионис (Загрей, Вакх, Сабазий, Бахус), является древнегреческим богом виноделия, винной пьянки и веселья. Его культ был особенно популярен в Древней Греции и Риме.
По мифологии, Дионис является сыном Зевса, главного греческого бога, и Семелы.
Мифы о Дионисе также известны его способностью умирать и воскресать. Он побеждал смерть и воскресал, возвращая себе жизнь и свойства бога. Это символизировало циклическую природу природы, сезоны, рост и увядание растений, а также идею вечного возрождения.
8. Телепину (в хеттской мифологии) — бог урожая и плодородия.
Начало повествования отсутствует, однако из последующего текста ясно, что бог Телепину внезапно исчез. Из-за этого в очагах погас огонь, боги и люди чувствовали себя обессилевшими, овцы и коровы перестали кормить своих детёнышей, зерно больше не созревало. Бог Солнца отправил посланцев к орлу и богу ветра с тем, чтобы они помогли в розыске Телепину, однако их старания оказались безуспешными. В конце концов мать богов Ханнаханна послала на поиски пчелу. Пчела нашла мирно спящего Телепину и, недолго думая, ужалила его, чтобы разбудить. Пробудившийся таким способом бог пришёл в ярость и причинил ущерба ещё больше, чем было, пока он спал. Даже боги были напуганы. Для укрощения разбушевавшегося Телепину была вызвана волшебница Камрусепа. При помощи заклинаний очистила она бога урожая от злобы и дурного настроения. Телепину возвратился, и земля снова стала плодородной.
9. Серапис (др.-греч. ;;;;;;;), Сарапис (дорич. ;;;;;;;), Сарапо (бактр. ;;;;;o) — эллинистический бог изобилия, плодородия, подземного царства и загробной жизни. Сераписа изображали как греческого бога, но с египетской атрибутикой, сочетавшей в себе иконографию многих культов, символизирующих изобилие и воскрешение.
У Сераписа и Исиды был сын Гарпократ, аналог египетского Гора.
10. Митра (в древнеиранской мифологии) - божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, справедливостью, договором, согласием и солнечным светом.
Митра был сыном непорочно зачавшей небесной девы и родился 25 декабря в пещере. У него было 12 учеников, и он был Мессией, давно ожидаемым народом. Согласно Дупию, Митра был приговорен к смерти через распятие и воскрес на третий день, взяв на себя грехи своих последователей. Ему поклонялись как воплощению Бога. Его последователи проповедовали суровую и строгую нравственность. У них было семь святых таинств. Наиболее важные из них — это крещение, конфирмация и евхаристия (причастие), когда «причащающиеся вкушали божественную природу Митры в виде хлеба и вина».
В Древней Авесте Митре отводилась важная роль посредника между людьми и богом, «которого не может ввести в обман никто». Созданный верховным богом Ахура-Маздой, он стал главным соперником Ахримана (воплощение абсолютного зла) и неустанно боролся с темными силами. Его значение стремительно возрастало, ибо по зороастрийским верованиям от борьбы добра и зла зависит весь миропорядок. Митра покровительствовал дружбе, награждал своих преданных почитателей славой и богатством, душевным покоем и многочисленным потомством. В ведении этого бога находились и материальные блага, и духовные добродетели.
В конце времен Митра должен был даровать благочестивым последователям вечную жизнь и блаженство.
О самом Митраизме можно сказать, что он подобно христианству, связывал победу Вечного Добра над мировым злом с приходом Спасителя, обещая верующим бессмертие души и воздаяние в ином мире. Смысл обрядов, заключался в преображении и очищении человеческой природы и создании неразрывной связи с богом. В христианстве сохранилось и немало формальных пересечений с элементами культа и символики митраизма.
11. Персефона в греческой мифологии - дочь Зевса и Деметры, богиня растений и плодородия. Однажды она была похищена богом Аидом и отправлена в подземное царство, которое он правил. Деметра, матерь Персефоны, отчаянно искала свою дочь и в своем горе остановила рост растений на Земле, из-за чего царствовал голод и неурожай. Боги решили вмешаться и выслали Гермеса, чтобы он попросил Аида освободить Персефону.
Однако, Персефона попробовала плоды граната, который принесла ей еда в подземном мире, и съела несколько семян. Поэтому, пока она была госпожой подземного царства, она не могла покинуть его навсегда. В конечном итоге, боги пришли к решению, что Персефона будет проводить по три месяца в году с Аидом в подземном мире, а остальную часть времени она вернется к матери на Землю.
Таким образом, Персефона воскресала каждый год и возвращалась к своей матери, что приводило к началу весны и возрождению растительности.
12. Аттис был фригийским и фракийским богом плодородия, растительности и весны. Также умирал и воскресал на третий день.
ВЫВОД:
Смерть следует за потерей плодородия, затем мир омолаживается и плодородие возвращается. Согласно теории Дж. Фрэзера подобный образ олицетворяет смену времен года и связан с земледелием.
Смерть божества — это разрушение и гибель мира, возврат к первичному Хаосу, а воскресение — сотворение нового мира. В этом, как писал Элиаде, проявлялось единство противоположностей (coincidentia oppositorum), поскольку жизнь невозможна без наличия смерти: «то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт» (1Кор. 15:36).
В каждом из этих случаев история воскрешения символизирует возрождение и продолжение жизни после смерти, а также понимание цикличности и вечности.
Свидетельство о публикации №123083105422