Большой Гатчинский дворец

Из  http://stihi.ru/2023/08/29/4221 Сборник «Прогулки по Петербургу, 2023»

Мы едем в Гатчину! Автобус
Привёз из дома прямо в Парк -
Императрицы щедрый бонус
Любимцу графу: щедро так
Усадьбою вознаградили
За верность в службе и любовь
Григория Орлова. Дивный
Надел земельный за разбой –
Переворот, приведший к власти?!
Орлов почил, а царский сын -
Наследник Павел, стал здесь счастлив.
Он на плацу, в боях пустых –
Потешных на прудах сраженьях -
Осуществлял природный дар
Вести войска; воображенье,
Мальтийский орден и угар
Желания всем миром править
В нём воплощались в той игре.
Мария Федоровна ради
Супруга Павла, всё презрев,
Служила рьяно долголетью
И славе гатчинских палат.
Потом при Александре Третьем
Похорошел пейзажный сад.

Однажды царь в пруду рыбачил,
Когда пришел к нему гонец
Посла Европы. - «Будет, значит,
Он ждать, пока я, наконец,
Не вытащу большую рыбу!
Европа подождёт. Не выйду!»

Мы по дворцовым бродим залам,
На утварь царскую глядим.
Нам нимфа Эхо подсказала
«Кто гнал французов», «хомуты
Кто утащил из подземелья»...!
Забавам этим - сотня лет,
Но всё, как встарь, и страсть к музеям
Не стала меньше. Разве нет?

   Большой Гатчинский дворец был построен в 1766-1781гг в Гатчине по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Расположенный на холме над Серебряным озером дворец сочетает в себе темы средневекового английского охотничьего замка и загородной русской усадьбы. Интерьеры дворца - образец русского классицизма рубежа XVIII-XIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи. В 1765 году Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу (будущий город Гатчина) у князя Бориса Александровича Куракина и подарила её своему фавориту графу Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за организацию дворцового переворота, в результате которого она стала императрицей. До 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года».
   Здание дворца состояло из трёх частей. Основная - центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной - громоотвод. Главный корпус соединялся двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре - Кухонным и Конюшенным, представлявшими собой замкнутые четырёхугольники с внутренними дворами, по углам которых располагались восьмиугольные башни. Снаружи здание было облицовано парицким известняком, добывавшимся недалеко от Гатчины в деревне Парицы. Облицовка вестибюля и парапета над карнизом – из пудостского камня.
   Орлов недолго прожил в новом дворце. После его смерти в начале 1783 года Гатчина была выкуплена у его братьев Екатериной II подарена великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I), куда новый владелец переехал в сентябре. В это время Павел Петрович был занят строительством своей резиденции, которая была названа его именем (Павловск). Основной этап работ во дворце начался в 1796 году, архитектором стал Винченцо Бренна. В его задачу входили надстройка обоих каре вторыми и третьими этажами и приспособление их под жильё. Кроме этого, площадь перед дворцом, занятая газонами, была превращена в плац, окружённый бастионной стеной, а со стороны парка на прилегающей к дворцу территории устроен небольшой Собственный сад. В 1799 году архитектор Андреян Дмитриевич Захаров  закончил надстройку Кухонного каре, а на месте старой церкви во дворце в 1800 году была построена новая.
   После смерти Павла I в 1801 году Гатчина стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне. По её желанию в 1809-1811 годах архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным во дворце были произведены переделки, касающиеся внутреннего убранства дворца для приспособления его «на случай зимнего пребывания». В 1835 году на одной из башен дворца был установлен сигнальный оптический телеграф.
   Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришёлся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I. С 1844 г работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин. Каре были практически полностью перестроены. 1 августа 1851г на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу I, отцу Николая.
   При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон, заменены водопровод и канализация, печное отопление заменено калориферным. Интересной достопримечательностью Гатчинского парка является Карпин пруд, где Александр III любил рыбачить. Однажды, когда он ловил там карпов, к государю прибыл министр иностранных дел и стал просить царя немедленно принять посла какой-то европейской державы. «Когда Русский Царь удит рыбу, Европа может подождать», - этот ответ Императора Александра III теперь стал крылатым выражением.
   Период с 1918 по 1941 год был временем развития дворца как музея. Для посещения дворец был открыт 19 мая 1918 года. В 1919 году войска Юденича вошли в Гатчину. Красноармейцы, погибшие во время этих событий, были похоронены на плацу перед дворцом, их могила не сохранилась. В 1926 году принадлежности дворца - мебель, бронзовые изделия и ковры были вывезены на склад Госфондимущества для последующей распродажи. До В.О.войны дворец был крупнейшим из музеев пригородов СПб и нередко назывался «пригородным Эрмитажем».
   После объявления о начале войны начали принимать меры по эвакуации ценностей и по защите музея от воздушных бомбардировок. 15 августа 1941 года под окнами дворца разорвалась первая авиабомба, а уже в конце месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. Осуществить полную эвакуацию находящихся во дворце ценностей не удалось. Только четыре эшелона с самыми ценными экспонатами были отправлены в тыл,  один эшелон отправили в Ленинград. Оставшееся имущество было размещено в подвалах дворца, часть крупной скульптуры была захоронена в парке, другая часть закрыта мешками с песком. Только 9 сентября оставшиеся сотрудники музея эвакуировались. Гатчина и дворец до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли и заминировали  дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию.
   В послевоенные годы началось восстановление Гатчинского дворца. Спасенные предметы из его коллекций  были переданы на хранение в 24 музея страны, возвращение их в родные стены происходит до сих пор. Первые интерьеры дворца-музея были торжественно открыты для обозрения 8 мая 1985 года. К 200-летию города Гатчины 12 декабря 1993 года были воссозданы башенные часы XVIII века - запущен их механизм и установлены циферблаты. Восстановление интерьеров дворца продолжается и сейчас. 5 июня 2021 года торжественно открыли памятник Александру III.Обновление фасадов завершено в 2022 году, а на полное возвращение исторического облика внутренним помещениям потребуется ещё до 10 лет.
    В подземелье Большого Гатчинского дворца живет разговорчивое эхо: 135-метровый подземный ход под дворцом до берега Серебряного озера был устроен по просьбе графа Григория Орлова,  это сооружение сохранилось  до наших дней. Выход из него спрятан в огромных валунах и зарослях кустов и называется гротом нимфы Эхо. В подземный ход можно было попасть лишь по потайной лестнице, которая связывала несколько помещений дворца. Царским развлечением были экскурсии в подземелье послушать «голос нимфы»; так называли живущее здесь эхо. С его появлением в этих местах связан один забавный случай. Когда-то на стенах грота была развешана различная конская упряжь, которую однажды по приказу императора сняли. Дочь Павла I, играя в саду, вбежала в тоннель и, обнаружив отсутствие снаряжения на стенах, громко закричала: «Кто украл хомуты?». Конечно же, эхо ответило ей: «Ты… ты… ты…». Там же можно спросить: «Какой цветок не боится мороза?» Эхо ответит: «Роза». А если спросить «Как называлась первая дева?», то «нимфа» выдаст ответ: «Ева». На вопрос «Кто здесь правил?» слышен четкий, несколько раз повторяющийся ответ: «Павел, Павел». А если захочется уточнить, кто разбил французов, то реально услышим: «Кутузов».

Продолжение см. http://stihi.ru/2023/08/30/1770


Рецензии
Говоря откровенно, не являясь специалистом, я не могу оценить полноценно и с некоторым трудом воспринимаю подобную форму. Отдельные элементы я и сам порой использую, но, видимо, чуть иначе. В основной части своей стихотворный рассказ мне кажется достаточно гладким и даже приятным, но местами смущает излишне вольное обращение с рифмой. Введение в виде упоминания автобусной экскурсии вполне удачно позволяет объединить очерки и сшить отдельные их страницы единой смысловой нитью. Посмотрим, как это будет реализовываться далее.

Царёв Виктор   31.08.2023 12:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор!

Алкора   03.09.2023 08:11   Заявить о нарушении