Конструктивный рисунок
Графика – определённый вид изобразительного искусства, произведения которого художники-графики выполняют, работая графическими материалами или инструментами на поверхности определённых художественных материалов. Основными выразительными средствами графики считаются линии, штрихи, пятна и светлотные отношения их ахроматических (или хроматических) тонов.
РАЗНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Художники-графики пользуются различными инструментами изобразительного искусства, иначе, инструментами художника. Но для проведения линии пригодятся не все инструменты. Не пригодится, например, гратуар – это такой скребок для соскабливания краски в живописи или гипса в скульптуре. Не пригодится клячка. Потому что клячка – это ластик (стирательная резинка) изготавливаемый из пластичной, легко мнущейся очищающей резины. Но вообще ластики (стирательные резинки – кусок натурального или вулканизированного каучука, невулканизированной резины) иногда используются в графике для проведения светлых линий на тёмном фоне. Не пригодится мастихин, потому что мастихин – это художественный шпатель для работы с красками на палитре, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками в пастозной живописи.
В начестве графических инструментов художника пригодятся: пастель (толстый карандаш без оправы из прессованного пигмента – красящего порошка); сангина (то же из белой глины и пигмента из оксидов (окислов) железа); соус (то же из спрессованного порошка сажи с примесью клея); мел (то же из карбоната кальция - СаСО3); уголь (то же из палочек или веток различных пород деревьев или из угольного порошка, спрессованного смешанного с растительным клеем; сепия (то же из спрессованных и подвергнутых обжигу смеси глины, воды и красящего вещества коричневого оттенка, добываемого из морских моллюсков – каракатицы, кальмара), вообще, карандаши Конте (бистр, белый, чёрный). Карандаш был запатентован как изобретение французского художника и изобретателя Николя-Жак Конте 3 января 1795 года (патент № 32), вообще, карандаши.
КАРАНДАШИ
Карандаш – один из инструментов художника. Своим названием карандаш (тюрк. «кара» – чёрный и «даш» – камень) обязан пришедшему с востока в раннем Средневековье серебряному карандашу (серебряной игле) – кусочку серебра, заточенному с одной стороны и закреплённом в держателе. Серебряные карандаши стали очень популярными у художников эпохи Возрождения в Италии, Германии, Голландии. Также использовались свинцовые карандаши. В XIV веке (Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто) появились итальянские карандаши – стержни из глинистого чёрного сланца. В XVI веке в Англии, в графстве Камберленд прошла сильнейшая буря, после которой в замле под вывороченными с корнями деревьями местные крестьяне обнаружили материал тёмно-серого цвета, который в 1789 году был назван графитом. Карандаши из этого материала начали производить в 1719 году в немецком городе Штайне под Нюрнбергом. Там столяр Каспар Фабер, открыл в 1761 году мастерскую по производству карандашей, положив начало фирме «Фабер-Кастель». В 1790 году венский мастер Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой и обжёг эту смесь в печи. В зависимости от количества глины в смеси он смог получить материал различной твёрдости. В том же году Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей «Кох-и-Нор Хардмут». Сегодня различными фирмами производятся карандаши разной твёрдости, разных типов и назначения.
КОНСТРУКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Сегодня дизайном называют разное: образ и стиль производимой в промышленности продукции, её проект, и собственно художественное конструирование – профессиональную деятельность наряду с инженерным проектированием по проектированию эстетических свойств промышленных изделий. Однако слово «дизайн» использовалось задолго до современного дизайна и современной промышленности. Оно французского происхождения и означало «рисунок, замысел, понятие». Рисунок, как вспомогательное средство, как эскиз, замысел, понятие произвения искусства – это «отец трёх искусств: архитектуры, скульптуры и живописи» (Джорджо Вазари). Замысел произведения возникает в голове, в воображениии, формируется и выражается в рисунке, который называется эскизом и процесс создания которого называется эскизным рисованием. Эскиз в изобразительном искусстве – это рисунок, предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения. Исторически рисунок возник именно как эскиз. Долгое время в истории искусства рисунок оставался лишь инструментом, подсобным средством на подготовительных этапах работы живописца, скульптора, архитектора, и его не расценивали в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства. Художники после окончания работы даже выбрасывали ненужные им подготовительные зарисовки и эскизы.
ОТРЕЗКИ
Линия, как абстракция, – это след движущейся точки. Люди несовершенны, и в силу этого ни один художник, даже самый великий, не в состоянии провести незамкнутую линию, потому что незамкнутые линии бесконечны. Линии не имеют концов – ограничивающих их точек. Мы же имеем дело с отрезками, частями линий, имеющими концы – точки, ограничивающие линии. По своим визуальным характеристикам отрезки различаются по типу, по направлению, по длине, по ширине, по характеру и по текстуре. По типу отрезки бывают геометрическими (прямыми, ломаными) и органическими (кривыми, плавными, изогнутыми, искривлёнными. зигзагообразными). По направлению отрезки бывают горизонтальными, вертикальными, диагональными, а также параллельными, разнонаправленными, пересекающимися. По длине бывают длинными или короткими. Часто на практике, когда мы говорим «линии», мы имеем ввиду «отрезки», потому что по истине они - отрезки. По ширине линии бывают толстыми, тонкими, сужающимися, расширяющимися, неровными. По характеру линии бывают жесткими, резкими, нервными, пульсирующими, гладкими, лёгкими, мягкими, петлевыми, волнистыми, размытыми, четкими, сплошными, прерывистыми. В зависимости от того, какой материал мы используем, на какую поверхность наносим линии, и с какой силой на поверхность нажимаем линии становятся самыми разными по текстуре.
ЛИНИИ ПОСТРОЕНИЯ
Линии построения – это скрытые мысли художника, поэтому они должны быть почти невидимыми (или воображаемыми), тонкими и лёгкими, не нарушающими художественной поверхности, легко удаляемыми ластиком. Они представляют собой отрезок линии между её крайними точками. Их следует выполнять легко, быстро и без нажима.
ГЛАЗОМЕР
Глазомер – это умение мерять глазами. Например, нам надо разделить отрезок пополам, или на три части, или на четыре, или на пять, и при этом без линейки «на глаз». Есть и другие способы деления отрезка на равные части.
ФОРМАТЫ
Поскольку мы учимся искусству, мы должны стремиться (см. «Произведения изобразительного искусства») к созданию конструктивно, композиционно законченых, завершённых и эстетически выразительных целостных произведений. Произведения станковой живописи представляют собой, заключённые в рамы, картины, а станковая графика – листы, заключённые в рамки и в паспартУ. Картины выполняются на грунтованных холстах, а рисунки на листах, имещих определённые формы, размеры и пропорции. Размеры картины или рисунка– это абсолютные значения их ширины и высоты, а их пропорции – это отношение их ширины и высоты. Эти размеры и пропорции называются форматом. Чаще всего картины и рисунки имеют прямоугольную форму.
КВАДРАТНАЙ ФОРМАТ
Рисуя, мы, как правило, изображаем предметы не в натуральную величину, и чаще, как правило, меньше их натуральной величины. Поэтому в рисунке для нас имеют значение только пропорции – соотношение ширины и высоты предмета. Любой предмет, часть предмета или группу предметов всегда можно вписать в прямоугольник с определённым соотношением сторон. В случае изображения картины прямоугольной формы, если ширина картины равна её высоте, то это картина квадратного формата; а если не равна, то, если ширина картины больше её высоты, то картина горизонтального формата, а если меньше высоты, то вертикального. То же с рисунком. То же с холстом, набитым на подрамник. То же с листом бумаги.
СТАНДАРТНЫЙ ФОРМАТ
Мы рвботаем на листах стандартного формата. Такие листы обладают одним интересным свойством. При их складывании пополам складкой, параллельной их короткой стороне соотношение их сторон не меняется. Виной тому математика. Соотношение сторон бумажного листа, отвечающего этому свойству определил немецкий физик Георг Кристоф Лихтенберг в 1786 году.
(L )/l=l/(L/2)
( L^2)/2 = l^2
L2 = 2l2
L =l;2
L =1,4142 l
Свидетельство о публикации №123083003264