Фестиваль Славянские традиции, номинация сонет
Итак, после двухмесячного отсутствия к новостям:
27 августа состоялось награждение победителей литературного конкурса 24-го литературного фестиваля "Славянские традиции-2023", который в этом году проходил не в Крыму (г.Щелкино), а в Москве. Существенный минус – в суетливом мегаполисе сложно найти место для спокойного общения, а хотелось поговорить с редакторами, литературными критиками, издателями, литературоведами, членами жюри, выпытать их мнения о современной поэзии, архаичном жанре сонет, о представленных авторских работах, о критериях их выбора и оценок.
Последние несколько лет страница Психоделика специализируется на сонете и его вариациях, в этом году, многие авторы, участники работы и жизни данной страницы приняли участие в различных (практически всех) всероссийских и международных литературных конкурсах, сонет конкурировал с другими жанрами наравне, и практически во всех конкурсах авторы заняли призовые места, в основном вторые и третьи. Но для современного сонета это очень высокие результаты и я искренне поздравляю авторов с их достижениями.. ) однако успокаиваться рано, требуется еще много работы, и без многих шишек здесь не обойтись.
Но вернемся к фестивалю «Славянские традиции». Это, пожалуй, единственный фестиваль, где сонет выделен в отдельную номинацию. Ниже я приведу подборку сонетов всех авторов шорт-листа (по одному сонету от каждого автора). Количество поданных на конкурс вариаций сонетного канона «зашкалило» и в сознании коллективного жюри оставило глубокую «зарубку» (это очень важно, т.к. последующая работа страницы будет связана с легализацией многих, здесь созданных вариаций сонетного канона и дальнейшего их продвижения и утверждения). Какие-то вариации членами экспертами были приняты (вошли в категорию допустимых), какие-то отвергнуты.
Коллаж / фотографии – просто, немного передать настроение фестиваля (дополнительно буду размещать по мере обработки на своей странице в ВК)
Члены жюри: Ирина Силецкая, Виктор Петров, Владимир Шемшученко, Константин Кедров, Станислав Айдинян, Олег Федотов, Александр Раткевич (информацию о каждом можно легко найти в интернете)
Номинация «Сонет» / Шорт-лист (привожу в порядке размещенном на сайте конкурса, оставив только ИФ и добавив определение сонета представленного на конкурс и включенного в данную подборку, вариаций представлено значительно больше, для наглядности и понимания ситуация достаточно и этого)
Георгий Булычев / зеркальный сонет
Елена Данченко / английский сонет
Владимир Евангулов / петербургский сонет
Наталия Колесникова / английский сонет
Татьяна Кантина / рузский сонет
Валерия Кирсанова / холостой сонет
Елена Киселева / онегинская строфа
Мария Абазинка / киммерийский сонет
Елена Павлова / сонет-складень (стихиаль)
Нина Плаксина / киммерийский сонет
Лена Оливвла / прибалтийский сонет
Жанна Баранчинская / итальянский сонет
Наталья Стикина / английский сонет
Анна Хурасева / зеркальный сонет
Екатерина Чаусова / холостой сонет
Марина Юрченко-Виноградова / итальянский сонет
--------------------
1. Георгий Булычев
Перетерпеть, тихонько пережить
Причуды недоношенного века,
Где старый – часто умственный калека,
А юный – мёртв душой, хотя и жив.
Забраться в незаметную нору,
Не стать изгоем или патриотом,
Уйти в себя и всё отдать перу.
------------------------------
Уйти в себя и всё отдать перу,
Во сне писать стихи, ходить с блокнотом,
Кривые строчки править поутру,
Скитаться по Земле, как Вечный Жид,
Искать реликты брошенных иллюзий,
И видя зло, что мраком душу грузит,
Перетерпеть, тихонько пережить.
2. Елена Данченко
Не привыкать к присущему, увы –
я точно знаю: я к тебе привита
с пещерной духоты палеолита,
с эпохи Возрождения, с чумы.
Но я тогда была с тобой «на вы»,
и это продолжалось очень долго:
почтительность материи к иголке,
перед грозой безмолвие травы.
В плавильне чувств меняется душа,
и вот она уже совсем свободна,
как после ювелирной обработки
изделие, усвоившее жар.
Он в слиток золотой меня сольет,
когда я стану холодна, как лёд.
3. Владимир Евангулов
Золотится тишина...
Ещё лазурь небесная грустна,
Заоблачна, прохладна и неброска,
Но в изумрудных капельных бороздках
Теплеет грациозная весна.
И город белоснежно-абрикосный,
Рубцовые отбросив времена,
Живёт без канонадных отголосков.
И восемь лет душа была ясна,
Расплёскивая солнечные блёстки
На горькие обугленные горстки
Шальных стихов из яростного сна.
Вновь одуванчики в травинках жёстких…
Теперь в них золотится тишина
С незыблемым характером шахтёрским.
4. Наталия Колесникова
ЗЕРКАЛО
Как странно вдруг увидеть в отраженье
Сонета перевернутый корабль,
В чужом сознанье продолжать движенье,
На зеркале его рождая рябь.
Еще непрочна связь меж «ты» и «я»,
Двоится след, бегущий за кормою,
И рвется строчек спутанных струя,
ведущая как нить к вратам в Иное.
Пугливый гость, в чужом мелькнувший сне,
Он в бездну превращений опрокинут,
В игру теней, в творящую пучину.
Где все так хрупко, зыбко, беспричинно —
Мерцающий кораблик в глубине
И два сознанья на одной волне
5. Татьяна Кантина
Сказки осени
На голых ветках стынет птичий грай.
Ноябрь и копоть, ржавчина и копоть.
В твоей тоске то вспыхнет хриплый лай,
надрывно прозвенит ночной трамвай,
то кто-то (дождь?) оставит дробный топот.
Ноябрь считает лица, голоса:
кому водить, кому остаться мёртвым,
чью душу нынче спрячут небеса
в мешке потёртом, ветхом и потёртом.
Тягучи сказки осени, страшны,
картины их источены луною.
С намокших веток облетают сны.
В лесу небесном волчьи взгляды звёзд,
сквозь пустоту в закрай ведущий мост.
6. Валерия Кирсанова
Литургия
Вино и хлеб как будто бы под нёбом,
На сурдопереводе звонари,
Руками объясняют о любви
На чистом и понятном колокольном.
Дин-дон, дин-дон, разрезан снова Он,
И льётся кровь в подставленную чашу,
И так пребудет до конца времён,
Пока не соберутся все из наших.
Глядит с икон небесная родня,
Простые, озабоченные лица,
И, видно, жаль им глупую меня,
Всё время проливающую масло,
И тратящую милости напрасно,
Как прошлые уснувшие девицы.
7. Елена Киселева
Свинцовых туч нависшая громада,
Продрогший Петербург во мгле грустит.
Застыла в синем инее ограда,
Протяжно под ногами снег хрустит.
По девственному чистый, нежно-белый,
Поежился фонарь обледенелый.
Совсем провисли снасти корабля,
Январская разбита колея.
Колонн Ростральных каменная дева,
Нева погружена в глубокий сон,
Встревоженней крик городских ворон
Занесены метелью барельефы...
Добро и зло, судьбы начертан путь,
Нельзя переписать, нельзя свернуть.
8. Мария Абазинка
Разноцветные коты
Кимме'рия – какою древней тайной
пленяет эта вечная страна?
Уснувшие былые времена
в ладонях пробуждаются нежданно,
когда скользит песок и ветер чист,
и лето раздевается прелестно –
великая история звучит
русалочьей загадочною песней;
и море возрождает афродит
в надежде, что предания воскреснут.
На пирсе разноцветные коты
встречают рыбаков, как херувимы…
Лениво переходит осень в зиму –
в другие ипостаси красоты.
9. Елена Павлова
Шум весны
Сухие мухи оживают снова,
Им ветер и простуда не страшны.
В тени за домом снежные покровы,
И шум весны…
Ворвавшейся весны!
Но грустно мне... и капля акварели
разбавлена солёною слезой...
В ручье корабль бумажный сел на мели.
Окончен бой...
Последний в жизни бой…
Последний жест суровой зимней тучи
Подросток март не в силах одолеть.
Проходит всё, наверно, будет лучше
Не сожалеть!
Совсем не сожалеть…
Внутри меня клокочет, что не знаю.
Наверно я, как мухи оживаю…
10. Нина Плаксина
Хранима Богом
Россия-Родина, хранима Богом!
Заботливое солнце над тобой
лучится ревностно в дозоре строгом,
сияет небо голубой мольбой.
Омыв луга, берётся за хребты,
закатные лучи не скрылись, точно,
купают Крым, скользнув из высоты.
Уже Москву и Псков прошли, и вот –
рассвет ласкает край Дальневосточный,
с зарёю ранней солнышко встаёт.
Природа жизни – крепкий узел судеб.
Страна и вера, и любовь – всерьёз:
добро бессмертно, как сиянье звёзд.
Россия с Богом есть, была и будет!
11. Лена Оливвла
ПЕЧАТЬ ЦВЕТОЧНОЙ ФЕИ
Есть место заколдованных берёз,
Медовых трав и призрачных желаний.
Ах, ветер! Если б ты меня унёс
В мир грёз в своём дорожном чемодане...
Не бойся потерять – не упаду:
Уронишь и... подхватишь на лету!
Разносят адмиралы*-почтальоны
Фантазии на крыльях, как пыльцу.
Письмо на подоконнике? – Танцуй,
В мечту недостижимую влюблённый!
Печать цветочной феи – добрый знак.
Тебе благоволит сама весна,
Распахивая в мир волшебный двери!
Исполнится желание, не верил?...
12. Жанна Баранчинская
Туманно в пробудившемся лесу:
Рассвет пленяет ароматом хвойным,
Тимпан звучит биением нестройным,
Ласкает луч хрустальную росу.
Застывшую янтарную слезу
Сосна роняет в полог многослойный,
Вплетается в процесс бесперебойный,
Подхватывая дерзкую лозу.
Божественна природы красота!
Сбывается заветная мечта –
Под нежный щебет воздухом напиться.
В дали от суеты, ненужных дел
Поманит лань серебряным копытцем
В белёсо - малахитовый предел.
13. Наталья Стикина
Апрель
Откроешь дверь, а там такой расклад:
Апрельский день похожий на декабрьский,
мороз и снег, летящий наугад;
снегирь застыл на ветке принцем датским.
Не привыкать к распятию весны
На крестиках снежинок, льнущих к телу.
Нам снятся замороченные сны,
где белое в зелёном – зелень в белом.
И тенью журавлиной пролетит
надежда по-над домом с красной крышей.
И вот апрельский снеговой визит
становится всё мельче, меньше, тише…
Печали тем, кто не готов к измене.
Надежда – тем, кто верит в прочность тени.
14. Анна Хурасева
Большое рассмотреть непросто в малом.
Загадку разгадай, судьбы творец.
Пусть сумерки исчезнут, наконец.
Забавно, уступить сложнее в малом.
О Киммерия, где твое начало?
Туман пролился будто бы свинец.
Большое рассмотреть попробуй в малом.
Загадку разгадай, судьбы творец.
Загадку разгадай, судьбы творец.
Хранят секреты горы-великаны,
И только море шепчет неустанно:
Предначертал вам путь судьбы творец.
На этом берегу душой воскрес.
Земные люди, вы порою странны!
Судьба в руках - поверь, что ты творец.
Хранят секреты горы-великаны.
15. Екатерина Чаусова
край любви
Пал сумрак и разъял гармоний звуки
на "до" и "дальше": свет, а после – боль.
Дух ночи испускала каприфоль,
заламывая страстно плети-руки…
Вдоль по камням влача кровавый след*,
Закатный луч блуждал в надежде выжить.
Но бездна бесновалась – ближе-ближе...
И зло сбивалось с фальши на фальцет.
С древком в боку, от боли долго воя*,
Любовь моя, что горше всех утрат! –
Ты на руках ползла от места боя*:
Блестел во взгляде киновари яд.
И, застонав, как раненая львица*,
Со скал срывалась скифская водица…
__________________-
* строки М.Волошина их цикла «Киммерийские сумерки»
[Каприфоль – вьющаяся ароматная жимолость.
Скифской водой называли жидкую ртуть из киновари(минерал ртути красного цвета) в эллинистическом Египте и у греков. ]
16. Марина Юрченко-Виноградова
Крылатая весна
Царевной спящей кажется мой город
в хрустальном льду притихших синих вьюг.
Не слышится капели нежный звук,
но выхода ждёт март, что вечно молод.
Ещё кругом царит вселенский холод,
зато в стихах искрится яркий луг:
разнежились подснежники вокруг,
а толстый лёд на озере расколот.
Цветут веснушки, пишется рулада.
Влюблённая душа моя крылата,
как птица, что свободна и проста.
Ручьи любви весенней синеоки,
а солнцем поцелованные строки
ещё немного – и вспорхнут с листа...
++++++++++++++++++ пока итоги фестиваля не представлены на сайте официально, попробуйте выбрать трех авторов / три лучших сонета ) потом сравним, просто в рецензии оставьте номера понравившихся текстов.
Свидетельство о публикации №123082802612
«Лед двинулся, господа...»(с) :)))
У кого «двинулся», у кого «тронулся», сути это, увы, не меняет.
Спасибо, что выслушиваете мнения, Леонид. Мой взгляд – почти со стороны, несмотря на счастливое попадание в шорт. Мне было легче, чем Вашим ученикам – я даже церковно-приходскую не заканчивала… но в запасе было полтора сонета:)) Один я отнесла на Славянские традиции – спасибо Лене Оливвла.
Лично я не жалею, что приняла участие. И других призываю – не жалеть!
Понять, что традиции сильно прогнулись под гнётом обстоятельств – тоже результат, Вы правы, Леонид. И я верю, что Вы переживаете за «изменчивый мир» не меньше нас, наверное даже больше)
Дорого бы дала, чтобы прочитать обзор и мнения членов жюри.
У меня только одна надежда: что жюрившие вообще не читали наших стихов, а тем более стихов-победителей. Потому что даже стесненному обстоятельствами и ооочень усталому члену, владеющему русским письменным, должно было бросится в глаза то, что, думаю, бросилось всем мало-мальски грамотным людям. Мне кажется и в этом шорте есть пара чудовищных стихотворений/сонетов. А выбор-то был, судя по лонгу.
И я сейчас не о соблюдении сонетных тонкостей, которых, увы, не знаю (кстати, может кто-нибудь мне объяснить из Школы, почему мой сонет «холостой»? Приятно конечно, что хоть в этом я сравнялась с лучшим из всех сонетов, но готова отойти в сторону - знаний ради)
Молодым везде у нас дорога, понятно, Леонид, они в приоритете, но «старикам» хочется не почета, им за Державу обидно…
Наташа взяла строки из разных сонетов, а я упрощу себе задачу, у нас же есть победитель, как пример для поддержания славянских традиций, который будут читать наши дети и внуки:
« На сурдопереводе звонари,
Руками объясняют о любви
На чистом и понятном колокольном.
Дин-дон, дин-дон, разрезан снова Он,…»
«Господа, вы звери! Господа, вы будете прокляты своей страной!» (с)
Я с улыбкой :)
Екатерина Чаусова 30.08.2023 00:23 Заявить о нарушении
Рассчитывая дистанцию литературных практик до следующего лета, мне интересно поработать с авторами (любого возраста) над их персональными стилями и звучаниями.
Сегодня открою первые посты.
Центральным станет – историческая реконструкция зарождения и становления английского сонета. Наука давая определения и устанавливая каноны, за 8 веков так и не рассказала о том как зарождался сонет, что лежит в его основе. Полагаться в творчестве на научные химеры не совсем, как мне кажется, правильно.
Немного о «холостом» сонете, это 14-ти-стишие в катренах которого не соблюдена сквозная рифмовка. У Вас немного иной случай (в этом месте улыбнусь) потому что начало практик по английскому сонету начнется с разбора похожего случая, который и привел к возникновению английского сонета, все началось с ошибки Томаса Уайетта… Ошибки, которая дала миру вариацию сонетного канона – английский сонет.
Психоделика Или Три Де Поэзия 30.08.2023 06:42 Заявить о нарушении
"Творческий человек – человек, делающий мир лучше." Скорблю вместе с Вами, Леонид(
Что до "вау" , у жюри отлично получилось и у нас вызвать этот возглас :)
О моём, извините за нескромность, сонете. Я поняла теперь. Такой называют "холостым" .От сквозной рифмы я намеренно отказалась, поскольку задача у меня была другая: гармонично вмонтировать доставшиеся мне жутковатные строки Волошина в стихи. Любопытно про английский сонет))) С удовольствием почитаю продолжение истории, только бы увидеть.
Вопрос мой, однако, в другом. В сонете победительницы в первом катрене, как мне показалось, холостая рифма, то есть я рифма не обнаружила./звонари - о любви???/ Думала, поэтому и "холостой" и сонет. Допустимо ли подобное для сонетной формы в принципе?
Екатерина Чаусова 30.08.2023 16:00 Заявить о нарушении
Если мы говорим о вариацияъ сонетного канона, то, новый формальный признак соответствующий вариации должен соблюдаться наравне с сохранившимися признаками сонетного канона.
.
По истории английского сонета пост открыл (верхний)
.
) Вы сами того не ведая допустили схожую строфическую неточность, которая 500 лет назад, положила начало английскому сонету.
Психоделика Или Три Де Поэзия 30.08.2023 16:09 Заявить о нарушении
Меня это не удивляет уже. Я и колесо сама изобрела и про существование словаря рифм недавно узнала, правда ещё не смотрела в него)) К ночи приду читать. Благодарю!
Екатерина Чаусова 30.08.2023 16:20 Заявить о нарушении