Осип Мандельштам 1891 1938 г. г. мини композиция
***
Дано мне тело -- что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник,я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стёкла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло,
Запечатлеется на нём узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть --
Узора милого не зачеркнуть.
О. Мандельштам, 1909 г.
Осип Мандельштам впервые напечатал свои стихи в 1910г., в журнале "Аполлон" -- одном из крупнейших литературно -- художественных журналов того времени.
В 1913-м г. вышел 1-й сборник молодого поэта "Камень" (в него вошли лучшие стихи 1909 -- 1913 г.г.). Несколько лет спустя -- в 1916-м -- было выпущено второе, расширенное, издание "Камня". Вскоре после этого крупный поэт и авторитетный критик Максимилиан Волошин писал:
<< Голос Мандельштама необыкновенно звучен и богат оттенками и изгибами. Но настоящее цветение его ещё впереди. А этот "камень" пока ещё один из тех, которые Демосфен брал в рот, чтобы выработать себе отчётливую дикцию.>>.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся,
Как журавлиный клин в чужие рубежи --
На головах царей божественная пена --
Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море и Гомер -- всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море чёрное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
О. Мандельштам, 1915 г.
__________________________________________________
В октябре 1920 г. поэт, уже известный читательской публике, приехал в Петербург. Здесь он удостоился почестей как автор новых замечательных стихов. Публичные чтения Осипа Мандельштама в городе на Неве принесли ему успех. Николай Гумилёв, прекрасный поэт и суровый критик, провозгласил его "создателем вечных ценностей". И для такой оценки были основания: многие стихи Мандельштама, очаровавшие петербуржцев, были божественно прекрасны...
Я слово позабыл, что я хотел сказать:
Слепая ласточка в чертог теней вернётся
На крыльях срезанных с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поётся.
Не слышно птиц. Бессмертник не цветёт.
Прозрачны гривы табуна ночного.
В сухой реке пустой челнок плывёт.
Среди кузнечиков беспамятствует слово.
И медленно растёт, как бы шатёр иль храм,
То вдруг прокинется безумной Антигоной,
То мёртвой ласточкой бросается к ногам,
С стигийской нежностью и веткою зелёной.
О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,
И выпуклую радость узнаванья!
Я так боюсь рыданья Аонид,
Тумана, звона и зиянья!
А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольётся,
Но я забыл, что я хочу сказать,
И мысль бесплотная в чертог теней вернётся.
Всё не о том прозрачная твердит,
Всё ласточка, подружка, Антигона...
А на губах, как чёрный лёд, горит
Стигийского воспоминанье звона.
О. Мандельштам, 1920 г.
_______________________________________________
Осип Мандельштам -- поэт -- странник. Многие годы он не имел своего угла. "Осенью 1933 года, -- пишет Анна Ахматова, дружившая с Мандельштамом, -- Мандельштам наконец получил (воспетую им) квартиру в Нащокинском переулке [в Москве],и бродячая жизнь как будто кончилась. Там впервые завелись у Осипа книги, главным образом старинные издания итальянских поэтов. Он в то время переводил Петрарку.
На самом деле ничего не кончилось: всё время надо было кому-то звонить, чего-то ждать, на что-то надеяться. И никогда из всего этого ничего не выходило. <...>
Кругом завелось много людей, часто довольно мутных и почти всегда ненужных. Несмотря на то что время было сравнительно вегетарьянское, тень неблагополучия и обречённости лежала на тэтом доме.
<...> Жить, в общем, было не на что -- какие-то полупереводы, полурецензии, полуобещания. Пенсии еле хватало, чтобы заплатить за квартиру и выкупить паёк.
К этому времени Мандельштам внешне очень изменился: отяжелел, поседел, стал плохо дышать, ппроизводил впечатление старика (ему было 42 года), но глаза по-прежнему сверкали. Стихи становились всё лучше, проза тоже. <...>
У Мандельштама нет учителя. <...> Я не знаю в мировой поэзии подобного факта. Мы знаем истоки Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?"
Колют ресницы. В груди прикипела слеза.
Чую без страху, что будет и будет гроза.
Кто-то чудной меня что-то торопит забыть.
Душно -- и всё-таки до смерти хочется жить.
С нар приподнявшись на первый раздавшийся звук,
Дико и сонно ещё озираясь вокруг,
Так вот бушлатник шершавую песни поёт
В час, как полоской заря над острогом встаёт.
О. Мандельштам, 1931 г.
"Он иначе сочетал слова,
Может, в этом всё его несчастье
И секрет недоброй этой власти --
Колдовства, безумства, мастерства."
Леонид Киселёв. Из поэмы об Осипе Маандельштаме, 1967 г.
"Да, я лежу в земле, губами шевеля..."
"Люблю появление ткани,
Когда после двух или трёх,
А то четырёх задыханий
Придёт выпрямительный вздох..."
"И железой поэзия в железе,
Слезящаяся в родовом разрезе..."
"Вооружённый зреньем узких ос..."
(4 цитаты из стихов О. Мандельштама разных лет).
_______________________________________________________
***
Вооружённый зреньем узких ос
Бормочет, --
далека п_о_к_а
старуха,
И слуха он,
и зренья виттуоз,
И (задыханья -- вздох) --
до всех желёз --
Д_о в_с_е_х -- п_о_э_т -- он --
Слова виртуоз --
Неоценённого ещё,
и -- Духа,
В_с_ё В_м_е_с_т_е, --
вновь
знакомит те слова,
Что без него бы --
не были
знакомы,
Всё так же -- Муза странника
жива --
Н_а_д_о_л_г_о...--
...счастлив ли
в быту? --
едва --
Поэт божественный,
лишённый дома.
Но -- Счастье высшее дано --
Всерьёз --
Запечатлеть
и шорохи,
и стоны,
И ощущение
Грядущих
гроз,
Вооружённый зреньем узких ос
Он -- Слова -- Чувства -- Мысли
Виртуоз, ---
Он --- Гением
Своим
Вооружённый!
Владимир Калинченко. Вечер 28/IX - 2010 г.; февраль -- март 2013 г.; январь 2016 г.
х
Свидетельство о публикации №123082700774