Живу Я. О доказательстве бытия Божия

Во дни Успенского Поста,
к Успению Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
с радостью от Феофила

ПРЕДВАРЕНИЕ:
«… но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля…»
[Числ. 14:21]
«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне»
[Иоан.5:30-32]

Для верующего нет необходимости доказывать существование Бога, ибо Бог Сам о Себе свидетельствует, что Он существует: «Я есмь Сущий» [Исх. 3:14] . Бог, как Сущий, сопричастен всему сущему, но в отличие от него, обладает всей полнотой бытия. Он существует вне ограничений временем и пространством. Иисус Христос говорит о Себе, что Он – «от начала Сущий» [Иоан.8:25]. Существовать «от начала» [Иоан.: 8:26] значить существовать до начала, т.е. до сотворения мира. Возьмем еще одно ветхозаветное свидетельство: «Живу Я» и «Жив Я», т.е. не просто существую, но именно живу, живу от века в век или, как правильно принято говорить в молитвенном славословии Господу, – и ныне, и присно, и «вовеки веков».

Для верующего разве может быть какое-либо иное свидетельство Истины, чем Слово Божие или Его свидетельство о Самом Себе?

Если человек требует доказательства бытия Божьего, то он сам объявляет себя неверующим.

Самым лучшим, самым убедительным доказательством существования Бога является именно Священное Писание. Те, кто ищут доказательства существования Бога за пределами этого Источника, чаще всего бывают движимы сомнением, и не имеют веры. Здесь не человеческий разум имеет значение, а состояние сердца: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» [Прит.3:5]. Вспомним все, что говорит Священное Писание о сердце: «… найдешь [Его], если будешь искать Его всем сердцем своим и всею душею твоею [Втор.4:29]; «… и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» [Иер. 29:13]; «… и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом» [Иер. 24:7]; «… прилагай сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища» [Иез. 44:5]; «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» [Пс. 118:2] [курсивы мои – Г.Х.].
Тот, кто хотя бы однажды с должным вниманием и доверием, не к разуму, а к сердцу, читал или прочитал все Священное Писание, легко приобретает веру.

Доверие всецелое к Священному Писанию независимо от того, что и как мы понимаем и способны ли понять является условием нашего обращения. Все остальное может быть приобретено потом.

В отношении того, что может быть и что не может быть понято в Священном Писании уместно будет привести слова пророка весьма похожие на притчу о непонимающих: “Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, – шатаются, но не от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: “прочитай ее”; и тот отвечает: “не могу, потому что она запечатана”. И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: “прочитай ее”; и тот отвечает: “я не умею читать”. И сказал Господь: “... этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня” [Ис. 29: 9-13].

Посмотрим на проблему с точки зрения логики, науки о возможностях и правильных формах человеческого мышления.

С христианской точки зрения Абсолютное (Бога), невозможно изречь, а еще более уразуметь: «Божество непостижимо для человеческой мысли и мы не можем представить Его во всей полноте» (св. Григорий Богослов) [1]. О беспомощности человеческого мышления выразить Бога в понятиях интересным является следующий силлогизм:

1. Бог есть Абсолютное.
2. Абсолютное – непреходяще, бесконечно, вечно.
__________________________________________________
Следовательно, Бог – непреходящ, бесконечен, вечен.


Во-первых, Абсолютное есть нечто одно, оно едино и единственно. Поэтому, когда мы говорим о Боге, выражающее Его суждение должно быть только суждением единичности или партикулярным – частно-утвердительным или частно-отрицательным. Поэтому в приведенном выше силлогизме первая посылка должна быть определена как суждение частно-утвердительное, но и вторая посылка (поскольку она выражает нечто присущее Абсолютному) также должна рассматриваться как частно-утвердительное суждение. По правилам формальной логики из двух частных посылок никакого вывода не следует. Выражаясь точнее, это пример формы неправильного умозаключения. Оно носило бы правильный логический характер при условии, если хотя бы одна из посылок была суждением общим – утвердительным или отрицательным. Например: «Все боги суть – Абсолютное» или «Всякое Абсолютное – непреходяще, бесконечно, вечно» [2]. Однако, как в первом, так и во втором случае, простое преобразование количества привело бы к существенному изменению мировоззренческого смысла исходных утверждений, а именно, что Абсолютное есть нечто одно. В частности, утверждение «Все боги суть – Абсолютное» отрицает, что Бог – Один. Формально такое умозаключение возможно. Но тогда первая посылка с точки зрения христианских представлений – была бы заведомо ложным суждением. Из соединения ложного и истинного суждений вывод может быть только ложным. Ясно, что любая попытка «подвести» Бога (или Абсолютное) под какое-либо родовое понятие оказывается несостоятельной и делает невозможным логическое рассуждение в его правильной форме. Бесконечность Бога невыразима в понятиях, так как всякое «понятие есть вид ограничения» (св. Григорий Богослов). Таким образом, все, что мы можем сказать о Боге это то, что он есть, т.е. существует. Но мы не способны средствами понятийного мышления выразить (рационально определить) то, что Он есть.

Итак, вместо заключения:

"Правду Веры я Сердцем приму,
Не взыская иных оснований,
Даже если безгодно [1] живу,
Даждь мне с Верой Молитву Твою.
Даждь мне прежде конца покаяние." [2]

[«Даждь ми, Господи, прежде конца покаяние…». Феофил, 23.02.2015]

27.08.2023
14:00-15:52
_________________
[1] Григорий Богослов. Собрание творений в 2 томах. Т.1. Репр. изд. – М., 1994. С.398.
[2] Утверждение, что «Всякое Абсолютное – непреходяще, бесконечно, вечно» противоречит самому себе, так как Абсолютное – одно, оно – едино и единственно.


Рецензии
Бог ни есть, ни не есть. Есть Он для верующих в Него, от неверующих же удаляется, оставляя их своему противнику, Сатане. Небытие Божие можно констатировать, всякий отпадший от Бога может свидетельствовать это из своего опыта - в аду Бога нет, как в ночи нет солнца. Такова сущность Бога, что сущностно пребывая повсеместно, Он способен "не быть", и это такая же реальность, как и Его бытие.
Такой взгляд.

Сергей Климов 4   28.08.2023 06:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Сергей! Понятия-символы "свет" и "тьма", употребляемые в Священном Писании многозначны (многогранны). Мне проще послать Вам выдержку из моих размышлений на эту тему. К сожалению, редактор этого сайта не сохранит текст не древнееврейском. С уважением, Г.Х.

СВЕТ и ТЬМА

"… Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". [Иоанн, гл.8: 12; гл.9: 5; 12:46]

Свет [древнеевр. – <0216> owr ore от <0215> owr ore] и тьма [древнеевр. – <02822> choshek kho-shek от <02821> chashak khaw-shak] – пер¬¬вая многозна¬чи¬тель¬ная символически выраженная оп¬пози¬ция сущностных основ мироздания, разделения среды жизни, символом которого является «вода» [См.: Вода], «до границ света со тьмою» [Иов. 26: 10]: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» [Быт. 1: 4]. Творцом и света, и тьмы является Бог: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» [Ис. 45: 7]. Свет, явившийся по Слову Божьему [Быт. 1: 3], является положительным началом мира, его первым Благом, тем, что утверждает и поддерживает Жизнь [Ин. 8: 12]. Этот Свет Бытия, Свет Превышний, скорее всего, сам не есть что-то видимое, но через него все становится видимым. И тьма становится тьмою, т.е. различимой. Тьма, как непосредственная оппозиция положительному началу, есть начало отрицательное, отрицающее Свет жизни или ограничивающее Жизнь, отнимающее ее у всего, что начало жить.
В Священном Писании тьма выступает как сфера действия сил противления воле Божьей [Иов. 26: 10; Пс. 106: 10-11; Мф. 8: 12; 22: 13; 25: 30; Деян. 26: 18; Рим. 13: 12; Еф. 5: 11; Кол. 1: 13] – диавола [древнеевр. – satan saw-tawn' букв. – противник, соперник, враг; сопротивляться, противостоять], его начальств, властей и духов злобы поднебесной [Еф. 6: 12; Лк. 22: 53; Деян. 26: 18; 1Пет. 2: 9; 1Ин. 2: 9-11], место cени смертной [1Цар. 2: 9; Иов. 10: 21-22; 34: 22; 38: 19; Пс. 106: 10-11, 14; 142: 3; Ис. 9: 2; Лк. 1: 79].
Таким образом, свет символизирует начало дающее жизнь, тьма – начало ей противодей-ствующее и этим своим противодействием направляющее жизненную форму к полноте индивидуальной законченности и совершен¬ству. Так, путем взаимного ограничения начал, существует полная противоречий гармония жизни в ее конечных формах, когда тьма может стать светом, а свет ¬¬– тьмою [Ис. 42: 16; 58: 10; Еф. 5: 8; Мф. 6: 23; Лк. 11: 35]: как тьма ослепляет глаза [1Ин. 2: 11], так и при ярком свете ходят, словно среди тьмы, потому что не имеют в себе любви Христовой [Иов. 29: 3; 1Ин. 2: 9-11; 2Кор. 4: 6; Еф. 5: 11]. «Как свет, так и тьма», – возвещает псалмопевец: все в Нем, через Него и к Нему [Пс. 138: 12], «и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день» [Пс. 138: 12]. Прозрачными намеками на подобного рода значение символов «свет» и «тьма» являются урим [<0224> 'Uwriym oo-reem'; мн. от <0217> uwr ore – 1) огонь, пламень; 2) восток] и туммим [<08550> Tummiym toom-meem; мн. от <08537> tom tome – совершенство, полнота, цельность, непорочность] [встре¬ча¬ются в: Исх. 28: 30; Лев. 8: 8; Втор. 33: 8; Ездр. 2: 63; Неем. 7: 65]. Урим и туммим – священные реликвии не вполне понятного происхождения. Они возлагались на судный наперсник священнослужителя при его входе в святилище храма [Исх. 28: 30; Лев. 8: 8]. Урим, скорее всего, – вещественный знак света, т.е. начала мира, поскольку первым, что возникло по слову Божьему, был свет [Быт. 1: 3]. Примечательно в этой связи, что «урим» [<0224>] – слово, началь¬ная буква которого, явля¬ется первой буквой иврита. Туммим может рас¬сматриваться как вещественный знак, символизирующий завершение. Здесь также все сходится. Начальная буква этого слова является последней буквой древнееврейского алфавита. Слово «ta¬mam taw-mam» <08552> , однокоренное с «туммим», означает именно «завершение», «конец чего-то» или даже «гибель», «истреб¬ле¬ние» Числ. 14: 35; 4Цар.7: 13; Иер. 14: 15; 24: 10; 27: 8; 36: 23; 44: 12, 27]. Урим и туммим, как священные реликвии, представляли собой предметы, посредством которых узнавали («вопрошали») волю Господа [Чис. 27: 21; 1Цар. 28: 6]. С символизмом света и тьмы в Священном Писании связано очень много возвышенных духовных откровений. Чего стоит, например, следующее место: «... и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень» [Ис. 58: 10]. Загадочное и весьма многозначительное выражение! Здесь «пол¬день» [древнеевр. – <06672> tsohar tso'-har] – «зенит», «рас¬¬цвет»; «высшая точка», «небо»]. «Мрак» нередко передается тем же словом, что и тьма [<02825> chashekah khash-ay-kaw' или chashekah khash-ay-kaw'], которое в Священном Писании обозначает тьму в ее полной оппозиции свету – «мрак великий» [Быт. 15: 12; Иов. 10: 22; Пс. 87: 7]. Мрак – одна из разновидностей тьмы или оттенков тьмы [напр., «густая тьма», Ис. 8: 22]. В отдельных случаях слово «тьма» можно перевести или истолковать как «по¬кры¬вало тайны», «по¬кров тайны», «сения»: «И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных» [Пс. 17: 12; 2Цар. 22: 12; Ис. 50: 3; Дан. 2: 22; 1Кор. 4: 5]. В том же смысле может быть истолковано: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле» [3Цар. 8: 12; 2Пар. 6: 1], хотя сло¬во мгла [древнеер. – <06205> araphel ar-aw-fel] должно быть переведено как густой мрак. Но и силь¬ный свет, в котором ничего не видишь, есть тот же сущностно определяем¬ый мрак, ограничивающий возможность «ви¬деть» то, что простому смертному видеть невозможно.

Храни Вас Бог, Сергей!



Феофил   28.08.2023 20:33   Заявить о нарушении
Вполне исчерпывающе и достаточно для хоть какого то приближения к тому, что тем не менее всегда выше нашего разумения. Но и подпускает же к себе ум того, кто стремится вникнуть в божественные устроения. Спасибо!

Сергей Климов 4   29.08.2023 06:16   Заявить о нарушении