Петербургский трамвай

По улицам Петербурга прошёл первый трамвай –
Появился он там в начале двадцатого века
И стал неотъемлемой частью облика города.
Стал он тем же, что и фонари, и мосты Петербурга,
Вписался он в гармонию улиц и площадей.
Свой ритм в жизнь города вносил трамвай
И на решение градостроительных проблем влиял.
До трамвая в Петербурге конка была,
В ряде стран трамваем её называли,
В России же трамвай долго электрической конкой был
И, повсюду, в постановлениях, газетах, где писали «трамвай»,
Обязательно добавлялось – «электрический»,
Но было это прилагательное довольно быстро отброшено,
В обращении сохранилось лишь слово «трамвай».
Но не прост был путь трамвая до петербургских улиц,
Двадцать семь лет после первого испытания он добирался до них
И не дожил его создатель Пироцкий до этого дня –
Встала конка на пути трамвая крепкой стеной.
Владельцы конно-железных дорог уже обустроили дело,
Получали от своего предприятия огромные барыши,
Зачем им вкладывать в переоборудование немало средств?
Переход на электричество им ничего не давал…
И не мог город в это дело вмешаться:
С акционерами заключил он когда-то контракт –
На перевозки было теперь у них монопольное право.
Во многих городах России уже появился трамвай,
Лишь в столице империи о новинке не помышляли,
Неуклюжие вагоны с трудом тащили по улицам лошади.
С грустью смотрели петербуржцы на это –
Как медленно передвигаются громоздкие вагоны конки!
И всё громче в городской думе требования звучали –
Необходимо перевести на электричество конку!
Появился вначале в Петербурге сезонный трамвай:
Три линии прокладывали зимой по льду Невы
И даже сезонные перевозки давали большую прибыль –
Сотни тысяч людей перевозил за сезон трамвай.
И всё настойчивее требовали пустить трамвай по улицам города,
Но, по-прежнему, стоял на пути контракт с конно-железной дорогой:
Не разрешали владельцы использовать свои линии
И препятствовали прокладке новых путей для трамвая.
Началась судебная тяжба между городом и владельцами конки,
Лучших адвокатов наняли обе стороны
И не было видно этому процессу конца.
Длилась «трамвайная битва» шесть лет
И, наконец, победила городская управа:
Вся сеть конно-железных дорог с подвижным составом,
Всё, что к ней относилось – к городу перешло.
С большим трудом одержал город победу,
Но до пуска трамвая было ещё далеко,
Потребовалось для этого ещё целых пять лет:
Завершался октябрь тысяча девятьсот седьмого года
И только тогда начал трамвай движение по Садовой улице…


Рецензии