Пью, Осень, правду первую твою

Пью, Осень, правду первую твою,
Друг Шуберта легчайших одиночеств.
И лодочка моя в твоём краю –
Украшенная барка всех барочеств.

Как тяжело писать…  легка душа,
И год от года более безмолвна.
Уйду я, видно, музыкой дыша,
Ведь каждый раз новее эти волны,
...............................

26. 08. 2023

________________________________

Фантазия Шуберта:

https://www.youtube.com/watch?v=ze75o3uzLtI

Концерт Баха:

https://www.youtube.com/watch?v=7JLXWNkGg0Y

Там дойдёте до каденции ( когда солист остаётся один и играет цепь ниспадающих интервалов, где-то после 6-й минуты) и всё поймёте про "барочества" ( это такое слово мне пришло, связанное и с баркой жизни, и с эпохой Барокко.) Осенью всегда тянет к этой эпохе философской, как я однажды написала: "Осень, пора изучать Шекспира". Не знаю, буду ли в этом году, потому что я всё ещё с Гёте, в его жизни и с его стихами. Каждое лето у меня Фауст - заново, а теперь я взяла глубже.
Смешно сказать, но майский Данте тоже всё еще длится -  я читаю "Рай" по чуть-чуть.
Август же стоит сухой, жаркий, и сухостью своей выматывающий, трава пахнет сеном... Мало влаги в воздухе, жизнь кажется бесцельной. Но ведь не только нам казалось. Всмотритесь, например, в картину Клода Лоррена "Битва на мосту". Это меня Гёте научил - всматриваться. О Лоррене и его гармонии он хорошо сказал своему другу Эккерману, когда вы дойдёте до того места, читая воспоминания Эккермана, вам тоже захочется взять увеличительное стекло и рассматривать репродукции ( а у меня есть). Но теперь всё есть и в интернете, у кого нет альбомов.
Человек - букашка в этом мире. Вот о чём "барочество". Он может только убегать от зверств войны со своими овечками. Или биться на мосту. А вокруг стоит святая безразличная природа. И какое счастье, что она именно такая. Иначе бы род людской не выжил в своей вечной борьбе. Мы не видим, что в этой природе тоже постоянная борьба за место под солнцем, нам она кажется благодатной и уравновешенной. Как Гёте говорит: "броситься на грудь природы". Я постоянно это делаю, пока тепло.

Кто захочет ещё посозерцать вместе с Шубертом, можно набрать в ютьюбе все его фортепианные сонаты - прекрасное, глубоко интимное слушание.
А концерт Баха я выбрала именно этот потому, что играла его когда-то, он мне очень близок, и мне нравятся эти музицирующие люди, и птицы на клавесине. Очень красиво...
Какой-то строчки ещё не хватает моему стихотворению.

...А квартеты... Какие квартеты у Шуберта пронзительные. Эта осень принесла новое одиночество и новую свободу: я рассталась с ещё одной иллюзией слышания и понимания, которое полагала основным условием дружбы. Но жизнь учит коммуницировать с разными людьми, даже бывшими близкими когда-то. Все мы меняемся, сближаемся и отдаляемся. И если понимаем урок, то движемся дальше.
Оказывается, для того, чтобы люди хоть как-то понимали друг друга, они должна жить в сходных условиях, как мы в юности когда-то, а совершенно различная жизнь - разделяет. Отсутствие живого общения - разделяет тоже. Человек, которого я вижу перед собой живьём, будь то соседка, коллега, ученик или его родитель - всегда мне ближе в тот момент, чем виртуальный друг. Потому что я человека - вижу и контактирую. Виртуальная жизнь - только заменитель всего настоящего... И должна строиться по своим законам удалённости и вежливости, это я поняла.
А дальнейшая цель всегда одна: выслушивание ещё оставшейся в пространстве лёгкости-радости. Это всё труднее, потому что времена не те, что раньше, и я столько стихов написала, нельзя же повторяться. Чтобы не походить на медведя, сосущего постоянно свою лапу, как Гёте говорил. А графоманствовать - просто чтобы вечно что-то говорить, не моё.
Как придёт ко мне что-то ценное - напишу.
"Домолчаться до стихов" - Мария Петровых говорила. Мне пора её почитать.


Рецензии