Белая обезьяна
Представлюсь: в природе не существую,
Но должность мне выбрали роковую.
На шкурке моей ни одного изъяна,
Я – абсолютно белая обезьяна.
И хоть средь макак – нежизнеспособна,
Замены мне нет, моя особа особенна!
Из родни (а роднёй я богата не шибко) –
Лишь чеширский кот, верней, его улыбка.
Не помню, кто дал мне пост в мироздании,
Кто в сознанье занёс парадокса создание.
Только в головы ваши – заноза занозой! –
Вторгаюсь в поэзию безжалостной прозой.
Всё мне ведомо: ваши страхи и боли,
Страх сумы и тюрьмы и печали юдоли.
Что такое сочувствие, гнев, благодарность?
Всяк раскрыт предо мной – и мудрец, и бездарность.
И детей не пугала, по ночам не будила...
Одиссея хитрее, наивней дебила!
И спиртного не пью, начальство не посылаю,
Не сказать, чтобы добрая, но и не злая.
В закоулках дремот, в тупиках подсознанья
Обитаю в провинции без карт и названья.
На рожон не попру, не заброшу мобильник,
Не запру перед сном свой буфет-холодильник.
Одного лишь хочу, чтоб меня забыли,
Притчи выбросили, статуэтки разбили...
Никаких темных мыслей никому не внушала,
И запретных плодов с Евой не вкушала.
Почему вновь и вновь человеков тревожу?
На рабочем месте и на брачном ложе,
За рулём, за рублём, в блиндаже глубоком
Всё смотрю на вас немигающим оком.
Я смотрю и вижу хрупкость, хилость тела,
Шаткость духа, ума и бесцельность дела.
А меня за обычай мой неприличный
Растереть готовы в порошок яичный.
Я смотрю в глаза прямо, не моргая.
Так Сократ глядел, глупость постигая,
И Платон, и Конфуций, и другие колоссы.
Мне занятно задать крайние вопросы.
Я, поверьте, сама не хочу являться,
В изголовье висеть, по чуланам валяться,
Но не я иду к вам – вы меня зовёте,
В батискафе, в шахте, на звездолёте.
В час отчаянья, в миг преизбытка счастья,
Вы зовёте – и вмиг я должна примчаться.
Вопреки всем открытым и прочим законам
Я вторгаюсь в пейзаж видом заоконным.
Мне не дарят подков, лишь оковы и цепи,
Но потуги ваши до смешного нелепы.
Я бледная тень ваших тёмных колодцев,
Как можно бороться – с собою бороться!
И пусть ваша наука меня воспрещает!
Есть что-то, что каждую ночь воскрешает –
Меня воскрешает. Запреты напрасны.
Я настолько отвязна, что я – неотвязна!
Апрель – сентябрь 2013 г.
Свидетельство о публикации №123082300430
Наталья Троянцева 23.08.2023 08:37 Заявить о нарушении
1. Обезьяна эта сочетает в себе контекст древней притчи об объекте мысли, о котором нельзя думать, который нельзя вспоминать, некое гносеологическое табу, которое может быть как конструктивным, организующим началом, так и бессмысленным и даже вредоносным, если им неправильно пользоваться. Об этом достаточно много написано в разные времена.
2. Обезьяна отсылает к развитию сюжета пьесы "Тринадцатый шов", где развертывается сложнейшая коллизия пациента психиатрической клиники (главный герой – убийца насильника-педофила, – вынужден дать согласие на опаснейший эксперимент над собой, чтобы избежать "законного" наказания, поскольку за маньяком стоит всем известное педо-лобби, не оставляющее никаких шансов честному и благородному человеку добиться справедливости). Суть эксперимента (фантастического, разумеется) заключается в том, что главному герою блокируют часть эмоциональной сферы, связанной с моральными установками и нравственными ценностями (это первый цикл операций), а затем активизируют ряд подкорковых зон мозга, отвечающих за агрессию, стремление доминировать и т.д. (это второй цикл операций). По логике экспериментаторов Павел с необходимостью должен был стать асоциальной личностью, близкой к маньякам манипулятивного типа, к тому же с целым рядом иных отклонений в эмоционально-волевой сфере, а возможно, и с заметной деградацией интеллектуальной сферы. Тогда его гарантированно можно было признать невменяемым и по закону он избег бы уголовного преследования. Но мощный поток содержания бессознательного не подавил, а наоборот, резко усилил как волевую, так и интеллектуальную сферу главного героя. Установка же на поиск и уничтожение извращенцев и прочих нелюдей осталась прежней и даже усилилась, тем более, что Павел теперь прекрасно осознавал и рефлексировал свою собственную асоциальную сущность. Вот тут на сцену и выходит доселе неведомое архетипическое существо из глубин его Id (Оно), та самая "белая обезьяна". А дальше фантастическая часть, как вы уже поняли, заканчивается, и начинается удивительная, но совершенно достоверная история борьбы человека на два фронта – с самим собой и с моральными уродами, которых Павел теперь очень хорошо чувствовал и, как говорится, видел за версту. Ну а дальше самое интересное.
С уважением, Игорь Р.
Игорь Родос 23.08.2023 15:35 Заявить о нарушении
Наталья Троянцева 23.08.2023 23:00 Заявить о нарушении
Игорь Родос 23.08.2023 23:05 Заявить о нарушении
Наталья Троянцева 23.08.2023 23:07 Заявить о нарушении
С теплом,
Дмитрий Новиковъ 28.09.2023 11:59 Заявить о нарушении
Дмитрий Новиковъ 28.09.2023 12:23 Заявить о нарушении