Дворник Иов

Пожалуй, немногие произведения классической русской литературы породили столько мемов, как грустная история про маленькую собачку-спаниеля, рассказанная Тургеневым. Речь, конечно, идёт о рассказе «Муму», который читал каждый человек, учившийся в средней школе. Мы склонны иронизировать и смеяться на самими болезненными эпизодами классики – над гибелью Анны Карениной, убийством старухи-процентщицы… Значит ли это, что мы циничны и жестоки? «Циники – разочаровавшиеся романтики» - индульгенция, написанная невесть кем и когда, красивая печоринская поза, инфантильная по сути.

Муму – это детская боль. Много ли знает пятиклассник – хоть из советских времён, хоть из нынешних дней – о российском крепостном праве XIX века? А если и знает, то лишь умозрительно – были помещики, которые угнетали крестьян. Личного чувства к этим абстрактным историческим персонажам нет, да и быть не может. Иное дело – живая и настоящая собака, похожая на собственного лохматого друга или хотя бы на знакомую дворняжку. Оттого и помнятся со школьной скамьи не психологические коллизии рабов и госпожи, а сюжет о страшной гибели маленького беззащитного существа. От ужаса мы часто защищаемся иронией, смехом, альтернативными концовками. Так и здесь – в большинстве анекдотов и мемов Муму спасается, потому что так хочет внутренний ребёнок, оплакивающий смерть собаки.

Может быть, из-за детского неприятия истории, написанной совсем не для детей, большинство читателей никогда не возвращаются к этому рассказу, а ведь судьба Герасима – один из ключей к творчеству писателя. Привычно воспринимать Тургенева как певца угасающей усадебной культуры – «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»… Имения, просторы, чаепития, возвышенные беседы, «тургеневские девушки», в конце концов. За большими романами теряется начало, книга, с которой начинается путь Тургенева в большую литературу – «Записки охотника». В Европе бытовало мнение, что именно с этих очерков началась реформа 1861 года, в русской же литературе они стали, как ни странно, чуть ли не первым серьёзным разговором о том, что же это такое – народ. Не ходульный собирательный (а потому безликий) персонаж авторов-вольнолюбцев, и не сарафанно-сусальный, как в официозной триаде «православие-самодержавие-народность», а сложносочинённый, неоднозначный, многоголосый образ, распадающийся на десятки неповторимых судеб. Тему страдающего народа поднимали многие, не видя при этом лиц, но сражаясь за идею. Тургенев чуть ли не первым показал, что народ – это не только бессеребренник Калиныч, но и прагматичный Хорь, которому с помещиком жить-поживать да добра наживать даже выгоднее, чем вольному.

«Муму» ; это личная история Тургенева. Не отстранённое страдание-манифест о символическом мужике, а пережитое наяву. Не описание некоей обобщённой барыни, а портрет собственной матери. Рассказ, написанный на съезжей, куда Тургенев был посажен из-за статьи на смерть Гоголя, предварил выход в свет «Записок охотника», которые были опубликованы в августе 1852 года. Тематически история Герасима не вписывается в сюжетную канву деревенских очерков, но по сути они произрастают из одного корня.

У каждого писателя есть свой самый страшный рассказ. У Чехова – «Спать хочется». У Тургенева – «Муму». История, рассказанная простыми словами, и оттого пробирающая до оторопи даже взрослого читателя. Горькая, пронзительная правда, которую нарочито неловко автор пытается нарядить в сказочные одежды. Начинается и заканчивается рассказ по-былинному: герой-богатырь, важный, степенный сообразно имени своему. Такой Герасим будто и не крепостной вовсе и даже не совсем человек, а одушевлённый огромный дуб или волшебный конь, прекрасный и свободный, созданный для простора и труда. Не то в Москве – там он сразу превращается в узника, зверя в клетке, укрощённого, но всё равно внушающего почтительный страх. И дело даже не в недюжинной физической силе или в том, что он глухонемой. Герасим – другой природы, не такой, как дворня, описанная Тургеневым не то что иронично – с издёвкой. Барыня – зло, но не меньшее зло и её «двор», потерявший обличие человеческое. Даже симпатия Герасима, Татьяна, напоминает забитого зверька, которому «что воля, что неволя – всё одно». Большая часть рассказа посвящена не богатырю-Герасиму, и не барыне, день которой, «нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи», а именно им – простым людям, оскотиненных страхом. Если у Бога нет других рук, кроме человеческих, то те же слова в равной степени относятся и к дьяволу. Все эти Гаврилы, Степаны, Харитоны, Капитоны, Любови Любимовны, бестолковые, вороватые, никчёмные, услужливые – и есть руки зла. Нет здесь хрестоматийных кротких крестьян – есть люди, чьи души исковеркал страх и развратила городская жизнь (вспомним того же пьяницу Капитона). Они постоянно насмешничают друг над другом, подсматривают в замочные скважины, наушничают… славные люди, что и говорить.

Герасим чужд этому паноптикуму, как зверь-одиночка, существующий по законам собственной природы. Это «естественный человек», который вынужденно живёт в «цивилизованном» социуме, так и не став его частью. Если бы он был слабее, его бы затравили и сломали, но недюжинная физическая сила и бесхитростная, но крепко и правильно сбитая натура позволяют ему оставаться самим собой, охраняя душу его.
В мире «Муму» нет Бога. В городской каморке Герасима нет даже иконы с лампадкой, да и в описаниях барского дома образа не упоминаются (зато есть утренние гадания). Нет и не может быть Бога там, где его место занял человек, считающий себя вправе распоряжаться судьбами других людей и тварей божьих. Нет благодати в московском доме выживающей из ума старухи, присвоившей себе нечеловеческое право казнить и миловать. И всё же «Муму» — это повествование о любви в её высшем истинном проявлении.

Короткий рассказ словно составлен из двух историй. Первая – о любви к женщине, слабой и безответной настолько, что из всех чувств, которые может испытывать человек, у неё остался только страх. О любви, не нужной никому, кроме Герасима. Вторая началась там, где закончилась первая – у Крымского брода, где Герасим, провожавший замужнюю Татьяну в деревню, подобрал слабого некрасивого щенка, барахтающегося в воде. В обоих случаях простая сильная натура Герасима выбирает беззащитное создание, которому нужна помощь, но собачка испанской породы оказалась отзывчивей бедной забитой прачки. Тургенев показывает нам чувство, которое стало смыслом жизни его, как и положено истинной любви, и которое именно из-за идеальности своей было обречено. В «Поэме горы» Цветаева дала точное определение: «Боги мстят своим подобиям». А в мире московского дома с покосившимся балконом был один бог. Но бог ли это был на самом деле?

У каждого читателя неизбежно возникает вопрос: почему Герасим убивает Муму? Он же в финале всё равно уходит из Москвы в родную деревню, почему бы ему не забрать собачку с собой? Зачем Тургенев так мучительно замедляет время, так детально описывает последний их совместный путь, доводя даже взрослого читателя до невидимых слез и спазмов в горле? Кстати, художественное время в рассказе ведёт себя очень прихотливо, оно то бесконечно тянется, то пускается вскачь, то вовсе образует лакуны – дважды повторяется «так прошёл год». Автор проводит своего героя дорогой потерь – сначала родного дома, потом предполагаемой невесты (не напрасно же Герасим приготовил для неё подарок – платок), потом – единственного друга. Муму он терял дважды – после того, как её украли и продали, судьба, казалось бы, сжалилась над ним, вернув любимое существо. Во второй раз фатум вернулся с толпой людей, вооруженных палками, которые осадили конурку дворника, как берлогу дикого зверя, требуя отдать на расправу любимое им существо.

«И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей». Жизнь Герасима чем-то напоминает участь Иова, разве что стад у него не водилось, да и детей не было. Но, как и у библейского персонажа, у Герасима злая воля отбирает всё, что было ему дорого на этом свете. Отдать Муму на потеху и муку жалким людишкам «в немецких кафтанах», вырядившихся так по велению злого божества этого дома? Недаром Герасим показывает, как в народе говорят, «на себе» знак удушения, потому что убить Муму — значит убить себя. Он не может просто сбежать – его с барыней связывает долг, и он его блюдёт, в отличие от остальной трусливой и нечистой на руку челяди. Герасим надевает праздничную одежду, как на собственные похороны, и отправляется в последний путь. Он разделяет последнюю трапезу с Муму в трактире и умирает вместе с ней в залитой водой лодке посредине реки.

Привязанность – от слова «привязать». Она соединяет нас с миром и по сути своей антагонистична абсолютной свободе. Она наполняет нашу жизнь смыслом, пусть и призрачным по меркам вечности, и теплом, пусть недолгим, но оттого дорогим. Разрывая привязанность, мы обретаем свободу, страшную свободу sans merci. Оттого и уходит Герасим, не оглядываясь, - теперь ему ничего не страшно, теперь он никому ничем не обязан, ибо испил чашу потерь своих до дна.

Путь Герасима из Москвы в родную деревню Тургенев описывает нездешними красками: он «чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро». Будто лермонтовский кремнистый путь отразился в этих словах, описывающих обретение человеком новой жизни, в которой уже не будет земной любви, который теперь всецело принадлежит миру и Богу. Недаром первое его действие по возвращении в родную избу – молитва перед образами. И какой же ничтожной в сравнении с этим новым бытием Герасима кажется московская суета предпоследнего абзаца. Маленький рукотворный адок распадается, как домик из гадальных карт барыни.

Кольцо сюжета замыкается, «и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его»… И вдруг, как маленький чёрт из табакерки, на оглушённого всем происшедшим читателя выскакивает почти гоголевская концовка: «Впрочем, — толкуют мужики, — его же счастье, что ему не надобеть бабья; а собака — на что ему собака? к нему на двор вора о;селом не затащить!». Словно невольный виновник тургеневского заключения улыбается печально и автору, и всем нам из последних строк знакомой всем с детства истории.


Рецензии
Спасибо, Ирина, интересное эссе, заставляющее вернуться к этому морально тяжёлому произведению Тургенева и поразмыслить вновь.
Мне тут пришла на ум фраза Эдварда Моргана Форстера, английского писателя:
"Если бы пришлось выбирaть — предaть мою стрaну или предaть другa, нaдеюсь, я нaшел бы мужество предaть стрaну".

Герасим, предав друга, сразу же сильно падает в глазах читателя. И не оправдывает его ровным счётом ничто, и что с ним дальше происходит и как - становится наплевать.

Елена Наильевна   22.08.2023 18:14     Заявить о нарушении
Да, вот именно поэтому у детей вызывает такое отторжение этот рассказ. Они честнее и проще взрослых. У них ещё нет ни опыта личного предательства, ни конформизма. У Тургенева уже был.

Тургенев о страшных вещах пишет, откровенно, жестоко, но это рассуждения для взрослых, причём искушённых. Такой обух по голове борцам за идеального мужика, которого притесняет злой помещик.

Герасим за друга боролся, сколько мог, пока не оказался лицом к лицу с толпой, которая старуху-барыню боялась пуще его кулаков. Может, понял, что собаку всё равно убьют, жестоко - недаром же они с палками пришли. А может, просто смирился с судьбой - один раз чудо произошло, но рок всё равно настиг. Хотя лично мне кажется, что сам Тургенев искал ту последнюю каплю, которая переполнит чашу терпения человека, то, что он не сможет вынести. Достаточно посмотреть, что творила барыня со своей дворней, - а челядь боялась, но терпела да приворовывала. Герасим не был кротким, но был сильным и чтил до поры установившийся порядок вещей, а потом мир обрушился и порядок перестал для него существовать.

Автор произвёл над героем жестокий эксперимент и не протянул ему руку помощи. Поставил его в ситуацию выбора, которого априори не было. Ну и с маменькой, конечно, посчитался, хотя ответить ему она уже не могла.

Здесь ещё один момент есть, неприятный, если предположить, что в образе Герасима Тургенев зашифровал своё видение русского народа. Сильный, трудолюбивый - но немой, сострадательный, способный на глубокую привязанность - но покорный. Даже бунт Герасима (если это, конечно, бунт, что вряд ли) выглядит не как активное утверждение справедливости, а как уход с поля боя. Не стоит забывать, что на съезжую Тургенева упекли за статью о Гоголе и с Гоголем он ведёт незримый разговор в "Муму". В этом рассказе Гоголь вообще из каждой строки глядит, а в финале вообще в полный рост встаёт.


Ирина Ремизова   22.08.2023 19:47   Заявить о нарушении
Скорее всего и одно, и второе, и третье, и четвёртое сразу, а может, найдётся ещё что-то, если подумать глубже. Но лично мне ближе вариант жёсткости рад жёсткости (эксперимент, как вы сказали, над героем). Только эксперимент вышел незавершённым, произведение вышло как бы оборванным - хочется спросить "и что дальше?". А ничего. Собаку бог дал - бог взял, а Герасим сделал странное телодвижение (когда не надо было, он был чрезвычайно верен долгу, барыне и миропорядку, а потом вдруг плюнул и ушёл как ни в чём не бывало) и всё, точка.

Тургенев будто говорит обломавшемуся читателю: вот тебе, бабка, и юрьев день. Мир, мол, жесток, народ покорен, маменька - тиранша и сатрапка, Гоголь - моголь, и другого мира у меня для вас нет, жрите чо дали.

Елена Наильевна   22.08.2023 20:46   Заявить о нарушении
вариант жёсткости ради жёсткости

Елена Наильевна   22.08.2023 20:52   Заявить о нарушении
Кстати, Гоголь всё по-другому бы закончил. Всем сёстрам по серьгам раздал бы, ибо не терпел несправедливости и дисбаланса добра и зла.

А Тургенев часто всё цветочками заканчивает, даже удивительно, что здесь у него вылезли мужики со своими завидками. Точно Гоголь подсуропил, его приём:
— А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы.

Ирина Ремизова   22.08.2023 22:07   Заявить о нарушении
Меня вот что ещё заинтересовало. Такое ощущение, что у Герасима нет возраста. Рост указан (двенадцать вершков), понятно, что он не старик, но сколько ему лет? Двадцать, тридцать, сорок? Нет и внятного портрета его, в отличие от той же Татьяны или дворецкого с утиным носом и желтыми глазами. И в финале создаётся ощущение, что время над ним не властно.

Что это? Авторский недосмотр (что сомнительно) или сознательное действие, выражающее отношение к герою?

Ирина Ремизова   22.08.2023 22:23   Заявить о нарушении
Уверена, что сознательное. Мне кажется, автор сам не любит своего героя, вот и поиздевался над ним вдоволь. Или наоборот, настолько сочувствует ему, что обобщает, делает образ собирательным.

Елена Наильевна   23.08.2023 08:12   Заявить о нарушении
Второе, кажется, вернее. Весь свой сарказм Тургенев извёл на дворню, а из Герасима он лепил былинного богатыря. Былины же скупы на описания, но щедры на ругательства)

Ирина Ремизова   23.08.2023 10:11   Заявить о нарушении
То-то и оно, что Тургенев растоптал былинного богатыря, убил его, унизил, не дав ни малейшего шанса и выбора. Не иметь свободы выбора может только неодушевлённый предмет, может поэтому всё в описании Герасима намекает на собирательность образа и эта нарочитая чрезмерная авторская жёсткость с ним - это истинная боль за народ?
Мол, ну вставай же ты, дохлая лошадь, русский народ, неужели тебе мало? Ну вот тебе ещё, неужели проглотишь и это?

Елена Наильевна   23.08.2023 10:59   Заявить о нарушении
Тургенев болел за народ, это правда, но он - созерцатель и печальник, не борец. Гнев и тем более призывы к бунту - это некрасовские эмоции. К творчеству Тургенева то и дело пытаются пристегнуть хоть плохонькую, да революционность (начиная с критиков "Современника" и заканчивая вульгарным "школьным" литературоведением), но он - за естественный ход жизни, за изначально правильные человеческие отношения. Зачем всё ломать, когда можно просто жить по правде? "Муму", как и "Записки охотника", не для Герасима писаны, а для позднего Гоголя с его утопиями о просвещённых помещиках и крестьянах, которых учить - только портить.

Ирина Ремизова   23.08.2023 12:05   Заявить о нарушении
Тогда откуда эта жёсткость с героем, олицетворяющим русский народ? Интересно понять природу этого странного, несвойственного Тургеневу эксперимента. Неужели всё дело только в Гоголе?

Елена Наильевна   23.08.2023 12:12   Заявить о нарушении
Конечно, дело не только в Гоголе. Здесь есть ещё один момент странный. Герасим до и после Москвы напоминает хорошо отлаженную сельскохозяйственную машину, да и в своей дворницкой работе он тоже таков - дотошный, основательный, неутомимый и с точки зрения современного человека даже жестокий: "Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь". Я вот всё думала, кого он мне напоминает, и вдруг поняла - это же Квазимодо a la russe. И в такой аналогии нет ничего чужеродного. Тургенев - самый европейский и самый французский из русских писателей, да и коллизии "Муму" и "Notre Dame de Paris" в чём-то сходны. Конечно, Клод Фролло - не безымянная московская барыня, но со своим подопечным он не менее авторитарен. Квазимодо так же, как и Герасим, остро переживает свою потерю, но не уходит по Т...у шоссе, а бунтует, мстит и умирает.

Ирина Ремизова   23.08.2023 15:09   Заявить о нарушении
Возможно, Тургенев сознательно или подсознательно (что вернее) "вшил" эту аналогию в текст в расчёте на вдумчивого читателя, явно знакомого с творчеством Гюго.

Ирина Ремизова   23.08.2023 15:11   Заявить о нарушении
Интересное наблюдение, Ирина. Спасибо)

Елена Наильевна   24.08.2023 07:33   Заявить о нарушении
____________Приветствую, деушки:))

Ириночка, поскольку мы с Леночкой на моей поляне перетерли
Ваш славный дискусс на тему "МУМУ" , с цитатами из Вашей нетленки,
оставляю маяк на этот эпистоляр http://stihi.ru/2024/01/22/7253

С добром, Санто.

Сан-Торас   23.01.2024 22:19   Заявить о нарушении
О, спасибо! Интересно получилось)

Ирина Ремизова   28.11.2024 12:13   Заявить о нарушении