Неизвестная
Наконец доктор разрешил Илье вставать и снял повязку. Рана затянулась, и он решил вернуться в общежитие. Стефи загрустила. На прощание Мерцалов предложил Илье не стеснятся, и приходить в гости. Илье было неловко. Но он обещал, что придёт. Перед выходными. после лекции, профессор попросил его задержаться: - Голуба моя, завтра суббота и мы ждём Вас к ужину. Илья засмущался: - Евгений Петрович, я не могу. - Почему? Илья покраснел. - У меня один костюм и всего две рубашки. Мне стыдно. - Боже, какие глупости. У меня, когда я пришёл в Петербург учиться, были башмаки, подвязанные верёвками. И, как видишь, я и в таких башмаках преуспел. – Спасибо, я приду. В субботу, в назначенное время, Илья позвонил в двери. Открыла Стефи. Илья протянул ей единственную розу. У него не хватило денег на большой букет. Стефи присела в реверансе. - Какая прелесть. Спасибо. Проходите в столовую. За столом сидела статная пожилая женщина. – Бабушка, посмотри, какую розу принёс Илья. Илья, познакомьтесь, это моя бабушка, Мама моей мамы Калерия Рудольфовна. Дама протянула руку для поцелуя. Илья представился даме: - Илья Ильич Васечкин. Рад знакомству. – Поцеловал руку. - Вы тот студент, который спас моего зятя от убийцы? - Да, это я. Но любой бы поступил так же. - Не скажите молодой человек. Это надо быть очень порядочным и смелым человеком, чтобы броситься под нож. Вы достойный сын своих родителей. - Благодарю мадам. - К столу, к столу, захлопал в ладоши Евгений Петрович. Илья Ильич, садитесь возле меня,- предложила Калерия Рудольфовна. Илья поблагодарил и сел. Он в страхе смотрел на количество столовых приборов и на шеренгу рюмок. Калерия Рудольфовна наклонилась к нему и шёпотом сказала: - Не бойтесь, мы тоже росли не во дворце. Я буду Вам подсказывать. Она не навязчиво указывала Илье на нужный прибор или рюмку. Ужин прошёл прекрасно. После ужина, все перешли в гостиную. Горничная подала кофе и печенье. Калерия Рудольфовна, вынула из ридикюля пахитоску* и прикурила от спички, которую поднёс зять. Сам же Мерцалов закурил сигару и предложил Илье, Илья отказался. - Правильно, молодой человек, в курении нет ничего хорошего. Лучше выпейте рюмочку коньяка, хорошо к кофе. - Стефи, дорогая, я на завтра заказала ложу в опере. У меня четыре билета. Я иду с твоим отцом, приглашаю тебя и Илью. Будет премьера оперы «Рогнеда», Александра Серова*. – Спасибо, но я не могу пойти.- Смутился Илья. – Илья, можно Вас на минутку? Идёмте со мной. Евгений Петрович провёл его в гардеробную. – Я Вас прошу, не смущайтесь. Я понимаю причину Вашего смущения. У меня полно одежды, из которой я «вырос». – Он похлопал по животу. - Мне... – Я ничего не хочу слышать. Вы же не хотите огорчить женщин? Илья тяжело вздохнул и начал выбирать одежду. Нашлось всё необходимое. – Приходите, завтра в шесть часов, поедем все вместе в оперу. Илья попрощался со всеми и ушёл в общежитие. У него было всё, кроме туфель. Сосед по комнате, вернулся после каникул с новыми туфлями. Его нога была меньше на размер, чем у Ильи. Но он выпросил у него туфли, пообещав ему в течении месяца покупать сбитень. В воскресенье, ровно в шесть часов вечера, на пороге квартиры Мерцаловых, стоял денди* . Он мужественно выносил тесноту туфель. К театру подъезжали карета на каретой. В фойе, было много знакомых. Илью представили всем, как спасителя Евгения Петровича. Наконец они сели в ложе, дамы вынули бинокли и веера. В двери постучал официант, и предложил шампанское. Свет погас, оркестр начал играть увертюру. Занавес поднялся и Илья «пропал». Он понял, что отныне опера его любовь на всю жизнь.
.
*Пахитоска - это такая тонкая папироса, которая была обернута не бумагой, как обычно, а листом от кукурузного початка (исходит к испанскому языку, где слово pajita обозначало соломинку). Пахитоски обожали чопорные дамочки, даже в русской литературе есть примеры. Например, пахитоска упоминается в произведениях Тургенева «Новь» и Льва Толстого .Анна Каренина» и "Воскресение"
*«Рогне;да» — опера в 5 действиях, написанная в 1863—1865 годах русским композитором Александром Серовым, либретто Александра Серова и Дмитрия Аверкиева. Аверкиев написал также тексты и к предыдущей опере композитора, Юдифь. Премьера Рогнеды состоялась в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 27 октября (8 ноября) 1865 года при участии Константина Лядова.
*По замыслу композитора сценарий основан на романе Аскольдова могила[d] (1833) Михаила Загоскина и думе Рогнеда[d] (ок. 1825) Кондратия Рылеева. Опера является своего рода продолжением весьма успешного зингшпиля Алексея Верстовского Аскольдова могила (1835), увидевшего свет как раз за год до дебюта знаменитой оперы Глинки Жизнь за царя. Не менее патриотическая, чем эти два произведения, Рогнеда в своем сюжете сочетает эпизоды жизни главной героини и христианизации Руси, осуществленной в конце X века великим князем Владимиром Святославичем.
*Исторический роман «Аскольдова могила» рассказывает о времени крещения Киевской Руси. Произведение интересно не только ярким сказочно-фантастическим колоритом, но и богатым фольклорным материалом, что роднит его с известными произведениями Н.В.Гоголя
*Алекса;ндр Никола;евич Серо;в (11 (23) января 1820, Санкт-Петербург, Российская империя — 20 января (1 февраля) 1871, там же) — русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Серова.
*«Денди – изысканный светский человек, законодатель моды». Первым денди называют сэра Джорджа Браммелла, которого при жизни называли "премьер-министром элегантности". Именно благодаря Браммеллю слово «денди», означающее «щеголь», появилось в Англии в 10-х годах XIX века. Истинный денди элегантен, одет по моде, но без излишней вычурности и роскоши.
Продолжение следует.
Прошу прощения за короткий текст. Не могу много печатать. Печатаю одним пальцем. Надеюсь постепенно восстановится.
Свидетельство о публикации №123082203759