Афоризмы о литературе и творчестве
к высказываниям классиков о литературе и творчестве. В этой публикации
собраны самые показательные афоризмы самых моих любимых русскоязычных авторов,
с которыми я совершенно согласна, можно сказать - это правила, которым
я стараюсь следовать в моей творческой деятельности.
Публикация обязана своим возникновением замечательному сборнику автора
сайта проза.ру Анатолию Бесперстых, всё взято оттуда:
О литературе и творчестве. Словарь афоризмов
https://proza.ru/2013/05/24/2028
***************************
***************************
1.АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна (1937 — 2010).
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
И современнее и резче.
***************
***************
2.БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811 — 1848).
Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время.
****************
****************
3.БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940 — 1996).
Быть писателем неизбежно означает быть протестантом или, по крайней мере, пользоваться протестантской концепцией человека. В протестантстве человек сам творит над собой подобие Страшного Суда, и в ходе этого суда он к себе
куда более беспощаден, чем Господь или даже церковь.
****************
*****************
4.ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1784 — 1833).
Истинно высокое одето величественною простотою: где величие, там и простота.
Родник поэзии есть красота. При виде красоты возбуждается в человеке чувство хвалить ее, песнословить и петь. Хвалить такими словами, чтобы и другой почувствовал красоту им восхваляемого.
Поэт только тот, кто более других способен чувствовать красоту творения. Потребность поделиться своими чувствами воспламеняет его и превращает в поэта.
У писателя только и есть один учитель: сами читатели.
Храни вас Бог от односторонности, с нею всюду человек произведёт
зло: в литературе, на службе, в семье, в свете, словом — везде.
******************
******************
5.ГОРЬКИЙ Максим (1868 — 1936).
Как всё, так и поэзия теряет свою простоту и естественность,
когда из поэзии делают профессию.
Между наукой и художественной литературой есть много общего:
и там и тут основную роль играют наблюдение, сравнение, изучение;
художнику, так же, как ученому, необходимо обладать воображением
и догадкой — «интуицией».
Посмеяться над собой — не бойтесь, самокритика так же необходима,
как необходимо умываться.
Правда выше жалости.
Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса:
что я хочу написать, как написать и для чего написать.
Учитесь у всех, не подражайте никому.
Художественная правда создается писателем так же, как пчелою создается мёд:
от всех цветов понемножку берет пчела, но берет самое нужное.
Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты…
******************
*******************
6. ГУМИЛЁВ Николай Степанович (1886 — 1921).
Поэзия и религия; две стороны одной и той же монеты. И та и другая
требуют от человека духовной работы. Но не во имя практической цели,
как этика и эстетика, а во имя высшей, неизвестной им самим.
Поэзия требует жертв.
Поэтом может называться только тот, кто воплощает в жизнь свои мечты.
********************
*********************
7.ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894 — 1956).
Двое смотрят вниз. Один видит лужу, другой — звезды. Кому что.
Стиль - результат определенного творческого периода, свободного и обусловленного, а не спланированного. Нельзя планировать стиль в искусстве, как это беспомощно пытается делать наше наивное общество в вопросах искусства.
**********************
**********************
8.ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783 — 1852).
Красота художественного произведения состоит в истине выражения, то есть
в ясности идеи и в ее гармоническом согласии с материальным художественным
её образом.
Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах — соперник.
Поэзия живет свободою; утратив непринужденность (похожую часто на
причудливость и своевольство), она теряет прелесть.
Хотеть, чтоб вас хвалил весь свет,
Не то же ли, что выпить море?
***********************
************************
9.ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич (1903 — 1958).
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы. Переносить на полотно.
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Стихотворение подобно человеку — у него есть лицо, ум и сердце.
Если человек не дикарь и не глупец, его лицо всегда более или менее спокойно.
Так же спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель
под покровом внешнего спокойствия отлично видит все игралище ума и сердца.
************************
************************
10. КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766 — 1826).
Богатство языка есть богатство мыслей.
Дурной человек не может быть хорошим автором.
Мы не аристократы в литературе. Смотрим не на имена, а на произведения.
Смеяться, право не грешно
Над всем, что кажется смешно.
*****************************
*****************************
11.КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853 — 1921).
Жизнь — движение, борьба, а искусство — орган умственного движения
и борьбы; значит, цель его не просто отражать, а отражать
отрицая или благословляя.
Поэтический язык — краткий, сжатый, картинный и музыкальный.
Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.
***************************
****************************
12. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875 — 1933).
И вот вам совет, как надо проверять хороших поэтов. Если поэт не поётся, то пусть бросит стихи и пишет прозой,— он, быть может, окажется прекрасным прозаиком.
Стихи его сами должны петь, петь внутренне, в вашей душе, если вы читаете стихи про себя, невольно ритмитизироваться и мелодизироваться, если вы читаете их вслух.
Над формой, как таковой, начинают работать тогда, когда не имеют содержания.
Поэзия не может не быть поэзией своего времени и должна быть ею.
Но тот, кто выражает черты своего времени, роднящие его с будущим,
оказывается бессмертным.
Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка
берёт их на свои крылья.
*************************
*************************
13.МАРШАК Самуил Яковлевич (1887 — 1964).
Если поэт живет в ладу со своим родным языком, в полной мере чувствует его строение, его истоки, — силы поэта удесятеряются.
Слова для него — не застывшие термины, а живые, играющие образы, зримые, внятные, рожденные реальностью и рождающие реальность. Его словарь — оркестр.
Заботиться о качестве и новизне рифмы, размера и ритма следует каждому поэту. Только это не должно быть рассудочным, комбинаторским делом. Никакие технические упражнения в искусстве версификации не могут научить поэтическому мастерству — точно так же, как нельзя научиться плавать на суше.
Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта.
Литература без критики подобна улице без фонарей.
Переводя, смотрите не только в бумагу, но и в окно.
Поэт питается из двух источников: один из них — жизнь, другой — поэзия.
Тот, кто еще не начал, — не поэт,
А кто уж начал, — тот не начинающий.
****************************
***************************
14.ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892 — 1968).
Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.
Дело художника рождать радость.
Нет таких звуков, красок, образов мыслей — сложных и простых,
— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце.
***********************
************************
15. ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873 — 1954).
Бойся думать без участия сердца.
Бывает творчество вопросов и бывает творчество ответов:
первое делает сама жизнь, а второе художник.
В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем.
Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота. Вот почему дело художника — это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра.
Искусство есть творчество объясняться символами. В основе творчества символа заключена вера, что личность есть проявление существа мирового.
Может ли быть красота в правде? Едва ли, но если правда найдет себе жизнь в красоте, то от этого является в мир великое искусство.
Морализирование — это творчество бездарных людей.
Моя поэзия есть акт дружбы с человеком, и отсюда мое поведение: пишу — значит, люблю.
Наука и искусство (поэзия) вытекают из одного родника и только потом уже расходятся по разным берегам или на разную службу: наука кормит людей, поэзия сватает.
Первая ступень всякого творчества есть самозабвение.
Поэзия живет в глубине души прежде всего для себя, а потом прорастает из себя самого для людей.
Поэзия и любовь — это явление таланта: ни поэзию, ни любовь нельзя делать собственностью.
Самое трудное в деле искусства слова — это сделаться судьей самого себя.
Талант — это способность лично выразить то самое,
за что боролись многие бессознательно.
Творчество — это страсть, умирающая в форме.
Труднее всех художников, конечно, художнику слова потому,
что трудность выражения чувства мысли здесь легко подменяется
и умерщвляется логикой.
Форма и содержание есть два измерения вещей искусства: форма — измерение
внешнего, поверхности, содержание — измерение в глубину.
Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным.
Чувство родины в моём опыте есть основа творчества.
Юмор есть орудие в борьбе с пошлостью.
********************
********************
16. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837).
Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений,
следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных.
Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии.
Вдохновение — это умение приводить себя в рабочее состояние.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно.
И не оспоривай глупца.
Восторг есть напряженное состояние единого воображения.
Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует.
Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства.
Где нет любви к искусству, там нет и критики.
Глаголом жги сердца людей!
Глас поэзии чудесной
Сердца враждебные дружит.
Глупая критика не так заметна, как глупая похвала.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.
Думать, что поэта составляет один талант — значит грубо ошибаться.
Разумеется, прежде всего поэтом делает человека талант;
но к этому также необходимы еще и характер, и образование,
и направление, которые зависят от общества, среди которого является поэт.
Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания,
где план обширный объемлется творческой мыслью.
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств
и мыслей, заменяемого словами; другая — от полноты чувств и мыслей
и недостатка слов для их выражения.
Зависеть от властей, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать: для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.
Зависть — сестра соревнования, следственно, из хорошего роду.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Истинное воображение требует гениального знания.
Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова,
такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.
История должна принадлежать Поэту.
Над вымыслом слезами обольюсь.
Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом.
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хотя,
может быть, и глубокомысленного.
Описывай не мудрствуя лукаво
Всё то, чему свидетель в жизни будешь.
Описывать слабости, заблуждения и страсти человеческие не есть безнравственность, так как анатомия не есть убийство.
Переводчики — почтовые лошади просвещения.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
Слова поэта суть уже дела его.
Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво.
Со смехом ужас несовместен.
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.
Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат.
Чтение — вот лучшее учение.
*************************
*************************
17. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич (Алексеев, 1863 — 1938).
Вдохновение является лишь по праздникам.
Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.
Гении родятся веками, большие таланты — десятилетиями,
таланты — годами, посредственности — днями и бездарности часами.
Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только ещё лучше.
Искренность и простота — дорогие свойства таланта.
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким,
но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно
для себя погибшим.
Не всякая правда — красота, но всякая красота — правда.
Нет искусства без переживания. Нет переживания без вдохновения.
Подлинное большое искусство не терпит лжи.
Понять — значит почувствовать.
Правда без жизни, а жизнь без правды существовать не могут.
Талант — это желание работать, а во-вторых, работоспособность.
Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.
Что такое талант? — Душа.
************************
************************
18. СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918 — 1970).
Без поисков и находок, а следовательно и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение.
Большое зло — зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой
товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его.
Где нет увлечения, вдохновения, стремления к идеалу, там нет
и веры в возможность достижения идеала.
Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.
Неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить,
огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить.
Подлинная самокритика — это голос совести.
Совесть — это эмоциональный страж убеждений.
Убогость слова — это убогость мысли.
Эгоизм — это первопричина рака души.
*****************************
*****************************
19. ЧЕХОВ Антон Павлович (1860 — 1904).
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
В произведении должна быть ясная, определенная мысль. Вы должны знать,
для чего пишете, иначе, если идти по этой живописной дороге
без определенной цели, то вы заблудитесь и ваш талант погубит вас.
В художественном произведении знаки зачастую играют роль нот,
и выучиться им по учебнику нельзя; нужны чутье и опыт.
Да, Золя не Вольтер, и все мы не Вольтеры, но бывают в
жизни такие стечения обстоятельств, когда упрек, что мы
не Вольтеры, уместен менее всего.
Давая волю фантазии, придержи руку.
Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай.
Если в первом акте пьесы на стене висит ружье, то в последнем акте
оно непременно должно выстрелить.
Игриво и легко можно писать не только о барышнях, блинах и фортепьянах,
но даже о слезах и нуждах.
Искусство писать — это искусство сокращать.
Когда критикуешь чужое, то чувствуешь себя генералом.
Краткость — сестра таланта.
Критиканы — это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками,
биографами, если бы могли, но испробовав свои таланты в этих
или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой.
Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно
отказаться от идейной жизни.
Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью; взявшись за гуж,
он не должен говорить, что не дюж, и, как ему ни жутко, он обязан бороть свою брезгливость, марать свое воображение грязью жизни.
Льстят тем, кого боятся.
Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей... но в искусстве обмануть нельзя.
Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок.
На одном впечатлении далеко не уедешь.
Настоящий писатель — это то же, что древний пророк:
он видит яснее, чем обычные люди.
Не понимает человек шутки — пиши пропало! И знаете: это уж ненастоящий ум,
будь человек хоть семи пядей во лбу.
Недостатки может исправить только сам автор, а посторонняя рука только напортит.
Чем лучше вещь, тем резче бросаются в глаза ее недостатки и тем труднее их исправлять.
Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.
Писатель должен много писать, но не должен спешить.
Никакая литература не может своим цинизмом перещеголять действительную жизнь…
Писать приходится учиться всю жизнь. Перестал учиться, и быстро разучишься.
Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.
Самые несносные люди — это провинциальные знаменитости.
Снисходительно-презрительный тон по отношению к маленьким людям за то только, что они маленькие, не делает чести человеческому сердцу. В литературе маленькие чины так же необходимы, как и в армии, — так говорит голова, а сердце должно говорить еще больше..
.
Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу.
Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть,
а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
Только то прекрасно, что серьезно.
Чем выше культура, тем богаче язык. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений; без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.
Я вовсе не хочу, чтобы из меня вышло что-нибудь особенное, чтобы я создал великое, а мне просто хочется жить, мечтать, надеяться, всюду поспевать... Жизнь коротка, и надо прожить ее лучше.
***********************
***********************
20. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (1882 — 1969).
Поэзия не должна заниматься революцией.
Задержаться в литературе удается немногим, но остаться — почти никому.
Заповедь для детских поэтов: не забывать, что поэзия для маленьких
должна быть и для взрослых поэзией.
Заумный язык был всегда, ведь вся поэзия (до известного предела) заумная;
ведь все поэты во все времена упивались заумными звуками, независимо
от их смыслового значения; ведь слово, как таковое,
самоцельное слово, всегда было предметом их культа.
Перевод — это автопортрет переводчика.
Творчество — интимнейшее дело.
Поэзия - это то, что непереводимо на другой язык.
Побеждает всегда поэзия.
****************************
****************************
Марсель, 20.08.2023
Иллюстративный коллаж составлен из портретов авторов афоризмов.
Свидетельство о публикации №123082107447
С уважением и наилучшими пожеланиями)))
Лейба Тигров 24.08.2023 13:37 Заявить о нарушении
Надия Медведовская 25.08.2023 21:07 Заявить о нарушении