Икона супрематизма
и пытался понять, что же я сделал – но не мог. В черном
пространстве я видел то, что когда-то видели люди в лице Бога».
Казимир Малевич
Ах, сколько тайн, вопросов, мнений
Привнёс Малевича супрематизм
«Квадратом» в океан течений,
Чьи имена содержат суффикс «-изм».
В них мир изображён иначе,
Абстрактно, непривычнее, чем есть,
Попробуй разберись, тем паче
Их направлений множество, не счесть.
И тут загадка из загадок –
«Квадрата чёрного» простой квадрат,
Оставивший в умах осадок:
«Малевич! Верь, не верь, а плагиат?!»
Таких полотен монохромных,
Зелёных, жёлтых, чёрных, голубых,
В названиях порой не скромных,
Написано не мало!
Часто их
Пронзала тонкая издёвка
Над пошлым футуризмом той волны –
Рисунка нет, есть расшифровка,
Что мы увидеть на холсте должны.
Блестящий юморист богемы
Французский журналист Альфонс Алле
Не обделил сарказмом темы
В своих «картинах»!
Как парад-алле
На обозрение в салоны
Явился красок монохромных ряд:
То в снежной буре малокровны
Девчонки на причастие спешат (1);
То краски от томатов алы,
По полю апоплексики бредут –
В одеждах красных кардиналы,
Увидеть на холсте их – зряшный труд (2);
Или желтушные ребята
Пьют модный в те года аперитив (3);
Иль мгла тумана виновата,
Что холст стал серым, пьяниц приютив (4);
Иль в цвет холста абсент зелёный
Пьют сутенёры, лёжа на траве,
Полыни горькой вкус креплёный
В сон-дрёму клонит мысли в голове (5).
Но чаще кисть авангардистов
Ласкала на палитре чёрный цвет,
Что в напряжённости неистов,
Своей тревогой поглощая свет.
Да и до них уже, поверьте,
Давным-давно философ Роберт Фладд (6)
Представил первым в чёрном цвете
«Великой тьмы» мистический квадрат.
В пучине чёрной краски слоя
Берталь, французский граф Лемож-Сен-Санс (7)
Ночной эффект морского боя
При городке Ла-Хог открыл для нас.
Затем Дорэ, французский график,
С издёвкой на историю Руси (8).
Да тот Алле с картиной драки
В ночной пещере негров – тьма спаси! (9)
И вот ещё…
А может хватит
Примеров, где в полотнах симбиоз
«Текст-моноцвет» в искусстве правит
Модерном, и не в шутку, а всерьёз.
И здесь не важно, что рисунка
На полотне как не было, так нет,
Томится монохрома скука,
Для зрителя разбавив фразой цвет.
Всё пусто!
Даже мир кубизма
С сюрреализмом в парадоксе форм
Содержит тени реализма
В отличии от монохромных норм.
И вдруг Малевич!
«Плагиата»
Соблазн не тронул кисти простотой,
Разверзлась глубина «Квадрата»
Живой неоднородной темнотой,
В которой не сумела скрыться
Спонтанность мыслей – в них остался след
Тропы тернистой живописца
В супрематизм сквозь сумеречный свет.
Рентген холста помог открыться
Фрагментам композиций – на одном
Набросок кубофутуриста,
След просупрематизма (10) на другом.
Здесь без грунтовки первых версий
По предыдущим краскам кистью вброд
Малевич шёл путём рефлексий (11)
К апофеозу мысли целый год.
И наконец – мазок последний!
Впитал в себя наружный чёрный слой
Итог терзаний, дерзновений,
Победы над холстом и над собой.
И над эпохой монохрома,
Ведь «Чёрного квадрата» чёрный цвет
Палитрой взят из глинозёма,
Где прячет охра ржавости пигмент (12),
Ещё из меди арсенита (13)
С его тёмно-зелёной глубиной,
Из жжёной кости (14) – ей открыта
Всегда дорога в чёрный цвет ночной.
И мел! На первый взгляд некстати,
Ему в палитре вроде места нет,
Но мудрости «Квадрата» ради
Затёрт им глянца праздного эффект.
Таким в умах людей остался
Шедевр, отнявший сны и уйму сил!
Хотя Малевич и признался –
Мол сам не знает, что он сотворил.
Нет, мастер всё-таки лукавил:
Не зря терзали мысли полотно,
Сюжеты, и каноны правил,
Холст превращая в тёмное окно,
Пытаясь в нём увидеть Бога,
Точней, Вселенную в лице Его,
Куда вела судьба с порога
«Квадрата чёрного» за грань всего.
Ах, как Малевич был неистов,
Христа и православия адепт (15)!
Шедевр в салоне футуристов (16)
Из «красного угла» взглянул на свет,
Нарушив выставки каноны –
Картины в ряд, а он в углу, один!
Так смотрят древние иконы
Очами ликов из веков глубин,
Из потемневших красок досок
От копоти негаснущих лампад.
Иконой стал их отголосок
В наш век – «Супрематический квадрат».
Примечания:
1) Холст бледного цвета – картина А. Алле «Малокровные девочки, идущие к первому причастью в снежной буре»
2) Холст красного цвета – картина А. Алле «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря»
3) Холст жёлтого цвета – картина А. Алле «Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на рисовом поле»
4) Холст серого цвета – картина А. Алле «Хоровод пьяниц в тумане»
5) Холст зелёного цвета – картина А. Алле «Сутенёры, в расцвете сил, пьющие абсент, лёжа на животах в траве»
6) Роберт Фладд – английский врач, философ-мистик, астролог, маг, алхимик, автор картинны «Великая тьма» –метафизического двойника супрематического квадрата (начало 17 века).
7) Картина французского иллюстратора, карикатуриста Шарля Альбера д'Арну, графа Лимож-Сен-Санс, известного под именем Берталь, «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети» (1843 год).
8) Картина французского иллюстратора, графика Гюстава Дорэ «Живописная, романтическая и карикатурная история святой Руси» (1854 год).
9) Картина А. Алле «Битва негров в тёмной пещере глубокой ночью» (1882 год).
10) Просупрематизм – приставка «про-» образует существительные со значением начальной стадии появления или неполноты признака.
11) Рефлексия – способность человека сознательно обращать внимание на свои мысли, чувства и эмоции, оценивать прошлый опыт, принятые решения и перспективы.
12) «…прячет охра ржавости пигмент» – природный пигмент (железно-окисная охра) жёлто-красных тонов, состоящий из гидрата окиси железа (ржавчины) с примесью глины.
13) Арсенит меди – пигмент красивого зеленого цвета, прежде применяли в качестве краски (зелень Шееле, Парижская зелень). Ядовит из-за наличия в нём следов оксида мышьяка.
14) Жжёная кость – пигмент масляной краски, получаемый от сжигания костей, рогов и т.д. в отсутствии воздуха. Она дает очень глубокий черный цвет.
15) Адепт – последователь какого-либо учения, идеи, знания.
16) «…шедевр в салоне футуристов» – Казимир Малевич на «Последней футуристической выставке живописи 0.10» в Петрограде в 1915 году повесил свой шедевр «Черный супрематический квадрат» в самом священном месте комнаты, предназначенным для икон, известном как «красный угол»
Свидетельство о публикации №123082002410
В этом есть правда. Св. Иоанн Лествичник поднялся на мистическую гору, где в священном мраке увидел Бога...(стр.10 "Лествицы") и даже дерзнул "отрыгнуть слово"... в общем достиг величайшего видения и посвящения, как бы максимума этой жизни.
Кто знает, куда заводят нас духовные поиски. Лишь бы не впасть в прелесть...
Ваш ЭКФРАСИС - на уровне искуствоведческого исследования. С уважением,
Конкордия 07.09.2023 18:21 Заявить о нарушении
Владимир Украинский 08.09.2023 00:21 Заявить о нарушении