Рыбак
Пролог
Ставил сети свои одинокий рыбак,
Как-то раз, на глубоких озерах,
Север был тих, а Луна в кружевах – (1)
Молоке облаков тонкоперых.
Серебрилась слегка гладь прозрачной воды,
Ударяясь в борта мелкой зыбью волны,
Разбавляя простор предночной тишины,
Мелодичным стальным перезвоном…
А вокруг - ни души,
Только в устье реки,
Силуэтами птиц тростниковых,
Оживало немного в туманной дали,
Мелководье речного затона.
С челнока в омут падала старая сеть,
В отраженье вселенной бездонной,
И хотелось смотреть в этот мир и смотреть,
В бесконечную гладь протяженный.
И не думал тогда, что готовит беда,
Что скользит он по самому краю,
Если око темнеет, немеет рука,
Все судьба помогает исправить.
Главная часть
Русалка
Неожиданный всплеск,
Тонкий девичий смех,
Струн нездешний мотив,
Свет в ветвях речных ив.
-«Дорогой мой, не бойся, я доля твоя,
Не робей и смелей посмотри на меня,
При Луне, как на Солнце горит чешуя,
И сияет вокруг нежный сполох.
Как тонки и прекрасны изгибы плеча,
Как волнуют слова, что пою я шепча,
Как прохладны волшебною грустью глаза,
С глубоко проникающим взором».
Дрожь по телу прошла,
Слегка тронул испуг,
Снасть ушла из чуть раньше уверенных рук,
И тревоги объял мертвый холод.
-«Что ж ты медлишь?- взгляни,
Дорог миг, не тяни,
Сам захочешь скорее в объятья мои».
-«Отойди красота, не сниму я креста,
Не нужны мне слова, что поешь ты шепча,
Ни ночные твои разговоры».
-«Стой, угрюмый чудак, не о нем я сейчас,
Кто же спорит с невиданной силой?
Ты рыбак одинок, в твоем сердце печаль.
Знаю я о любви твоей милый.
Огневою свечей, мотыльковой зарей,
Светлой тайной горит над заливом,
И живет в этом пламени тихая боль,
Выделяясь одним переливом.
Ты волнуешь русалку своею мечтой,
Я хозяйка волны и слежу за тобой,
Каждый раз, когда лодка твоя над водой,
Я под нею плыву и хочу быть с тобой,
Нетерпением адским сгорая,
Если б знал, как не скромен болотный огонь,
Не противься надежде подруги речной,
Как сладки мои сети узнаешь!
В этот раз далеко, далеко ты заплыл,
Ах, беспечный романтик, себя погубил,
С непонятной стихией играя!
Верь русалке своей, только ей,
Только ей!
Все забудешь со мной, успокоится кровь,
И остынет во мне, топкой мертвой водой,
В тишине, в глубине, паутине ночей,
В нежном шепоте терпких, безумных речей,
Не отыщешь дороги назад никогда,
Пропади же быстрей! И оставь берега!
Помогу, уведу, заплетая судьбу,
Будешь в царстве моем, незабитым в углу,-
Королем, королем!
Мой исполни каприз,
Покорись! Покорись!»
Он в ладони распятие медленно сжал,
Но уже через силу ей тихо сказал:
«Успокойся змея, не ты доля моя».
-«Ах, какой же чудной!
Далеко до зари,
Не минуешь меня,
Крепки кольца мои.
Не дождешься рассвета ненужности дня,
Сердце в бездне моей раствори,
Разори!
Верь подруге ночной!»
И теряя часть сил, снова ей повторил:
«Замолчи нежить дна, не ты вера моя».
-«Но послушай рыбак, ведь ты знаешь все сам:
Неумна твоя роль, и она далека,
И в ручей твой, ее не впадает река,
И звезда высока, а походка легка,
И задернуться шторы теплом очага…
Так зачем же хранить в бесполезности лет,
Звон-мечту, как ненужный забытый браслет,
Держать путь одинокой, стыдливой тропой,
По крутому излому обрыва?
Окунайся в мой рай, тли забвенья покой,
Пей подмену-любовь с голубою тоской,
Но не той, что в разлуке сжимает сердца,
Сердце-студень остынет, застынут глаза, -
Мертвым млечным стеклом, долговечного сна.
Навсегда! Навсегда! -
Течь в бездонный уклон,
Быстротечным песком,
В страшный мир, адский дом,
Растворяясь навеки в пустом - неживом,
Под туманный покров
Небытия".
Так все тоньше и звонче смеялась она,
Приближая изгибы и прелесть в лучах,
Лесть мешая с неправдой в терпких речах,
Камышом интонаций игривых.
И нечаянно взгляд вскользь прошел по плечу,
И увидел он дивных волос долготу,
С золотисто-карминным отливом….
-«Вот, ведь можешь - смотри,
Прикасайся, - гори!
Свою душу в расплату оставь, - подари,
Королеве своей,
В безысходность ночей
Сам себя урони, оступись, упади,
Ну скорей же! Скорей!
Доверь тайну свою, я на дне постелю,
Мои цепи достойны измены,
Не сумеешь простак отойти просто так,
По секрету скажу: Ты не первый!»
Все же он отводил ее глаз пустоту,
Но русалка сильней поднимала волну,
Все нежней ее песня тянула ко сну,
А рука с каждым всплеском слабела.
-«Назови ее имя – забудешь мечту,
Милый друг, наклонись, уст испробуй иглу,
Лишь слегка прикоснусь,
И уйдем в глубину…»
И он слушал уже онемело.
И холодной рукою его обняла,
И волос длинных тина на плечи легла,
И в манящую бездну смотрели глаза,
Отвечая движением встречным.
Но, внезапно русалка назад подалась,
Сладких мук оборвалась коварная вязь,
Вдруг воскликнула с трепетом желчным:
«Ах рыбак, ты рыбак, кто тебя целовал?
Поцелуем простым запечатал уста,
Детских губ не подвластна для нас чистота,
Чья здесь радость-коса?
Чьи живые глаза, на тебя бесконечным смотрели?
Не спасешься теперь!
Не забава я – зверь!
Упадешь предо мной на колени.
Далеко до Отца! Не пройдешь до конца,
Не восполнишь беспечной потери.
Колкость слова тебе я сейчас докажу:
Счастье предал свое, перейдя за черту-
Блажь неверных объятий отведав.
Шар хрустальный разбит!
Свечи дерзко задул,
Выход только один-
Продолжай свой разгул,-
По закону неписанных правил:
Сделал шаг- делай два,
А поджег – жги дотла,
Сжегший цвет пустоты не убавит.
Мертвых люди не судят,
Не пишут слова, на гранитах испорченной солью,
Справедливость не любят,
Не скажет молва: «Что не писано – то беззаконье!»
Красотою сильнее девица зажглась,
Изнутри подступала томления страсть,
Разгораясь жестокой крапивой…
-«Пока тайна жива – не полна моя власть,
Перед этим теперь сможешь ли устоять:
Колдовской, непростой, верной силой!?»
Еще тоньше и слаще звенела струна,
Все страшней и быстрей расплеталась коса,
Неземная струилась мелодия зла,
В сердце гасла живая лучина.
Извивался змеей строгий девичий стан,
Неизвестным огнем естество обжигал,
Корни глубже пускал изощренный обман
Торжество восхищая пучины.
И ночные часы, хоть и быстро текли,
Глупых птиц где-то песня звучала в дали, (2)
Но упала луна далеко за холмы,
Тьма стояла над озером стылым.
-«Вечность ночи мои,
Петли душной косы,
И глухие, тяжелые, странные сны...
Бледный цвет неподвижных моих жадных глаз,
Истязающих ласк дикий пляс,
Наглость масок, коварство иллюзий,
Шантаж – кровь сосущих цветов и растений,
Постоянство игры, грез, сомнений кураж,
Птиц спасенья пугливые тени,
Неизбывной надежды скользящий мираж,
Праздник страха в пик лунных затмений…
Невозможность из этого круга уйти,
Ну, иди ко мне милый, иди –
Пропади!
Все поведай о ней,
Не смущайся, открой!
Ты уверен рыбак, что огонь этот твой?
Разве может зажечься от искры одной?
Ах, какой же смешной!
Он тревожит, бунтует мой темный покой,
Вызывает на бой-
С золотою свечой, со случайной зарей!
Там где царствует мрак,
Движет суетный страх, -
Не найти простоты воплощенной мечты,
Только замкнутый круг:
Из хозяев и слуг, интересов и выгод,
Рассчитанных уз, приносящих достоинства прибыль,
Мир фальшивых улыбок,
И, пиковый туз –
То, о чем не расскажут открыто и вслух,
В грязном деле не терпят ошибок…
Не снесешь!
Разорвёшь, и отдашь все за так,
Недостойный червяк,
По-другому – никак.
Кривотолки и смех -
За меня и за тех,
Кому время терять невозможно,
Жажда мертвой воды, изнурений костры –
Ожидают тебя! – неотложно.
Лучше доли моей не найти, не проси,
Не противься во мне бытию нелюбви,
всеобъемлющей лжи.
Не видать тебе зорь, быть навеки со мной,
Ты уже сам не свой и теперь почти мой,
Падать вниз, в пустоту, разве сложно?
Так впусти же, открой!
И скажи, кто она?
Не услышит река,
Не узнает Луна,
Мне на ушко шепни осторожно».
И рыбак понимал – еще миг и пропал,
Не уймется прелестная дива.
Нестерпимо сжимается бездны капкан,
Под вниманием глаз нетерпимых.
Полубред, полусон, злой отчаянья визг,
Безысходность последней минуты,
Но цеплялся за край, за щербатый карниз,
Веры вспыхнувший луч почему-то…
И пока оставался в померкших глазах
Теплый уголь былого рассудка,
Он пытался найти ко спасению пути,
Потому что погибель не шутка.
Что ж, бывает и так,
Чтоб к простому прейти,
Но живому, совсем не пустому,
Жизнь приводят на край,
Втуне сбившись с пути,
Почему же нельзя по-другому?
И всего лишь два слова он тихо сказал,
Безмятежный тайник вдруг в себе отыскав,
В час последний, особенно жуткий.
Несмотря на испытанный много финал…
Луч погибшее сердце уже поднимал,
Незаметной вложенной силой –
Он ее оттолкнул и прилег на весло,
Возмущением черным темней стало дно,
На болотах вздохнула трясина.
Эпилог
Все ж русалка за лодку хваталась, плыла,
Та же песня звучала красиво…
Но вступал сумрак утра в немые права,
Понемногу менялась картина:
Нежный сполох исчез,
Чернел остов бревна,
Клобуком громоздилась речная трава,
Мерзко хлюпало гадкое рыло.
И услышал рыбак на последок слова:
«Не тобой уцелела твоя голова!
От удушья косы, Маяты - красоты,
У рожденных нет пламенной жилы!
Ты ничтожен и слаб!
У мечты - два крыла,
Не ушел бы тогда от могилы!
Кто поверит в свой Сам,
И своим парусам,
Что возможно не зря слепо верить в себя,
Ожидает одно – кануть камнем на дно!
На потеху ветрам, да и мне заодно».
Зверь вдогонку кричал,
Правда, он не вникал,
Все же девка, хоть тайная сила. (3)
Только кровью из сердца сюда записал:
«Не бывает креста не по силам».
Над зеленой волной зеленела заря,
Зеленело в глазах рыбака…
На дно лодки упал, и на дне этом спал…
-«Эй рыбак!
Эй рыбак! Ты живой?!
Или пьян?
Чьи за молом притоплены сети?
Кто тебе разрешал?
Это ты-ы?
Не узнал…
Так снимать уж пора,
Скоро вечер!»
08.2016.
1. Север – синоним полночи или времени близкого к полуночному.
2. «Глупых птиц где-то песня звучала в дали» – речь идет о пении петухов, которого боится нежить, т. к. их пение предвещает рассвет.
3. «Хоть она и тайная сила, а все-таки девка». Бажов П.П. «Медной горы Хозяйка».
Послесловие автора
Проявление зла в чистом виде есть вещь исключительная и очень редкая. Это обуславливает диалектический мотив совершенствования противоборства сторон (добра и зла) в рамках закона «Единства и борьбы противоположностей». Зло в чистом виде способно лишь напугать человека, ввергнуть его в пучину суеверий,
мистицизма и паники, слабо достигая при этом главной цели – погибели бессмертной души. Атака с фронта менее эффективна, чем действие с позиции «несуществующего». Таким подходом в тактике последних времен зло действует через самого человека, через его свободный выбор сердца, используя тонкую сферу его незащищенной или условно защищенной психики.
Свободный выбор есть инструмент доверия между Творцом и человеком, при помощи которого, в отличии от животного, человек учувствует в мировой гармонии, на более высшем уровне организации этих взаимоотношений сотворчества, чем уровень простого инстинкта.
Главные основы этого гармоничного сосуществования хорошо известны: Любовь, Искусство, Красота, Чистота, Простота, Истина.
Опубликованные ранее комментарии к поэме, вошли в состав статьи "Живое и Мертвое", которую можно найти на авторской странице.
25.10.2023.
Свидетельство о публикации №123081900021