Литературный поезд от петербурга до владивостока
Из Петербурга во Владивосток едет через август уникальный состав. В пунктах остановки – встречи с талантливыми людьми, поэтами. Среди них – не только российские авторы, граждане многонациональной литературы, но и бывшие украинцы. Этот маршрут показал парадоксы и проблемы нашей духовной жизни.
Плотность и парадоксальность нашего времени потрясают. Такое может быть только в России: в разгар военного испытания создаётся событие духа – мчит литературный поезд. Проект назван «Книжные маяки России», придумал его петеребуржец Денис Котов – книжник, основатель сети «Буквоед», создатель и руководитель многих начинаний в области книгопроизводства и чтения.
Инициативу подхватил Российский союз писателей, постоянно создающий новые форматы общения литературы и общества, конкурсы, тематические акции, вызывающий к жизни таланты, чтоб запустить в мир через порталы Стихи.ру и Проза. Ру. РСП в проекте представляет Президент Союза Дмитрий Кравчук.
Поезд стартовал 3 августа – в каждом пункте остановка - встреча – затем ночь в пути и снова остановка\ литературная встреча. Задачу путешествия озвучил автор культурных проектов Игорь Сазонов: «Мы ищем тех, кто не попал в «формат», кто предлагает новое». Сазонов открыл встречу с поэтами в Москве. Выпускник физтеха, свою жизнь направил для художественного развития страны: «Сохранить элементы тонкого культурного слоя, который ускользает вместе с авторами — главная миссия. В рамках этой миссии продвижение исключительных по своему содержанию, но не ставших известными произведений…»
Мне привелось принять участие в этом событии. В московской Библиотеке имени И.С.Тургенева собралось более трёх десятков авторов. «Нужно очень любить поэзию, чтобы в такую жарищу поехать слушать стихи!» - пошутил поэт Дмитрий Ревский.
Поэты разные. Каждый по-своему вёл работу по вспашке нашей фантастической реальности. Сначала слово тем, кто вошёл в ядро современных классиков РСП – Алла Арцис, Дмитрий Ревский, Игорь Семецкий… за ними те, кто записались – свободные чтения. Своеобразие встречи - автор не просто показывает свои тексты, но рассказывает о неосуществлённом.
1. МЫСЛЬ ПЕРВАЯ: ЧЕМ И ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ?
Как много в России идей, громада проектов, это национальное богатство! Драматично: величие замыслов и минимум возможностей. Литература вернулась в допушкинский формат в плане потери статуса профессии – за неё не платят. За что боролись поколения талантов, утрачено. В выступлениях лейтмотив – есть идеи и опыты, но нет финансов. Государство исключило из бюджета духовное развитие общества, и в итоге мы получили то, что получили – бедных великих поэтов - и процветающих пошляков, стригущих купоны в массовой культуре. За это мы несём горькую расплату.
А поэты были – великие. Сегодня среди нас живут великие поэты – вот что ещё раз показала встреча.
2. МЫСЛЬ ВТОРАЯ: КАК ЗАКОДИРОВАНА ПОЭЗИЯ?
Как интенсивно работает сейчас в России поэтическая мысль. «Счастлив, кто явлен в этот мир\\ В его минуты роковые…» - правду сказал Тютчев! Мы живём в роковые времена – и парадокс – Россия ответила на новые испытания небывалым подъёмом поэтического творчества. Нет, не работает у нас формула «когда говорят пушки – музы молчат». Наоборот. В роковых обстоятельствах народная душа отвечает, усиливая голоса муз.
Мы смеялись внезапным шуткам, замирали от пируэтов мысли, восхищались образами и метафорами, вдумывались в словесные формулы и драматизм отображённого, но были награждаемы главным – утолением жажды сущности. Каждый поэт своими путями идёт к разгадке жизни, а истина - общая. И есть она, общая страсть, охватившая общество – духовная жажда, жажда правды.
Вдруг осознала: ищем культурные коды – а вот он, один из главных кодов России – на времена кризиса и смертельных испытаний Россия отвечает – искусством. Страна поэтов. Сам русский язык создавался поэтами. У нас склад личности – поэтический. Народ говорит стихами – повседневный язык это язык образов. Творчество – вот чем русская цивилизация отвечает на исторические потрясения, оно и есть наша предельная национальная идея.
Все подъёмы отечественной словесности стали ответом на военные напряжения. «Певец во стане русских воинов» гениального Жуковского, «Бородино» юного Лермонтова, стихи Раевского – весь русский «золотой век» запечён в пекле войны 1812 года. И другая волна русской литературы – Крымская война, и снова огромный вал полноводных крепнущих талантов – «серебряный век», поэты-воины, один Николай Гумилёв – знаковая фигура этой смычки литературы и битвы. Что говорить о великих поэтах, совершивших свой человеческий и творческий подвиг во время Великой Отечественной, имя им легион – они дали миру невиданное явление народной патриотической поэзии, включая строчки мальчишек-лейтенантов, чья жизнь и сложилась-уложилась в эти несколько строк и исчерпалась войной. И – мудрая поэзия поэтов-классиков, взрослыми проходившими горнилище – Константин Симонов, Илья Эренбург, Сергей Михалков.
И великого классика нашей литературе дал опыт битв – Лев Толстой-писатель родился на редутах Севастополя, в крымских сражениях.
Не кроется ли именно тут ответ на ту самую ускользающую «русскость» нашей цивилизации, формулированием которой все озабочены?
3. МЫСЛЬ ТРЕТЬЯ: ЗАЧЕМ СТРАНЕ НУЖНЫ ПОЭТЫ?
Вечер стремительно развивался… Какие разные интонации!
Анна Аркаева – проект «Из какого сора», чтобы популяризировать современных авторов, сделала 20 программ. Сергей Дижонков – массажист, детей спасает, а поэзия героическая - стих Ольге Качуре. Сергей Черноглазин, лирик: «И так светло от сновидений жизни…». Анна Анатоль – хочет сблизить поэзию и молодёжную аудиторию – делает выставки фотографий с поэтическими текстами. Франц Десимон – художник-дизайнер, стихи о городах – «По лесенкам Гусанны»: «солнечное утро - и щёки стен зарделись». Группа «Штрихи» - Чурнов Станислав и Марианна Мартыненкова, их тема – любовь. «Потому что Любовь – это то, что рождается с телом и вместе с ним не умирает».
Что зацепило – сменился тон поэзии, интонация. Нет доминирования иронии, характерного для 1990х- 2000х, ядовитый сарказм ушёл. Нет поэтического плача 2010х. Пошёл чистый светоносный поток. Выбор текстов не предполагал цензуры, было одно условие – регламент. Значит – произошёл естественный отбор, и сам дух поэзии устремился к пушкинскому завету: к чувствам добрым.
У поэтов зрение – сферическое: и вверх, и вниз, и по горизонтали и по вертикали. Я уловила расширение этой офсетности. Прошлое входило в логику настоящего, росло смысловое пространство. Новым знаком поэзии стала актуальная работа со смыслами. Поэты показали себя как виртуозы сопоставления времён, идей… И – отменное владение версификацией. Поэзия заново вошла в русло великой русской словесности, с самых первых плодов проявлявшей не только широту души, но и ШИРОТУ МЫСЛИ, и уже от первых летописей мыслила космично, отправляя страну в путь, исчисляемый от Сотворения Мира. Запал энергии – силы любви и восторга. В сегодняшних стихах была актуальность, умноженная на летописность, мир пересотворялся.
Градус энергии рос. Я пошутила: «поэты как девайсы – заряжаются друг от друга». Но и все заряжаются от поэтов, дело поэзии – давать энергию жизни. Без поэзии и жизни нет – той самой, достойной, человеческой. Как светла эта новая восходящая жизненно-поэтическая сила!
4. МЫСЛЬ ЧЕТВЁРТАЯ: ГЕОГРАФИЯ СЛОВА. УКРАИНСКАЯ ПОЭЗИЯ УШЛА В РОССИЮ?
Удивила география московской встречи. Совсем не одни москвичи, и
не в пределах Кольца. Ольга Красильникова – Ярославль. «Пишу стихи с 6 лет, а показывать начала недавно». Ярославь – понятно, Золотое кольцо всегда обнимало культурное ядро России, и было ядром русской культуры. Иринка Ковалёва – Алтайский край, родина Шукшина. «Я недавно переехала в Москву, душой ещё там», а тема её – поиски Бога.
Вышел застенчивый мужчина: Владислав Киенко. «Я из Харькова. Чтобы сюда приехать, мы переехали минное поле под бомбёжкой. Выехали, попали под обстрел. Два месяца жили на передовой. И под обстрелами произошла переоценка ценностей. Начал писать стихи. Книгу прозы. Я тогда понял, что главное в жизни. И что я должен сделать. Уехал в Россию. Пишу серию: 3 книги. Основная – анализ, хочу показать свою философию. Я занимаюсь аналитикой 30 лет. Процессы природы, государства. Потом книга прозы. Потом книга стихов. Читать не буду.»
А вскоре черёд Миры Ольгиной –это псевдоним: «Я появилась недавно, раньше я была другая, и звалась по-другому, но с тех пор всё изменилось. Я из Одессы, там проживала до 2014 года, а с 2014 живу в России. После 2 мая не смогла там оставаться. Сменила своё литературное имя.». При слове Одесса – в глазах слёзы.
Стала мягко читать стихи, воздушные, утешные. Зал затих перед нежной силой словесной неги и кроткого очарования. Это было как ясновидение. Знаки природы теснились, будто «бисер древних словес». Август – «время собирать плоды и смыслы – и всё раздать…» «Яблок звонкая монета//на землю сыплется холодным янтарём». «Марфа и Мария Магдалина» - о покаянии.
Я смотрела на её тонкий облик, слушала прозрачно-светящиеся тексты – словно они лелеяли, обнимали и звали за собой в необмерное – почти библейское пространство – а ведь вот она, душа Одессы, истинная Муза! Совестливая, нежная. Шутливая и по-детски доверчивая. Душа исстрадавшегося города бежала в Россию. Получается – словесность Украины переехала в Россию? Теперь украинская муза с нами, среди нас? «Не могу говорить об Одессе.» Тут она нашла работу и обрела семью. А Одессе – слёзы.
5. МЫСЛЬ ПЯТАЯ: КУДА НАМ ИДТИ?
До самого последнего слова над вечером словно стояло напутствие патриарха современности, поэта, профессора литературного института Константина Кедрова:
«Что остаётся от времени? Не газ, не нефть… остаются стихи. Что осталось от 19 века? Пушкин! А революционная эпоха? Маяковский, Есенин, Блок! И 1960е, и конец ХХго века – это гениальные поэты Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина. Сколько его били, а он всё своё! От наших дней останутся – стихи! В творчестве – мука поэта. Он приговорён писать. Но в итоге поэт даёт название тому, что происходит! И в этом наше счастье…»
Свидетельство о публикации №123081804946
Мира Ольгина 01.10.2023 00:33 Заявить о нарушении