Литературный поезд от петербурга до владивостока

 Культурное событие в НЕСКОЛЬКИХ МЫСЛЯХ.
Из Петербурга во Владивосток едет через август уникальный состав. В  пунктах остановки – встречи с  талантливыми людьми, поэтами. Среди них – не только российские авторы, граждане многонациональной литературы,  но и бывшие украинцы. Этот маршрут показал парадоксы и проблемы нашей духовной жизни.

Плотность и парадоксальность нашего времени потрясают. Такое может быть только в России: в разгар военного испытания создаётся  событие духа –  мчит литературный поезд. Проект назван «Книжные маяки России»,  придумал его петеребуржец  Денис Котов – книжник,  основатель сети «Буквоед», создатель и руководитель многих начинаний в области книгопроизводства и чтения.
Инициативу подхватил  Российский союз писателей,  постоянно создающий новые форматы общения литературы и общества, конкурсы,  тематические акции,  вызывающий к жизни  таланты, чтоб запустить в мир через порталы Стихи.ру и Проза. Ру.  РСП в проекте представляет Президент Союза Дмитрий Кравчук.
 Поезд стартовал 3 августа – в каждом пункте  остановка  - встреча  – затем ночь в пути и снова остановка\ литературная встреча.  Задачу путешествия  озвучил автор культурных проектов Игорь Сазонов: «Мы ищем тех, кто не попал в «формат», кто предлагает новое». Сазонов  открыл встречу с поэтами в Москве. Выпускник  физтеха, свою  жизнь  направил для художественного развития страны: «Сохранить элементы  тонкого культурного слоя, который ускользает вместе с авторами — главная миссия. В рамках этой миссии продвижение исключительных по своему содержанию, но не ставших  известными произведений…»
  Мне привелось принять участие в  этом событии. В московской Библиотеке имени И.С.Тургенева собралось более трёх десятков авторов. «Нужно очень любить поэзию, чтобы в такую жарищу поехать слушать стихи!» -  пошутил поэт Дмитрий Ревский. 
Поэты  разные. Каждый по-своему вёл работу по вспашке нашей фантастической реальности. Сначала слово  тем, кто вошёл в ядро современных классиков РСП – Алла Арцис, Дмитрий Ревский, Игорь Семецкий… за ними те, кто  записались – свободные чтения. Своеобразие встречи - автор  не просто показывает  свои тексты, но  рассказывает  о  неосуществлённом.
1. МЫСЛЬ ПЕРВАЯ: ЧЕМ И ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ?
     Как много в России  идей,  громада  проектов, это  национальное богатство! Драматично: величие замыслов и минимум возможностей. Литература  вернулась в допушкинский формат в плане потери  статуса  профессии – за неё  не платят. За что боролись поколения талантов, утрачено. В выступлениях  лейтмотив – есть  идеи и опыты, но нет финансов. Государство исключило из  бюджета  духовное развитие общества, и в итоге мы получили то, что получили – бедных великих поэтов - и процветающих пошляков, стригущих купоны в массовой культуре. За это мы несём горькую расплату.
 А поэты были – великие. Сегодня среди нас живут великие поэты – вот что ещё раз показала встреча.
2. МЫСЛЬ ВТОРАЯ: КАК ЗАКОДИРОВАНА ПОЭЗИЯ?
Как интенсивно работает сейчас в России поэтическая мысль. «Счастлив, кто явлен в этот мир\\ В его минуты роковые…» -  правду сказал Тютчев! Мы  живём в  роковые времена – и  парадокс – Россия ответила на новые испытания  небывалым подъёмом поэтического творчества.  Нет, не работает у нас  формула «когда говорят пушки – музы молчат».  Наоборот. В роковых обстоятельствах  народная душа отвечает, усиливая  голоса муз.
Мы смеялись внезапным шуткам, замирали от пируэтов мысли, восхищались  образами и  метафорами, вдумывались в  словесные формулы и драматизм отображённого, но были награждаемы главным – утолением жажды сущности. Каждый поэт своими путями идёт к разгадке жизни, а истина - общая. И есть она, общая страсть, охватившая общество – духовная жажда, жажда правды.
  Вдруг осознала: ищем культурные коды – а вот он, один из главных кодов России – на времена кризиса и смертельных испытаний Россия отвечает – искусством. Страна поэтов. Сам русский язык создавался поэтами.  У нас склад личности – поэтический. Народ  говорит стихами –  повседневный язык это язык образов. Творчество – вот  чем русская цивилизация отвечает на исторические потрясения, оно  и есть наша  предельная национальная идея.
Все подъёмы отечественной словесности  стали ответом на военные напряжения. «Певец во стане русских воинов» гениального Жуковского, «Бородино» юного Лермонтова, стихи Раевского – весь русский «золотой век» запечён в пекле войны 1812 года. И другая волна русской литературы – Крымская война, и снова огромный вал полноводных крепнущих талантов – «серебряный век», поэты-воины, один Николай Гумилёв –  знаковая фигура этой смычки литературы и битвы. Что говорить о великих поэтах, совершивших свой человеческий и творческий подвиг во время Великой Отечественной, имя им легион – они дали миру невиданное явление народной патриотической поэзии, включая  строчки мальчишек-лейтенантов, чья жизнь  и сложилась-уложилась в эти несколько строк  и исчерпалась войной. И  –  мудрая поэзия поэтов-классиков, взрослыми проходившими  горнилище – Константин  Симонов, Илья Эренбург, Сергей Михалков.
И великого классика нашей литературе дал  опыт  битв – Лев Толстой-писатель родился на редутах Севастополя, в крымских сражениях.
Не кроется ли именно тут ответ на ту самую ускользающую «русскость» нашей цивилизации, формулированием которой все озабочены?
3. МЫСЛЬ ТРЕТЬЯ: ЗАЧЕМ СТРАНЕ НУЖНЫ ПОЭТЫ?
Вечер стремительно развивался… Какие разные интонации! 
Анна Аркаева –  проект  «Из какого сора», чтобы популяризировать современных авторов, сделала 20 программ. Сергей Дижонков – массажист, детей спасает, а поэзия героическая - стих Ольге Качуре. Сергей Черноглазин, лирик:  «И так светло от сновидений жизни…».  Анна Анатоль – хочет сблизить поэзию и молодёжную аудиторию – делает выставки  фотографий с поэтическими текстами. Франц Десимон – художник-дизайнер, стихи о  городах – «По лесенкам Гусанны»: «солнечное утро - и щёки стен зарделись». Группа «Штрихи»  - Чурнов Станислав и Марианна Мартыненкова,  их тема – любовь. «Потому что Любовь – это то, что рождается с телом и вместе с ним не умирает».
  Что зацепило  –  сменился  тон поэзии, интонация. Нет доминирования иронии, характерного для 1990х- 2000х, ядовитый сарказм ушёл. Нет поэтического плача  2010х. Пошёл чистый светоносный поток. Выбор текстов не предполагал цензуры, было одно условие – регламент. Значит – произошёл естественный отбор, и сам дух поэзии устремился к  пушкинскому завету: к чувствам добрым. 
У поэтов зрение – сферическое:  и вверх, и вниз, и по горизонтали и по вертикали. Я уловила расширение этой офсетности. Прошлое  входило в логику настоящего, росло смысловое пространство.  Новым знаком поэзии стала актуальная работа со смыслами. Поэты показали себя как виртуозы сопоставления времён, идей… И – отменное владение версификацией. Поэзия заново вошла в русло великой русской словесности, с самых первых плодов  проявлявшей не только широту души, но и ШИРОТУ МЫСЛИ, и уже от первых  летописей мыслила  космично, отправляя страну в  путь, исчисляемый от Сотворения Мира. Запал  энергии – силы любви и восторга. В сегодняшних  стихах была актуальность, умноженная на летописность,  мир  пересотворялся. 
 Градус энергии рос. Я пошутила: «поэты как девайсы – заряжаются друг от друга». Но и все заряжаются от поэтов, дело поэзии – давать энергию жизни. Без поэзии и жизни нет – той самой, достойной, человеческой. Как светла эта новая восходящая жизненно-поэтическая сила!
 
4. МЫСЛЬ ЧЕТВЁРТАЯ: ГЕОГРАФИЯ СЛОВА. УКРАИНСКАЯ ПОЭЗИЯ УШЛА В РОССИЮ?
Удивила география московской встречи. Совсем не одни москвичи, и
 не в пределах Кольца. Ольга Красильникова – Ярославль. «Пишу стихи с 6 лет, а показывать начала недавно». Ярославь – понятно, Золотое кольцо всегда обнимало культурное ядро России, и было  ядром русской культуры. Иринка Ковалёва – Алтайский край, родина Шукшина. «Я недавно переехала в Москву, душой ещё там», а тема её – поиски Бога.
Вышел застенчивый  мужчина: Владислав Киенко. «Я из Харькова. Чтобы сюда приехать, мы переехали минное поле под бомбёжкой. Выехали, попали под обстрел. Два месяца жили на передовой. И под обстрелами произошла переоценка ценностей. Начал писать стихи. Книгу прозы. Я тогда понял, что  главное в жизни. И что я должен сделать. Уехал в Россию. Пишу серию: 3 книги.  Основная  – анализ,  хочу показать свою философию. Я занимаюсь аналитикой 30 лет. Процессы природы, государства. Потом книга прозы. Потом книга стихов. Читать не буду.»
А вскоре  черёд  Миры Ольгиной –это псевдоним: «Я появилась недавно, раньше я была другая, и звалась по-другому, но с тех пор всё изменилось. Я  из Одессы, там проживала до 2014 года, а с 2014 живу в России. После 2 мая не смогла там оставаться. Сменила своё литературное имя.». При слове Одесса – в глазах слёзы.   
Стала мягко читать стихи, воздушные,  утешные. Зал затих перед нежной силой словесной неги и кроткого очарования. Это было как ясновидение. Знаки природы теснились, будто «бисер древних  словес».  Август – «время собирать плоды и смыслы – и всё раздать…» «Яблок звонкая монета//на землю сыплется холодным янтарём». «Марфа и Мария Магдалина» - о покаянии.
Я смотрела на  её тонкий облик, слушала прозрачно-светящиеся тексты – словно они лелеяли,  обнимали и  звали за собой в  необмерное – почти библейское пространство – а ведь вот она,  душа Одессы, истинная Муза! Совестливая, нежная. Шутливая и по-детски доверчивая. Душа исстрадавшегося города  бежала в Россию. Получается – словесность Украины переехала в Россию? Теперь украинская муза с нами, среди нас? «Не могу говорить об Одессе.» Тут она нашла работу и обрела семью. А Одессе – слёзы.
5. МЫСЛЬ ПЯТАЯ: КУДА НАМ ИДТИ?
До самого последнего слова  над вечером словно стояло напутствие патриарха современности, поэта, профессора литературного института  Константина Кедрова:
«Что остаётся от времени? Не газ, не нефть… остаются стихи. Что осталось от 19 века? Пушкин! А революционная эпоха? Маяковский, Есенин, Блок! И 1960е, и конец ХХго века – это гениальные поэты Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина. Сколько его били, а он всё своё! От наших дней останутся – стихи! В творчестве – мука поэта. Он приговорён писать. Но в итоге поэт даёт название тому, что происходит! И в этом наше счастье…»
 
 
 
 
 


Рецензии
Уважаемая Марина Леонидовна, огромная благодарность Вам - от души - за этот текст! В нем много важных мыслей, с которыми я полностью солидарна. И то, что мы поэзией отвечаем на кризисы, и о поэтическом строе души русского человека я сама давно думала. А Вы всё это прекрасно выразили и задали историческую перспективу. Для меня самое ценное из того, что наблюдаем сегодня (и Вы об этом сказали): это отказ от постмодернистского стёба и словоблудия. Поэзия возвращается к своему истинному предназначению. Потребовалась трагедия, чтобы пишущие люди вдруг вспомнили, "что осиянно/ Только слово средь земных тревог,/ И в Евангелии от Иоанна/ Сказано, что Слово это — Бог." И ещё я очень благодарна Вам за тёплые слова обо мне и моих стихах. Это так важно - встретить внимательного, чуткого читателя! Благодарю Вас от всего сердца! Желаю Вам радости творчества и достойных читателей и слушателей!

Мира Ольгина   01.10.2023 00:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.