Дамоклов меч Руси единой. 2 часть
(В полном объёме поэма впервые опубликована в 2005 г.
В данной редакции поэма ОПУБЛИКОВАНА В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ
"НЕ ОТРЕКАЙСЯ ОТ СЕБЯ".)
ЧИСЛА в тексте - это номера сносок. Сноски в конце II части.
ІІ
НАЧАЛО РУССКОЙ ДЕРЖАВЫ
Краткое содержание главы
Хазары на Руси и раздоры между славянами.
Языческие обычаи славян.
Призвание князей на землю Русскую с целью прекращения раздоров, войн
– начало Русского государства.
Кирилл и Мефодий – просветители славян.
Аскольд и Дир; их славный поход на Царьград.
Княжение Олега:
• борьба Олега за Киев, за единовластие на Руси;
• объединение славянских племён вокруг полян;
• славный поход Олега на Царьград – щит Вещего Олега.
Князь Игорь; его борьба за усиление Русского государства.
Святая Ольга.
Живая слава Святослава: его борьба за единение славян и укрепление
Русского государства.
Прошли столетия, религии сменились –
Народы мира к христианству приобщились!..
Девятый век. Досель господствуют хазары:
Славяне подданные – нет у них державы…
Они язычники – Христа в их душах нет!
Но почему? Они в раздорах столько лет!
У славян обычаи мягче нравов скифских,
Но венчали девушку… в лодке с мертвецом!
Ибн-Фалдан1 описывал сей обряд языческий –
В нём укор всем идолам вместе с Перуном!
Молода, красивая, неразумно смелая
Пожелала с «суженым»… мертвецом сгореть?
Захмелев от выпивки, «радовалась», пела,
Плакалась подруженькам… лишь бы не реветь!
А потом старуха – злобный ангел смерти2 –
Напоила допьяна и… под «нож-венец»!
Чья-то ведь дочурка! Ей бы чад лелеять…
Пламенем охвачена – млел Перунов жрец!
Славяне порознь жили, хазарам дань платили
И идолам молились – у каждого свой бог!
Но, видно, время лечит, да распри утомили,
И пращуры смекнули, в чём счастья их залог!
Пошли к варягам-воинам – в их племя Русь суровое
(По языку, обычаям они были близки);
И пригласили княжити на земли Новгородские,
Чтоб победить усобицы и вражии клинки!
Два статных брата с Рюриком3, со славным родом-племенем,
Осели в Новгородщине и стали суд вершить:
По правилам, по совести, а то и княжьим именем
Вбивали в буйны головы, как надо Русь любить!
От них ведёт начало держава наша Русская!
Их подвиг приумножит могучий княжий род!
И кровушки славянской немало литься будет,
О чём сложил историю талантливый народ!
Кирилл и Мефодий – просветители славян
Великое деяние, достойное предания,
Суровый век славянам во славу подарил:
Кирилла и Мефодия за веру, послушание
Нетленным светом буквиц Спаситель озарил!
Итог пути – равноапостольные братья!
Их вклад в единство и прогресс неоспорим!
Они приблизили эпоху Православья,
И каждый «словый» муж вовек обязан им!
Аскольд и Дир
Аскольд4 и Дир за счастьем к грекам плыли,
Осели в Киеве – Виз;нтий позабыли.
Славянский град, могучий Днепр пленили их сердца,
И не могли предвидеть витязи трагичного конца.
Они с соседями в согласье жили,
Врагов окрестных покорили.
Когда ж почувствовали силу, власть,
Тогда решили на Царьград напасть!5
И снарядили флот не крупный, но могучий –
К Царьграду двинулись впрямь как нежданны тучи!
Возникла паника на дивном побережье –
Бежали в храмы греки, кто в какой одежде!..
Аскольда ж ратники сражались как по плану
(Всё патриарх6 видал воочию, не спьяну)!
Лишь крестный ход, с иконой, ризой благодатной,
Спас многих греков от кончины безвозвратной!
В Царьграде русов увидали в гневе, в силе
И отношение к ним сразу ж изменили –
Решили пастыря на Киев проводить,
Послов Аскольдовых шелками одарить!
А чтобы в Киеве славян Христом увлечь,
Седому пастырю… пришлось святыню жечь!
Листы ж Евангелия чудом сохранились –
Аскольд и Дир, придя в восторг, перекрестились!
И разлетелась слава про Аскольда, Дира –
И погасил Олег на время трубку мира…
Вещий Олег
Олег7 задумал, верно, под своей рукою,
Всю землю Русскую навек объединить!
Но слава Киева лишала стол покоя,
И он решил свой звёздный путь освободить...
В поход готовился без спешки, очень скрытно;
Под славным Киевом «в овечьей шкуре был»…
Аскольда с Диром заманил и там же быстро
По-молодецки, как язычник, их убил!8
Он перенёс свой княжий стол в желанный Киев,
Все племена вокруг полян9 объединил!
На путь торговли10 славян-братьев (к грекам!) вывел
Да княжью власть под стать надёжно укрепил.
Когда же русичи, смирясь, объединились –
Решил за козни хитрых греков проучить!
Уж для виктории мужи не поленились –
Сумели конницу и флот вооружить.
А во главе той боевой, лихой армады
Олег стремглав на град божественный пошёл;
И как поток неудержим с глубокой скважины,
Так флот к Царьграду (по земле!) и подошёл!11
И снова в панике лазурно побережье!
Коварны греки жаждут русов напоить,
Но мудрый князь им не даёт на то надежды –
На трезву голову желает говорить!
В итоге статус сильных мира восстановлен –
К вратам поверженных Олегов щит прибит!
Торговый путь для славных русичей свободен,
Но Русь млада… И сколько распрей предстоит?!
Князь Игорь
У сына Рюрика12 всегда забот хватало –
Жестокосердно за обиды многим мстил!
Но и ему пришлось помучиться немало:
В земле древлян, между деревьями, почил…
Фортуна Игорю не часто улыбалась –
Поход за Каспий, увы, лавров не принёс…
Но Игорь верен был отцовским идеалам:
Русь собирал, крепил – её престиж возрос!
…И всё ж была у князя Игоря услада –
Прекраса13 юная, прелестная жена!
Она цвела в тиши весенней ветвью сада…
Любовь земной и… неземной у них была!
Святая Ольга14
Святые буквицы звучали в бытность Ольги:
Во храме Илии…15 «Христова песнь» лилась –
Смущались идолы… пред вечным словом Божьим!
Радела, чтоб Заря над Русью занялась!
Когда по воле рока Игоря не стало,
Отмстила кровно всем, на ком была вина:
Повергла град, древлян-губителей сжигала,
Молилась… Памяти святой была верна!
Постигшей Господа язычнице в кручине
Непросто было чувство горечи унять:
В её душе порой бурлило как в пучине,
Но долг велел вершить закон, врагов прощать…
От сельской девушки Прекрасы до княгини,
А от княгини, мудрой Ольги, – до святой!
Тернист был путь её, крещённой в Византии,
С мальцом оставшейся скорбящею вдовой.
Святослав16
Князь Святослав! Живою славою
Вся ратна жизнь его полна!
Он рвался в бой за дело правое –
За вольну Русь… на Каганат!
Был прост в общенье, чтил законы,
«Ходил на Вы» – он честь имел!
Как все, в седле терпел невзгоды –
Храбрец! Сдаваться не умел!
Ходил, как барс, седою степью, по Дунаю –
Хазар с болгарами в сражениях разбил!
Как и отец его, славян объединяя,
Он землю Русскую от пут освободил!17
…Была у Святослава сердечная забава,
Которая, так вышло, переросла в любовь…
А в памяти остались… Малушина дубрава18
И чадо-непоседа – в нём зрела княжья кровь!
С войны на Киев возвращаясь,
Князь на Днепре захвачен был…
Недолго Куря19, улыбаясь,
Из чаши-черепа всласть пил!
ІІ. НАЧАЛО РУССКОЙ ДЕРЖАВЫ
1 Арабский писатель Ибн-Фалдан описал русских людей их обряды
венчания и сожжения покойников после смерти. Если кто-либо умирал
холостым, то его женили после смерти. Новобрачная же предавалась огню
вместе с телом покойного мужа.
“Женщины их, - говорит про Руссов Арабский купец тех времён, по имени
Масуди, - желают своего сожжения для того, чтобы вместе со своими
мужьями попасть в рай”.
Эту же преданность славянских женщин мужьям подтверждает в своих
записках греческий император Маврикий, который говорит, что славяне
“соблюдают целомудрие и жёны их чрезвычайно привязаны к мужьям так,
что многия из них, лишаясь мужей, ищут утешения в смерти и сами себя
убивают, не желая влачить вдовьей жизни”.
2 Ибн-Фалдан писал: “… Её повели к лодке. Она сняла свои запястья с
рук и подала их ангелу смерти – старой женщине. Она сняла обручи-
кольца со своих ног и отдала двум девушкам, которые ей прислуживали;
оне прозываются дочерями этой старухи, т. е. дочерями ангела смерти.
Потом её подняли на лодку, но не ввели в палатку, где лежал мертвец.
Пришли мужчины со щитами и палками, и подали ей кружку с пьяным
напитком. Она взяла её, пела над ней песню и выпила её… После того ей
подали другую кружку. Она взяла и запела длинную песню. Старуха
торопила её выпивать кружку скорее и идти в палатку, где ея господин…”
Ибн-Фалдан писал: “В палатку вошло шесть человек и простерли
девушку о-бок с ея господином; двое схватили её за ноги и двое за руки,
старуха – ангел смерти обвила ей вокруг шеи верёвку, за конец которой
взялись остальные двое мужчин. Старуха-ведьма, ангел смерти подошла с
большим ширококлинным ножом и начала вонзать его между рёбер
жертвы, а двое мужчин тянули за концы верёвку и душили девушку, пока
не умерла”.
“После того под лодку положили дров, и ближайший родственник
покойного, взяв кусок дерева, зажёг его и, держа в руке, пошёл к лодке
задом. Он первый зажёг костёр; за ним стали подходить другие люди с
лучинами…”
3 По причине бывших в Новгороде внутренних неустройств и частых на
оный набегов соседних народов, по совету новгородского вельможи
Гостомысла, граждане призвали к себе на княжение из варягов-руссов
Рюрика с братьями, - по преданиям детей Гостомысловой дочери Умилы и
варяжского владельца Людбрата…
Три брата по давним связям своим, по родству, а может быть и по месту
жительства между поморскими славянами, - знали славянский язык,
потому что нельзя было тогда царствовать посредством переводчиков, а
особенно в Новгороде… на вечевой площади…
Рюрик царствовал 17 лет (862 – 879 гг.). По призвании своём на
княжение, имел пребывание в Старой Ладоге, а братья его – Синав на
Белоозере, а Трувор в Изборске. По кончине их Рюрик остался
правителем один и усмиря противившихся власти его новгородцев под
предводительством Вадима, утвердил владычество своё и столицу в
Новгороде, учредил по городам и областям начальников и старался
соединять разрозненных подданных своих переселениями и брачными
союзами. Возможны расхождения с другими источниками, материалами.
(См. Великий князь Рюрик из “Царского Титулярника”.)
4 Аскольд – Киевский князь.
5 Набег на Царьград в 866 году.
6 Патриарх Фотий был в это время в Константинополе и оставил
подробное описание происшедшего, свою проповедь: “Мрак объял все
трепетные умы, - писал Фотий, - слёзы и рыдания распространились во
всём городе; крайнее отчаяние объяло всех…”; “О, город-царь! Какие беды
столпились вокруг тебя! О, город-царь едва не всей вселенной! Какое
воинство ругается над тобою, как над рабом!..” “…Вспомните, как Греки
несправедливо обижали в Царьграде приезжих Руссов, когда мы
убийственно рассчитались с теми, которые должны были нам что-то малое,
ничтожное…”
7 По смерти Рюрика, за малолетством сына его Игоря, управлял
Государством Олег, зять Рюрика. Он начал правление объездом России, во
время которого, по мнению некоторых, положил первое основание
Москвы, взял Смоленск и, убив Аскольда, присоединил Киев, перенёс в
него столицу. Ходил удачно на греков до Константинополя. Правил мудро,
построил многие города, прозван Вещим. Царствовал 34 года (879 – 913
гг.).
8 По языческим понятиям, употреблённый Олегом обман не только не был
плохим делом, но, наоборот, - молодецким. И слово “хитрец”, или “хитрок”,
считалось похвальным для тех, кто искусно обманывал своих врагов...
9 Поляне – восточно-славянское племенное объединение по берегам
Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси.
10 Торговый путь “Из Варяг в Греки”.
11 Когда греки закрыли гавань, чтобы не пустить флот руссов, Олег велел
поставить корабли на колёса и, подняв паруса, при попутном ветре,
посуху, его рать двинулась к Царьграду: … “И повеле Олег воемъ своим
колёса изъделати и въставити корабля на колёса; и бывшю покосну ветру,
успяша пре съ поля, и идяше к городу. Видевше же Греце убояшася…” (Из
Кенигсбергской летописи.)
12 Игорь І Рюрикович, царствовал 32 года (913 - 945гг.).
13 Князь Игорь женился в 902 году на природной русской славянке,
уроженке села Выбуты, лежащего под Псковом. По красоте своего лица и
редким душевным качествам она была прозвана Прекрасой. После
замужества Прекраса приняла имя Ольги, в честь Олега.
14 Ольга Благоверная царствовала 9 лет (945 - 954гг.). В молодости сына
своего Святослава правила мудро. Отмстила древлянам за смерть своего
супруга, покорив главный их город Коростень. Потом отправилась в
Константинополь, приняла там христианскую веру.
15 В бытность Ольги в Киеве функционировал христианский храм св.
Илии.
16 Святослав І Игоревич царствовал 18 лет (954 - 972 гг.) Святослав, во
всё время княжения своего, вёл войну со многими народами и покорил
многие соседние области до Дуная, воевал удачно с греками. Был весьма
воздержан, храбр, крепок и к войне очень склонен.
17 Имеется ввиду первый поход Святослава (964 г.) на Волгу. По словам
арабских писателей, не осталось следа ни от камских болгар, ни от
буртасов, ни от хазар. Этот поход продлился более 3-х лет и был
необыкновенно удачлив.
18 Речь идёт о Малуше – ключнице княгини Ольги. От этой связи
Святослава и Малуши родился Владимир.
“- Отдай нам Владимира, - сказали новгородцы Святославу.
- Вот он вам! – ответил Святослав, отдавая новгородцам малютку с рук в
руки, посадив в Новгороде своего младшего сына.”
19 Куря – печенежский хан.
Свидетельство о публикации №123081707185