Почему я стараюсь писать просто
в трудности найдите возможность.
©Альберт Эйнштейн
В простоте слова — самая великая мудрость, пословицы и песни
всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
©Максим Горький
Простота — результат зрелости.
©Иоганн Фридрих Шиллер
*************************
Не так давно, в рецензии на одно из моих конкурсных стихотворений автор Омарт Криевс написал такое:
"У Пушкина вершина его Поэзии – роман в стихах, а у Вас, Надия, поэтический рассказ.
Конечно, тема: фрагмент биографий, это сложная тема, т.к. не терпит фантазий,
поэтому аскетический стиль приемлем и уместен, но если добавить аллегории и метафоры, стих обретёт аромат цветов – благоухание русского языка.
Хотя, в литературном аскетизме есть своя прелесть, которую не каждый автор осилит: ни слова лишнего. Я бы такие и подобные стихи рекомендовал в школьные учебники; легко и доступно, а главное повышает культурный уровень.
С теплом уважения, Александр."
Благодарю Александра за интересное мнение. И ранее другие рецензенты отмечали,
что я пишу просто, причём одни считают это достоинством, а другие - недостатком
моего стиля. Надо сказать, что моё стремление к простоте - совершенно осознанное.
Я могла бы писать и сложно, и вычурно, и расплывчато-метафорично, время от времени пишу такие экспериментальные тексты, для пробы пера и сравнения.
И всегда вижу, что сложный по замыслу и технике стих, сдобренный множеством метафор, с замысловатыми тропами и навороченной рифмовкой получается хуже, чем самый простой, непритязательный, и ничем не украшенный.
Такова моя природа: не усложнять, а упрощать, рационализировать и гармонизировать
все важные вещи - мировоззрение, творчество, чувства, отношения, быт.
Я понимаю сложность мироустройства, жизни и человеческой натуры.
Но воспринимаю эту сложность как вызов, как тёмное иррациональное начало, которое
только и можно преодолеть в себе и окружающем мире ясным и трезвым подходом, светом истины, понятой не в теории, а в каждодневной практической деятельности.
А в литературе и искусстве у меня давно сложились собственные эстетические предпочтения. И эти предпочтения отданы вневременной классике, главным свойством которой и можно считать простоту и доступность. Мне не симпатичны современные авангардные течения в поэзии, хотя отдельные произведения из этого сегмента могут понравиться чисто умозрительно, не затрагивая чувств. Мне не нравится, когда авторы занимаются "украшательством" своих произведений с целью произвести впечатление на читателей, или же прослыть "непонятыми гениями".
Я скорее снисходительно отнесусь к техническому несовершенству или даже элементарной неграмотности, если стихи написаны искренне и передают собственные мысли и чувства автора, а не высосанные из пальца или подражательные.
Но мне претит, когда автор как бы "вещает с пьедестала" и бьёт на эффект, занимается самовосхвалением в явной или скрытой форме, из кожи вон лезет со своими потугами на оригинальность, и при этом ожидает от других исключительно похвал и комплиментов, а тех, кто не выражает восхищения его или её творчеством, считает личными врагами и, соответственно, при первой же возможности сделает какую-нибудь подлянку. Таких авторов я сознательно избегаю, а если приходится с ними всё-таки сталкиваться - ограничиваю общение необходимым минимумом.
Это уже не эстетика, а этика. И такое переплетение категорий закономерно.
Стихира - огромное поле с чересполосицей, здесь могут произрастать самые разные цветы и другие растения. Но огородники знают, что одни культуры хорошо растут по соседству с другими, а других определённое соседство угнетает и лишает силы роста.
Выводы известные: с кем поведёшься, от того и наберёшься, ты лучше будь один, чем вместе с кем попало, на всякого мудреца довольно простоты.
Это изложение моих мыслей на тему. Если будут новые идеи, напишу продолжение.
Авиньон, 17.08.2023
Свидетельство о публикации №123081700484
С уважением
Лейба Тигров 22.08.2023 13:00 Заявить о нарушении