17 августа - память Святых отроков Эфесских
Семь отроков ефесских, воскресшие из мертвых после чудного сна, продолжавшегося около 200 лет, убеждают нас в той истине, что за смертию последует воскресение мертвых, что смертию не кончается жизнь человека, а только начинается! Эта великая и отрадная истина прямо и ясно возвещается в слове Божием. «Да не скорбите, братие, якоже и прочии не имущие упования», писал когда-то св. ап. Павел солунским христианам относительно умерших. «Сие бо глаголем вам словом Господним, яко Сам Господь в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее» (1Сол.;4,;13.;16.;18).
Есть в Священном Предании Православной Церкви поразительный рассказ о семи раннехристианских мучениках из Эфеса (современная Турция). Они были заживо замурованы в пещере во времена гонений за Христову веру. Однако впали в чудесный сон и проснулись спустя почти два столетия – в совершенно другой эпохе. Эти праведники вошли в историю Церкви как семь отроков Эфесских (отроками именовали не только подростков, но и юношей). Их имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин.
Святые Эфесские отроки жили в середине 3 века и происходили из знатных родов. Один из юношей был сыном градоправителя. Все они, являясь христианами, подружились ещё в детстве и вместе поступили на военную службу.
С 249 по 251 гг. правителем Римской империи был Декий Траян, который жестоко преследовал христиан. Однажды, пребывая в Эфесе, он приказал горожанам совершать языческие жертвоприношения. Семеро отроков сохранили верность Господу, отказавшись исполнить ритуал. Траян разжаловал непокорных воинов, но сохранил им жизнь и свободу. Император надеялся, что юноши изменят своё решение, пока он будет в походе. Однако Семь отроков Эфесских раздали имущество нищим и покинули город. Они спрятались в пещере, где постом и молитвой стали готовить себя к мученическому подвигу. Один из юношей (Иамвлих), притворяясь бродягой, периодически наведывался в Эфес, чтобы купить хлеб. Иамвлих узнал, что император Траян снова находится в городе и ищет беглецов для суда.
Согласно одному из вариантов предания об Эфесских отроках, они добровольно пришли на суд. Другая версия жития повествует, что юноши продолжали укрываться, но были найдены властями. Так или иначе, семерых друзей-христиан приговорили к смерти и заживо замуровали в их пещере. На казни присутствовали двое вельмож, которые тайно исповедовали христианство. Они спрятали среди камней футляр с металлическими пластинами. На пластинах были записаны имена мучеников и обстоятельства их кончины.
Согласно преданию, замурованные юноши не погибли, а по воле Господа надолго заснули таинственным сном. Они пробудились спустя почти два столетия, во времена императора-христианина Феодосия II (401-450 гг.). Бог оживил мучеников в тот момент, когда вход в безвестную пещеру начали разбирать, чтобы использовать камни для строительства. Отроки даже не подозревали, сколько длился их сон. Их одежда и тела были не тронуты тлением. Считая, что им всё ещё угрожает казнь, друзья вновь послали товарища в город за хлебом.
Когда Иамвлих подошёл к вратам Эфеса, он поразился, увидев на них символ креста. Затем юноша с удивлением услышал, как на улицах города свободно произносится имя Христово. Отрок был задержан, поскольку пытался расплатиться за хлеб монетами времён Декия Траяна. Иамвлиха обвинили в утаивании старинного денежного клада.
Задержанного доставили к градоправителю, у которого в тот момент находился местный архиерей. Он понял, что через отрока Господь открывает некую тайну. Когда Иамвлих привёл людей к товарищам, священнослужитель нашёл запрятанный футляр с информацией о мучениках. Тогда все поняли, что произошло великое чудо. Вскоре к ожившим праведникам приехал сам император Феодосий. После беседы с ним юноши склонились на землю и теперь по-настоящему ушли из жизни. Правитель желал поместить останки мучеников в драгоценные гробницы. Но Эфесские отроки явились ему в сновидении и велели оставить их тела в пещере на земле.
Тем, кому необходима молитва 7 отрокам Эфесским, полезно знать о богословском толковании их чуда. Мученики пробудились от таинственного сна в 5 веке, во времена расцвета христианства в Римской империи. Однако тогда же возникла ересь (искажённое вероучение), отрицавшая догмат о всеобщем воскресении мёртвых во время Второго Пришествия. Святая Церковь учит, что все жившие когда-либо люди в конце времён воскреснут в обновлённых телах для Страшного Суда и перехода в Вечность.
Слава о произошедшем с семью исповедниками веры Христовой удивительном событии стремительно разнеслась по христианскому миру. Этому поспособствовал Третий Вселенский собор (собрание церковных иерархов), проведённый в 431 году в Эфесе. Историчность чуда подтверждается многочисленными письменными свидетельствами древних авторов. Среди них, например, преподобный Иоанн Колов и месопотамский епископ Иаков. В 10 веке сирийский вариант жития Эфесских праведников был изложен на греческом языке святым Симеоном Метафрастом. Этот источник стал главным в православной традиции.
Основными святынями, связанными с Семью отроками, являются их мощи и пещера. Существует несколько гротов, отождествляемых с убежищем мучеников. Одна из них находится непосредственно у Эфеса. В 12 веке её посетил и описал в своём труде «Хождения» русский игумен Даниил. Согласно другой версии, христианские воины приняли мученический подвиг и чудесно уснули во время военного похода в Иордании (Ближний Восток). Местная «Пещера Семи отроков» с древним храмом находится в столичном городе Амман. Сведения о святых останках мучеников обрываются на 12 веке. Среди их возможных местоположений амманская пещера и марсельская церковь Сан-Виктуар. В последнюю мощи могли быть перенесены из Эфеса во время крестовых походов.
В Православии память Семи отроков Эфесских празднуется 17 августа (день мученической кончины) и 4 ноября (день пробуждения или, по другой версии, повторной смерти). Единственная в России церковь, названная в честь этих святых, находится в Тобольске. Одна из наиболее знаменитых фресок Семи отроков украшает Успенский собор Московского Кремля. Эфесские праведники также почитаются в исламе. Они упоминаются в Коране как «Асхаб аль-Кахф» («обитатели пещеры»).
Эфесские мученики традиционно воспринимаются народом как покровители страдающих расстройствами сна. Однако молитва Семи отрокам, разумеется, может читаться христианами и в других нуждах. На иконах этих святых чаще всего представляют спящими в пещере. В небесах над ними изображают Господа или Богоматерь.
Поздравляю православных христиан с днём этой святыни и памятью всех сегодняшних святых дня! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам – злат венец, а вам всем – доброго здоровья!"
Свидетельство о публикации №123081703358
о семи Отроках Эфесских!
Добра Вам и Благодати Божией!
С теплом души,
Михаил Дорин 03.09.2023 18:16 Заявить о нарушении