Опыт молитвенного правила православного христианин

Моя эпопея жизни и работы в Ленинградской области оказалась на редкость интересной и насыщенной. Ну где бы ещё, я мог бы встретить ещё такого духовного наставника – отца Василия и другого батюшки – Михаила… С Божьей помощь, тог удалось написать несколько на удивление нужных материалов, которые, к тому же были опубликованы в городских газетах «ПрОтрадное» И «Никольское время». Некоторые из них мне также сподобилось разместить на своих аккаунтах сайтов Стих Ру и Проза Ру. Один из этиз материалов, думается уместно было бы разместить в этой книжке: Душа города.
Опубликовано в газете "Отрадное: Вчера, сегодня, завтра". Город Отрадное, Кировский район, Ленинградской области. богослужение в день передачи святыни - частицы мощей Святителя Иоанна Милостивого в храме города Отрадное. В ноябре состоялся о храмовый праздник нашей отрадненской церкви Иоанна Милостивого.  Это стало для меня поводом познакомить читателей с историей возникновения и последующего возрождения в Отрадном храме освященного во имя этого чтимого в православном мире Святителя. Я взялся за работу. Но тема в результате вышла более широкой, нежели я предполагал в начале. В старину на Руси говорили: «местность, в которой нет церкви – это так, деревня, а вот если там строился храм, то – это уже село». И это действительно было так. Но в нашей статье речь уже и не о селе, а о городе. Что же делает городом – город? Изучив множество литературных источников, переговорив со знающими людьми, я пришел к выводу, что город – это поселение у которого имеется свой небесный покровитель. Из истории мы знаем, что Рим чтит как такого покровителя св. апостола Петра, Москва – св. Георгия, а Санкт-Петербург – св. Александра Невского. Эти небесные покровителя, олицетворяют «свои» города, защищают и берегут их, вселяют в них душу и саму жизнь. А это значит, что небесный покровитель Отрадного – Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский. После того, как ко мне пришло понимание и значение этого, работа пошла по-другому. - Тут явно не достаточно архивных краеведческих изысканий. – подумал я. – Мне просто необходимо пригласить к этой работе людей, которые смогут вложить в эту тему духовный смысл, дать свидетельства происходивших событий. И мне удалось найти таких собеседников. Это настоятель храма Иоанна Милостивого в городе Отрадное - протоиерей Василий Стойков и Валентина Ивановна Исаева. Д.Б.: Отец Василий, первый вопрос нашей беседы, конечно же, к Вам. Вопрос о небесных покровителях городов достаточно сложный. Зачастую в нем можно встретить нюансы, с которыми нам будет не разобраться без пояснений ученого богослова. В.С.: Мы знаем, что человеку во время крещения человеку дается имя в честь какого-либо Святого, который с этого времени становится его небесным покровителем. Каждому христианину следует знать жизнь своего покровителя небесного и молитвенно обращаться к нему за помощью и руководством. Наши благочестивые предки старались отмечать день памяти своего Святого - «день Ангела» - и праздновали этот день более торжественно, чем день своего рождения. Это же можно отнести и к небесному покровителю города. Но здесь, действительно, есть нюансы.
Так, Вы говорили о Санкт-Петербурге. Он был заложен в день празднования Пресвятой Троицы, назван в честь святого апостола Петра, но в  духовное основание нового града Петр I  призвал также  святого благоверного князя Александра Невского. Не удивительно, ведь его дела и подвиги связаны именно с нашей землей. Именно в Невской битве он получил свое почетное прозвание. Его мощи были привезены в новую столицу из Владимира и помещены в учрежденной здесь Александро-Невской лавре. С тех пор св. благоверный Александр Невский стал небесным покровителем Санкт-Петербурга. За триста лет прекрасной и удивительной истории этого города в нем просияли и другие святые, которые сегодня так же полноправно называются небесными покровителями Питера. Это и блаженная Ксения Петербургская, и святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, и святые Царственные страстотерпцы император Николай II и его семья. Д.Б.: Действительно, вопрос с небесным покровителем для города не такой простой. Но в этой беседе для нас важен именно небесный покровитель Отрадного. Наш город один из самых молодых в Ленинградской области, образован 30 сентября 1970 года в результате объединения посёлков Отрадное и Ивановское. Известно, что З0 сентября православные празднуется день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Конечно же в 70-х годах власти нашей области и страны вряд ли думали о небесном покровителе нового города. Но сегодня?
В.С.: Естественно, в 70-х годах XX века, присваивая населенному пункту статус города, власть не была озабочена тем, чтобы у него появился небесный покровитель. Но люди в наших краях живут уже давно. Местные жители тогда заботились о своей духовной жизни и церковном окормлении, а потому храм в селе Ивановская, которое сейчас входит в состав города Отрадное, появился уже в середине XVIII века. Это была деревянная церковь, перенесенная сюда из села Поддубье в 1765 г. Она была освящена в честь Святителя Иоанна, патриарха Александрийского. С тех пор, этот почитаемый в христианском мире святитель и стал святым покровителем этих мест. С 1784 по 1801 г. Церковь была дворцовой. В ней молилась с членами царской семьи Екатерина II, имевшая в мызе Пелла один из лучших своих дворцов. В 1801 году храм перешел в епархиальное ведомство.       В 1817 году на месте деревянной церкви был построен каменный храм. В 1917 году приход торжественно отпраздновал 100-летие своего храма. К этому празднику на пожертвования прихожан был сооружен мраморный престол, позолочены богослужебные сосуды, приобретены предметы церковной утвари. Храм располагался на берегу Невы у перекрестка Шлиссельбургской и Никольской дорог и находился на кладбище, которое было окружено металлической оградой. Впрочем, чтобы не отвлекаться от темы нашей беседы, адресуем читателей к приходскому сайту. Там они смогут узнать об истории местного прихода подробнее. Д.Б.: Видимо, после 1917 года, когда ивановский Храм отметил свое столетие, для него, как и для всей Церкви в России наступили тяжелые времена? В.С.: Это действительно так. Уже в начале 30-х годов XX века храм в селе Ивановская был закрыт, а все иконы и утварь изъяты. Священнослужители храма были репрессированы или расстреляны. В годы Великой Отечественной войны храм был разрушен, а в конце 60-х годов остатки могилы старинного кладбища и храма были срыты, а на этом месте построены гаражи (у «пяти углов»). Д.Б.:  Что же, получается, что небесный покровитель отвернулся от наших мест? Скорее всего, чада отвернулись от своего святого покровителя, но христиане не утратили веру в небесное заступничество. Нашу страну и народ ожидали тяжелые испытания. Пережить их, выстоять людям помогала вера. И не случайно поэтому, что жители Отрадного при открывшейся возможности стали стремиться к восстановлению храма. Уже в 90-х годах группа горожан проявила инициативу в возрождении храма Иоанна Милостивого. Валентина Ивановна Исаева была в числе этих людей. И, думаю, могла бы дополнить своими свидетельствами и размышлениями эту нашу беседу. Д.Б.: Валентина Ивановна, я знаю, Вы были непосредственным участником восстановления в Отрадном храма и возрождения прихода? В.И.: Первые обращения отрадненцев к местной власти (глава администрации Николай Николаевич Крыжановский) к депутату Законодательного собрания Ленинградской области Валентину Ивановичу Закурдаеву о необходимости возрождения в городе храма и прихода появились в 1996 году. Это предложение горожан нашло понимание. Инициаторам проекта было необходимо: провести исторические изыскания (известно, что в на территории нынешнего города Отрадное было когда-то три храма), решить организационные, юридические и финансовые вопросы, провести согласования с Санкт Петербургской и Ладожской епархией Русской православной церкви. Вопросов было больше чем ответов. Один из серьёзнейших вопросов - помещение для начала работы и совершения богослужений. Было достигнуто соглашение с главным врачом  Отрадненской городской больницы Светланой Владимировной Кузьминой, о временной аренде пустующей части помещений  поликлиники на ул. Заводская, д.9 (Сейчас отрадненцы называют ее «старая поликлиника»).
Д.Б.: Думаю, что это была нелегкая работа и потребовала много сил? В.И.: Да, но количество единомышленников, которых объединило желание возрождения духовного наследия города, увеличивалось и в течение года большинство вопросов было разрешено. 2 апреля 1997 года глава администрации МО Кировский муниципальный район Андрей Валентинович Васильев провел совещание, на котором присутствовал Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, и представители духовенства. Владыка Митрополит благословил проведение учредительного собрания, которое и состоялось 9 апреля в здании старой поликлиники. Председательствовал на собрании благочинный протоиерей Сергий Чевяга. В собрании участвовал глава администрации г. Отрадное Владислав Николаевич Киселев и многие другие жители города. На собрании был избраны председатель Приходского совета, члены совета, ревизионная комиссия, приняты Устав, и решение о наименовании «Приход храма Св. Иоанна Милостивого» Но, главное, у прихода появился настоятель. Им стал протоиерей – отец Василий. Д.Б.: Отец Василий, к этому времени Вы уже были маститым протоиереем, профессором, занимали высокую должность в Санкт-Петербургской Духовной Академии, при этом в немолодом уже возрасте неожиданно для всех согласились стать настоятелем храма небольшого городка Ленинградской области. Ведь это не могло произойти без какого-то внутреннего мотива. Может при этом незримо присутствовал св. Иоанн Милостивый? В.С.: Это действительно так. Я узнал тогда, что в Отрадном хотят возродить храм в честь того же святого, что и храм в моем родном селе Ольшанка, Кировоградской области. Я понял, что святитель Иоанн, в храме которого на моей родине мне было поручено прислуживать в качестве пономаря, побуждает меня принять участие в возрождении его храма в Отрадном. Более того, занимаясь решением организационных вопросов, я составил акафист Святителю. Текст этого акафиста был представлен Богослужебной комиссии Санкт-Петербургской епархии и одобрен для богослужебного употребления. Д.Б.: Значит, духовное незримое заступничество Иоанна Милостивого присутствовало в возрождения храма и прихода в Отрадном. Как же оно воплотилось в практической работе? В.С.: С 13 апреля 1997 года по воскресным и праздничным дням начали регулярно совершаться требы, молебны, акафисты, панихиды, а также Таинство Крещения. Первое торжественное богослужение состоялось 27 апреля в Светлое Христово Воскресение, когда на пасхальную утреню и освящение куличей собрались много прихожан. 23 июня был утвержден устав прихода, приход был зарегистрирован и получил юридический статус. Значительную помощь в оборудовании временного храма, приобретении необходимой утвари оказали администрация города, АО «Невский завод «Электрощит» и его директор Валентин Иванович Закурдаев, магазин «Невский», АО «Блесна» и многие прихожане.  Благодаря общим трудам удалось установить иконостас, святой престол, жертвенник, приобрести иконы, подсвечники, аналои и многое другое, необходимое для того, чтобы можно было совершать весь суточный круг богослужения. 22 ноября 1997 года, после водосвятного молебна было совершено  малое (священническое) освящение временного храма и принадлежностей алтаря, после чего было отслужено всенощное бдение. А 23 ноября, в воскресенье, была совершена первая Божественная Литургия.   25 ноября – День небесного покровителя храма и прихода Святителя Иоанна Милостивого прошел с большим духовным подъемом.  После весьма длительного перерыва это был первый храмовый и приходской праздник. Накануне совершилось всенощное бдение, на которое пришли большое число прихожан. В самый праздник к Литургии и благодарственному молебну храм посетили еще больше людей. Радость праздника сочли своим долгом разделить В.Н.Киселев, В.И.Закурдаев, В.И.Атаманюк, Е.В.Ларионов, В.И.Исаева и др. члены Совета попечителей прихода. Регулярные богослужения во временном храме совершались почти два года. Значительную помощь в возрождении богослужебной жизни в этот период и в последующее время оказывали учащиеся Санкт-Петербургской Духовной Академии, Семинарии и Регентского отделения. Благодаря им состав церковного хора постепенно стал пополняться новыми членами из числа местных прихожан.
Д.Б.: Значит храм продолжительное время оставался временным, но видимо пришло время его обустройства на постоянной основе. Как это происходило и как в это время одухотворялась жизнь нашего города? В.С.: В  конце июля 1998 года распоряжением главы администрации Кировского района А.В.Васильева приходу было передано здание бывшего дома культуры Мачтопропиточного завода. Силами прихожан начались масштабные ремонтные работы для приспособления помещений под богослужебные цели. Одновременно с этим по воскресным и праздничным дням здесь совершались молебны с акафистом Святителю Иоанну Милостивому.  В марте 1999 года основной ремонт завершился. 4 апреля 1999 года в праздник Входа Господня в Иерусалим, была совершена последняя Литургия во временном храме. После Литургии все присутствовавшие за службой с крестным ходом направились в новый храм. Священнослужители на плечах несли Святой престол, а прихожане шествовали со святыми иконами. Уже 10 апреля к первому пасхальному крестному ходу храм наполнился молящимися. И на площади перед храмом собрались множество людей. Первая пасхальная служба  11 апреля прошла особенно торжественно и с большой духовной радостью. В последующие годы продолжились ремонтные и строительные работы, над зданием была возведена колокольня, благодаря чему храм стал заметной доминантой в нашем городе. Были приобретены колокола, возвещающие о совершаемых здесь богослужениях, на которых возносятся молитвы о богохранимой стране нашей, о властях, воинстве, и граде сем и всех живущих в нем. На средства жертвователей были проведены большие фасадные работы с окраской стен храма. Постепенно благоустраивался и внутренний вид храма. Очень важно, что наряду с этим укреплялась и духовная жизнь прихода. Уже в течение ряда лет при храме действует детская воскресная школа. питомцы которой вместе с родителями имеют возможность совершать паломничества к святыням нашей епархии. Кроме того, дети, желающие провести часть лета в монастыре, направляются на три-четыре недели в Коневецкий монастырь, где сочетают отдых с молитвой и трудовым послушанием. Организована также приходская школа для взрослых, в которой проводятся беседы по богослужебному уставу и священной истории. Д.Б.: Значит, небесный покровитель, и заступник города святитель Иоанн Милостивый полноправно вернулся в Отрадное.  Дал людям новые надежды и силы, одухотворил их жизнь… И дал к тому мистический, таинственный знак своего небесного присутствия и заступничества? В.С.: Отмечу, что в нашем храме имеются ковчежец с частицей мощей Святителя Иоанна Милостивого.
 
Богослужение под предстоянием протоиерея – отца Василия.
Получение этой святыни стало возможным благодаря содействию Председателя Отдела внешних церковных связей Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского (ныне Патриарха Московского и всея Руси). Он обратился  к священноначалию Венеции (Италия), где в храме св. Иоанна Крестителя находится  часть мощей свт. Иоанна, о выделении частицы в дар Русской Православной Церкви. Ходатайство было удовлетворено, и 17 февраля 2002 года ковчежец с частицей мощей был доставлен в наш храм. По этому случаю был отслужен торжественный молебен с участием множества прихожан.
Ковчежец помещен в киоте с иконой Свт. Иоанна, привезенной из храма,  освященного в его честь в городе Лимассол (Кипр), где так же находятся часть мощей этого святого. Д.Б.: Итак, наша беседа подходит к концу. Я благодарю  собеседников, но в конце, по сложившееся доброй традиции прошу Вас, отец Василий, сказать напутственное слово нашим читателям.
В.С.: В нашей беседе мы бегло коснулись отдельных исторических моментов. Но история нашего края вообще и история церковной жизни здесь, в частности, заслуживает значительно большего внимания. Изучение прошлого, способствует воспитанию любви к своему отечеству и отеческим традициям, к трудам предшествующих поколений и доброй памяти о них. Нам необходимо помнить не только о славных событиях, но и  о скорбных, памятование о которых должно приводить нас к убеждению в том, что весьма пагубно разрушать то, что создавали наши предки, не заслуживающие ни небрежения, ни забвения.
Мы сейчас радуемся тому, что имеем возможность на новом месте и в новом храме совершать богослужения. Но в то же время не можем не сожалеть о том, что прежний храм разрушен, что нет практической возможности его восстановить в прежнем виде и на прежнем месте. А ведь с тем храмом связана целая эпоха и жизнь нескольких поколений. Поэтому в заключении нашей беседы желаю всем нам бережного отношения к наследию прошлого и, памятуя о пагубности разрушения, стремиться только к созидательной деятельности ко всеобщему благу и на пользу нашего Отечества. Во всех обстоятельствах нашей жизни и деятельности нужно руководствоваться наставлением св. ап. Павла, который говорит, что человек предназначен «к созиданию, а не к разорению» (2 Кор.13,10)


Рецензии