Язык Пушкина, ЕГЭ и МГУ

Генрих Ужегов
 Когда-то в далёком 1945  году Аллен Даллес, директор  ЦРУ и руководитель политической разведки США  опубликовал, так называемую,    «АМЕРИКАНСКУЮ ДОКТРИНУ БОРЬБЫ ПРОТИВ СССР», в которой, в частности, говорится:

  "Мы  бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театр, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякую безнравственность…»

и далее:

«…Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением, мы будем браться за людей с детских и юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Вот, как мы это сделаем».   

И, если   сейчас внимательней  взглянуть на образование, которое получают  наши дети, то можно сказать, что   пресловутая  доктрина  Даллеса постепенно претворяется  в жизнь.  И темпы  этого претворения  ускоряются  с каждым годом.  Так, по последнему опросу ФОМ, среди родителей только 15% довольны качеством российского школьного образования, 44% опрошенных считают, что среднее образование в нашей стране – именно среднее, и 28% определяют нынешнее школьное образование как плохое.
Так что же?  Цель врагов  России достигнута? Наши дети неучи?

Доцент  факультета  журналистики  МГУ: "В этом году мы набрали инопланетян" “Нез наю”, “генирал” и “через-чюр” — возможно, именно такое написание  слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники  факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие  феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ  студенты, среди которых есть даже стобалльники.
 Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись  скандалом.  Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики  русского языка Анастасия Николаева.
— Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по  русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?
— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными.
Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь   18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по  24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие  его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно.
Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
— То есть?
— Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, черезчюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й  групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных  ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки,  чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела.
Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали  инопланетян.

— У вас и правда был такой слабый набор?
— В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83 балла. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная  оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень  скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы  получили “супертовар”. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких  русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников
супердвоечников?!”
Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые  медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на  вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью  творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже
подумать. Это национальная катастрофа!
— В чем ее причина?
— В какой-то степени в  интернет-языке. Однако, главная беда — ЕГЭ.
По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и  не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались  вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не  только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги  ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях.  Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе:  говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при  императрице Екатерине.
— С этим можно что-то сделать?
— По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и  наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем  учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята  не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.
— Многих можете потерять?
— Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше  образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными  здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди,  которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков.  И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг  другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без  которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то
страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами  понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным  занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной  записки.  Девчонки сделали по 15 ошибок и  расплакались."
Да, уж! Мимо этой информации нельзя пройти, оставшись равнодушным.  Кем они станут, эти нынешние студенты? Как и чему они будут учить  следующие поколения? Или уже не будут? Помнится, какой-то дядька (Греф) говорил, что И  ЧЕТЫРЁХ  КЛАССОВ  ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО...
Предпосылки зрели давно, неграмотность стала привычной, и на фразы, произнесённые дикторами ЦТ, вроде "порядка пятиста человек", уже никто  не обращает внимания. Это норма, увы. А ведь это было только начало  всеобщей (а она уже таковой стала) неграмотности. Пушкинский русский  исчез практически полностью.

"Ёшный", "ейный", " евойный", "ихний" - прочно вошли в обиход, и, даже звуча из телевизоров, уже не вызывают улыбку у подавляющего  большинства прильнувших к экранам. Безграмотность стала нормой. ЕГЭ и  "реформа" образования сделали своё чёрное дело. Неужели это не ясно  верхам, ратующим за продолжение образовательной вакханалии? Почему  нельзя отменить глупость? Не хочется думать, что это делается специально,
да результаты говорят о другом. "Левые" учебники в школах, бессмысленные рабочие тетради, где только и надо, что вставить в слове нужную буковку, и  Т9, в виде корректора для самых "продвинутых" учеников...
Теперь на помощь ЕГЭ пришла дистанционка. Видимо, темпы деградации не так быстры. Народ, куда катимся?! "Не" и "ни", " ча" и "ща", " тся" и "ться" -  давно уже вне всяких правил. Про "кто - то" - вообще молчу. И всё больше  "умников" в комментариях к замечаниям по поводу безграмотности того или  иного автора: "Ну чё вы взъелись? Ведь смысл понятен!".
Понятен. Пока.
Тут один претендент на работу в анкетной графе "Образование" написал - "ВИСЧЕЕ. ФЕЛФАК". Мы с коллегами долго смеялись, а потом вдруг одновременно замолчали, и всем захотелось заплакать, как тем девчонкам, написавшим с 15-ю ошибками диктант в виде любовной записки.

В 2021 году  прошёл, так называемый,  Гайдаровский форум,   и он был весьма показателен в плане выступлений разного рода экспертов  от российской политики и экономики.
И особенно резонансным оказалось выступление главы Сбербанка Германа Грефа, который     предлагал  свой  план на площадке "Будущее образование в России".
Кстати, несколько  фактов  о Грефе,   которые не всем известны:
 Греф, разумеется, совершенно случайно   совмещает свою работу в "Сбербанке"  с работой в американском банке J.P. Morgan Chase.
 Также "Глава Сбербанка избран в состав международного совета финансовой корпорации, где сменил  гендиректора «Роснано» Анатолия Чубайса"
О высказываниях Германа Грефа, что он думает о российском народе:
"...как только все люди поймут основу своего «Я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело". Не правда ли, как здесь всё   чётко и цинично прописано.
В своём чудаковатом восприятии мира  Греф уже настолько далеко зашёл, что предложил полностью ликвидировать все физико-математические школы. Он считает спецшколы анахронизмом, а знания, полученные школьниками,  мусором и барахлом.   
Не так давно на одном из наших телеканалов  тема образования  обсуждалась  с простым учителем    математики и физики из обычной подмосковной школы, который несколько лет назад победил в конкурсе "Учитель года". Так вот, этот человек удивлён, почему главе Сбербанка до сих пор никто не дал "затрещину", и посоветовал банкиру "не лезть в ту область, где его вообще не должно быть".
«Господин Греф потерял берега и перешёл в зону, где его быть не должно. И понятно – почему. Там большие деньги, он понял, что можно заработать. А власть ему почему-то это позволяет, не дали ему вовремя затрещину. Занимаешься банковским делом? Занимайся. Но не лезь в ту область, где ты вообще не должен быть. В области образования должны быть профессионалы. Должны быть люди, глубоко живущие в этом образовании. Те, которые работали  в школе или вузе не менее 15 лет. Тогда можно ждать что-то адекватное».
                – заявил Вадим Муранов.   
      
Привожу цитату советского педагога-математика, член-корреспондента  АПН РСФСР, доктора педагогических наук, профессора Игоря Владимировича Арнольда:

«Американские коллеги объяснили мне, что «низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)».
                И.В.Арнольд

Это только кажется, что научные достижения Запада связаны исключительно с тем, что там прогрессивные школы. Для себя они растят удобный демократический планктон, а настоящие мозги закупают в других странах – в Азии, в России в том числе.
А в целом "цифровое обучение" во всей этой истории с Грефом на Гайдаровском форуме – это только удобное средство для ускорения процессов слома самой сути российской образовательной системы. Её и так ломают – или, по их словам, реформируют – уже много лет. Но система была заложена крепко, что называется, на века, а потому крайне неохотно поддаётся слому даже спустя много лет реформ. Однако, сейчас цифровые технологии могут стать не средством для удобства в образовательных процессах, а тем рычагом, который окончательно перевернёт и школьную, и вузовскую систему в самой своей сути. И от этого, право слово, тревожно.


Рецензии