Метафизика аристотеля
(После прослушивания лекции №6 профессора Зубова в интернете)
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи —
На головах царей божественная пена —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам, одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915.
В юности я пытался ознакомиться с трудами древних философов. Если с трудами Платона мне было все более или менее понятно, то занудные философские воззрения Аристотеля показались мне сплошной путаницей. После прослушивания лекции №6 Зубова стало понятно почему. Дело в том, что нам неизвестны умозрительные физические размышления Аристотеля в оригинале, а только по конспектам его учеников. Это примерно как Левий Матфей ходил следом за Христом в романе Булгакова и прилежно записывал то, что услышал. Но некоторые вещи удается восстановить, а некоторые по-прежнему современному разуму остаются непостижимыми: что там на самом деле говорил Аристотель и что там на самом деле творилось в его голове.
Начнем с самого простого – четырех стихий у Аристотеля. Его нисходящие стихи (земля, вода – как дождь, водопад; цвета: зеленый, голубой), воздух и огонь (цвета: белый, красный) легко распознаются как четыре состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное и плазма. По утверждению Аристотеля, их формы прямолинейны и могут уходит в бесконечность - например, умозрительные формулы вещей (цифры, геометрические фигуры). И только пятое состояние вещества – эфир - совершает исключительно круговые (волновые) движения, так как это субстанция вечного мира. Все это весьма близко к современным научным понятиям, но изложено иным, аристотелевым языком.
Понятие бытия рассматривается в трех формах: бытие, небытие и движение. В свою очередь бытие распадается на четыре представления о нем, как то:
1) субстанция;
2) действие;
3) закономерность или случайность;
4) как истина – из чего делается глубокий вывод, что любая ложь это небытие и зло, уничтожающее бытие мира.
Весь остальной бред является либо плодом неудачных конспектов учеников Аристотеля либо результатом его многоречия и неумения четко выражать свои мысли. Сам профессор Зубов бойко путается в его суждениях и категориях.
Свидетельство о публикации №123081305927