Приют трудов и вдохновенья...
Поселок наш Горького мал.
И дело теперь нашей совести, –
Чтоб лучше и краше он стал.
Эти строчки для своего эпиграфа я позаимствовала из стихотворного поздравления пятиклашек выпускникам. Их самодельную открытку-послание, украшенную аппликацией "Букет тюльпанов", увидела в вестибюле школы на специальном, во всю стену стенде "9 класс принимает поздравления". С интересом читала трогательные признания. Повеяло детством, будто вернулась моя школьная пора...
ЭКСКУРСИЯ в эту школу не случайна. Все началось в мае на уроке литературы в 11 классе, когда Анжелика и Алия при обсуждении домашних сочинений дневниковой формы "Мысли вслух" стали рассказывать о своей родной 9- летней школе п. М. Горького удивительные вещи. Знала, что поселок маленький. Он затерян в степных просторах. Туда не ходит маршрутный транспорт, не проложена асфальтированная дорога. Но девочки так убедительно говорили, такой неподдельной гордостью и любовью горели их глаза, что я решила: "Непременно там побываю".
И ВОТ я на месте.
Школа - единственное двухэтажное здание в поселке. Если театр начинается с вешалки, то школа - с фасада и окон. Аккуратная ограда, к ней прилегает спортивная площадка. Приятно радуют цветы календулы - маленькие солнышки - в импровизированных клумбах (побеленные автомобильные покрышки). Обращаю внимание на оригинальные фонтанчики... Смотрю на огромные окна со сверкающими чистотой стеклами. Через них кажется сказочной белая капроновая пена, оформленная в красивые сборки.
Вхожу и... с самого порога меня охватывает очень светлое, радостное настроение. Любуюсь бледно-салатными панелями в полстены с ярким цветочным орнаментом поверху. Пол на обоих этажах выкрашен так, что имитирует собой разноцветный ковер. Завуч по учебно-воспитательной работе Г. Г. Козина поясняет: "Малышам на нем интереснее и удобнее играть на переменах. Да всем нравится ходить по нарядному покрытию". И добавляет: "Школу за два дня покрасили мы сами. Бесплатно. Выделенные на это деньги оставили на ребячьи нужды".
На полу в углу на первом этаже стоит деревянный лакированный ящик с землей. В нем - икебана - обыкновенная колючка ("перекати-поле"), которая смотрится как экзотическое растение. Кстати, конкурс на лучшую икебану проводится почти на всех школьных праздниках. Традиция, истоки которой в пристрастии к этому Г. Д. Алексеевой, старшей вожатой.
Школа хорошо и интересно оформлена. Много различных стендов. Висят "Правила для учащихся". Все ученики - это разновозрастный отряд "Алые паруса» . Они поделены на команды: "Эллада"и "Одиссей", которые соревнуются между собой в учебе, спорте и труде. Итоги проводятся по четвертям и наглядно даны в соответствующих таблицах на.стенде "Школьные вести" (указаны I и II места). Тут же списки этих команд, где отдельно названы капитаны и наставники. Дети объединены мудро: большие с маленькими. Как две большие семьи. Школа выглядит современно и вместе с тем по – домашнему.
Предусмотрено все, до мелочей. Представляю, как уютно, хорошо здесь детям.
- Не хотят они отсюда уходить, - рассказывает Галина Даниловна. -Даже обижаются, когда выпроваживаем домой.
РАЗГОВАРИВАЮ с ребятами. Они спрашивают с гордостью:
- Правда, школа у нас как в городе?
Среди них и выпускники. Беседую с Наташей Сальцовой.
- Чем запомнится тебе школа?
Всем. Самое главное - мы очень дружно жили. Всегда помогали друг другу. (Вот и подтверждение пользы "Эллады" и "Одиссея"!). Сколько интересного у нас проводится! Я заняла 1 место в игре "Звездный час", когда шла предметная неделя по математике. А "Зов джунглей" первого июня в Международный день защиты детей! Будущих первоклассников ждали смешные конкурсы, соревнования. Родители и мы все тоже веселились, как маленькие. Крутили обруч, ловили "рыбку". Самым шумным и "живым" получилось перетягивание каната: девочки - мальчики, мамы - папы. Участниками стали даже те, кто находился в группах поддержки. Победителей в конкурсах награждали шоколадками, а остальных детей угощали бесплатно лимонадом.
Разве забудется добрый, теплый выпускной вечер?
После вручения аттестатов директор школы Юрий Павлович взял в руки гитару и спел на прощание песню. Зарю встречали неподалеку от школы, у костра. Было так романтично. Пели, говорили, шутили и грустили... Я спрашиваю у Наташи о совете лидеров (его упоминали Анжелика и Алия). Оказывается, это высший орган ученического самоуправления. Старшая вожатая регулярно собирает представителей "власти" (по три человека из класса) и за "круглым столом" они обсуждают предстоящие мероприятия, советуются, получают задания на класс. Таким образом, не классный руководитель идет к детям и предлагает им какие-то дела, а наоборот.
К ЛЮБОМУ событию готовятся тщательно. И вирус его витает в школьной атмосфере задолго до даты проведения. При этом и дети, и взрослые ориентируются не на "как проще", а "как лучше, интереснее". Никто ничего им на блюдечке с голубой каемочкой не приносит. Все сами. "С миру по нитке" плюс выдумка, фантазия - их кредо. Я рассматриваю горы разной атрибутики, которая изготовлена совместно с детьми, хранится и используется неоднократно. Вот декорации к Зову джунглей". Это драпировка из ткани с аппликацией по ней из обоев - трава, пальмы, звери... Размером со стену в коридоре. Такого же формата матерчатое панно к торжественной линейке в конце учебного года. Эффектно смотрится во всю его высоту в центре раскачивающийся школьный звонок. Панно, вывешенное во дворе, при входе, создавало, по словам присутствующих, особое праздничное настроение, как и обычные для этой школы "изюминки" в любом сценарии. А именно: ведущие - дети, поднятие российского флага, вальс танцуют на площадке и первоклассники, и выпускники. В конце линейки, когда мелодия песни "Птица счастья завтрашнего дня" сменилась государственным гимном и каждый девятиклассник отпустил из рук на волю по голубю, на глазах у многих заблестели слезы. Настолько волнующа была минута... Такую отдачу - душевный взлет - всегда здесь ждут педагоги, поскольку, планируя мероприятие, думают об его эмоциональном воздействии на детей.- Не для "галочки", а чтобы в душе осталось, - сказала Г. Д. Алексеева. Самое же трогательное, ставшее традицией, - поздравление с днем рождения.
Для этого старшеклассница ведет специальный журнал. Приходит ученик-именинник в школу. А над зеркалом в вестибюле в яркой расписной рамочке - открытка - его фамилия. Затем собирается линейка. Для него поют хором гимн "новорожденных": "Пусть бегут неуклюже..." и по возможности дарят, пусть совсем не большой, символический подарок.
Весь день ребенок счастлив, – говорит С. Е. Буракаева, председатель МК, математик.
Так поздравляем и учителей, и уборщиц, – добавляет директор Ю. П. Алексеев. - А если из года в год, дети ведь запомнят эти даты.
Не в таких ли моментах заключены истоки воспитания элементарного внимания человека к человеку, чуткости? Как просто и как мудро!
Учительский коллектив не велик. И лет пять назад обновился более чем наполовину. Из Таджикистана приехали Алексеевы, Г. Г. Козина, из Киргизии - учитель рисования^Г. Ф. Матула (речь о ней отдельно пойдет на газетной странице, посвященной августовскому совещанию учителей). Из более близких мест - другие. Эти взрослые хозяева школы трудятся дружно, увлеченно, стараясь восполнить ученикам недостаток цивилизации. Поэтому много значит для них воспитательная работа. О любом общешкольном мероприятии может подробно, в деталях, рассказать каждый учитель. Например, как проходил День поэзии, посвященный Пушкину, я узнала от математика.
- Что тут странного? У нас так принято, - отзываются классные руководители.
- Все делаем вместе. Кто-то с детьми сценарий составляет, кто-то костюмы с ними шьет, а кто учит правильно свою роль играть...
Слушаю, смотрю... И мне становится понятным бережное отношение местных ребят ко всему тому, что носит имя "школьное". Я не встретила ободранных, оббитых стен, исписанных парт, разбитых стекол, изуродованных комнатных цветов на подоконниках, бранных слов, написанных на стендах или процарапанных на крашеных поверхностях. Вокруг здания - тоже полный порядок.Расчет педагогов верный: никогда не причинит вреда школе ученик, считающий ее своим домом. Сумели они зародить в подопечных такое ценное и редкостное для ученического коллектива чувство семьи. Здесь "правит бал" доброжелательность. А душа ребенка - чуткий камертон, отзывается на нее тоже добром... Дети знают: они здесь нужны.
Той притягательной силой, что сплотила воедино всех, конечно, является директор. Как руководитель он не стандартен, поскольку прост, скромен, интеллигентен и очень добр. Это точно подметили дети. Из адресованной ему открытки выпускников: «Доброта с Вашей строгостью так уживаются».
28 лет отработали супруги Алексеевы преподавателями физкультуры в одной из школ Таджикистана, которая славилась успехами в горном туризме. Команда Юрия Павловича неоднократно принимала участие во Всесоюзных соревнованиях по туристическому многоборью и входила в десятку сильнейших в Союзе. Он показывает свои слайды – память о походах с учениками. Чудная природа: горные реки... снежные вершины... луга... дикие цветы крупным планом... палатки... костер... И после всего этого великолепия – наша выжженная солнцем степь.
Может быть, должность директора - новое для него дело, которому отдает максимум сил и времени, помогает ему справляться с ностальгией по тому, что отобрала судьба, заставив вступить в ряды беженцев и начинать все заново.
Галина Даниловна оборудовала тренажерный и гимнастический залы. И так, что не только заниматься, но даже просто находиться здесь приятно.
МИНИ-ИНТЕРВЬЮ с директором.
- Юрий Павлович, Ваш принцип объединения учительского коллектива? '
- Взаимное уважение.
- А детского?
- Общие дела. Гпавное при этом - воспитать из каждого ребенка человека.
- Школа - Ваше призвание?
- Да. Другого для себя не представляю.
Алексеевы купили фотоаппарат. Но он больше служит школе, запечатлевая на цветных снимках ее жизнь. Классные руководители в результате завели альбомы.
Напоследок мой взгляд остановился на книге из твердого картона размером примерно 1 м х 80 см. Учителя начали благородное дело - летопись школы. Красиво оформлена обложка - под тисненое' золото. Оказалось, как всегда, о пословице выдумку хитра" - вырезали из обоев готовый цветочный рисунок. Уже написаны первые страницы. Переполненная впечатлениями, покидала я школу, отдавая дань уважения коллегам, которым не помеха издержки современной жизни и местные условия. Они спокойно работают, щедро отдавая детям то, что знают и умеют.
05 августа 1997 года
На снимке (с газетной страницы):
"Готово!" - Шолпан Буракаева (2 класс) побеждает в одном из конкурсов на празднике "Мисс Дюймовочка" (8 марта). Задание: раскатать тесто и сформовать печенье.
Фото Ю. П. АЛЕКСЕЕВА.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Знаю... что Алексеевы уехали из поселка давно. И что болезни преждевременно унесли их уже из земной жизни. Но вспоминаю об этих замечательных... удивительных людях всегда с огромной благодарностью и любовью - за восторг общения - профессиональный... и просто человеческий. Благодатный свет продолжается...
Свидетельство о публикации №123081204708
С искренним душевным теплом и пожеланием доброго здоровья,
Наталья Вишневецкая 01.09.2023 21:24 Заявить о нарушении
Насчет творчества. Детей можно увлечь... а вот взрослых - учителей... не факт. Не хотят они заморачиваться.... "гореть"... тратить на это своё личное время. Всё получается прекрасно... когда коллектив - единомышленники.
С началом осени Вас! Пусть будет она доброй!
Галина Клинкова 03.09.2023 17:12 Заявить о нарушении