Кухонная филология. Выпуск 0

«От двух до шести», или гиперметаграммы.
Часть первая.

Помните давнюю словесную игру «Цепочки слов»? Ну там, из кота сделать пса, из мухи - слона, и так далее… Подумал, что если выкинуть одно из правил этой игры «слова должны быть существительными в именительном падеже», то вполне можно так и стихи писать! Не знаю, делал ли кто уже это, но мне очень понравилось. Каждый раз, сочиняя комбинаторику, поражаюсь могучести русского языка.
Кроме стихов, в тексте представлены и некоторые (в общем-то необязательные) примечания/замечания/заметки, скорее себе на память, но, возможно, интересные ещё кому-то. В результате получилась практически «статья», которую придётся разбить на части. Видимо, шесть частей.
Итак, начну с простенькой трёхбуквицы, которую, собственно, первой и сочинил.

***
Пёс нёс нос.
Рос нос кос.
Кок (как так!)
Бак — бац-бух-бах!
Пах - пух*, пах
Пух мух.
Мех - мел, бел был.
Тыл выл, ныл тыл.
Тык! Тик-так, тик-так…
Бак (баг?) - бац-бах…
Нах
Нюх.

* пах - здесь существительное, дальше глагол.
пух - здесь глагол, дальше существительное.

«Пух пах» (безотносительно к теме «статьи») вообще забавный трёхбуквенный разносмысл, такой же как, например:
Сыр пух.
Или
Сыр пах.

Относительно последнего примера…
Когда-то давно, у одного очень хорошего поэта, и просто прекрасного редактора (фамилию упущу), прочитал строку
«Пикантно пах пикантный сыр», и долго ржал. Да чего уж, до сих пор ржу! Так что аккуратнее надо.

В русском языке трёхбуквенных омонимов очень много, что позволяет использовать их во многих комбинаторных формах: тех же разносмыслах, словесных палиндромах, и даже в туюгах. Например:

В ЦИКЛ «Русский туюг»

- Хватит ржать, а ну не ржи!
Ототри ножи от ржи,
Не успеешь, значит встретишь
Ночь над пропастью во ржи!

Вернёмся к гиперметаграммам. После написания вышеопубликованной трёхбуквицы, подумалось, что… это неправильно. А правильно (для меня, никому не навязываю) сочинять так, чтобы каждая согласная первого слова, в стихотворении менялась на гласную, ну и наоборот. Иначе неинтересно. Мне опять же. Но об этом уже в следующей части.
Часть 2

«Размявшись» на простенькой трёхбуквице, и введя (для себя) дополнительное ограничение (см. Часть 1), начал сочинять ещё одну, более сложную - не получилось. Сочинилось стишков пять, (три из которых будут опубликованы, но уже в третьей части), а где-то в процессе, ещё и двухбуквица родилась. Благо - опыт есть (это для тех, кто более-менее в курсе моего творчества). Эпиграфом к двухбуквице послужил единственный палиндром, встреченный мною у Марины Цветаевой. Заодно, и цель себе получил, сочинить «от АД до Да».

***
……………..Ад? - Да.
…………(М.Цветаева)

Ад од.
От ос ас ал,
Ил ал, ял, яр.
Яд ям, ум уз…
Из уз уд, ус.
Ум - уж.
Ум уж
Ел,
Ем.

Ей, ея, её, ею…

Ню, но не те,
Не те…
Ты-то, ты - та?
Да.

*О названии статьи.
Сперва о термине. «Гиперметаграмма» - термин условный. (Если честно - первый пришедший в голову). Произведён от «метаграммы», которым в «Антологии палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии», (Для себя называю её «Альфа» в честь составителей - Дмитрия Авалиани, Германа Лукомникова и Сергея Федина, и эта антология, на мой взгляд, действительно Альфа, а заодно и Омега, любого комбинаторного поэта) называется минималистская форма в которой стихотворение состоит из двух слов с изменённой одной буквой. Например:
***
Крапива
Красива
(Г. Лукомников)
Ну а «гипер» - понятно почему.

«От двух до шести»… Ну да, название книги Чуковского незримо присутствует, однако в данном случае название несёт чисто практический смысл, обозначая интервал в котором имеет смысл (с моей точки зрения) сочинять гиперметаграммы. То есть от двух- до шестибуквенных. Примеры буду выкладывать в дальнейшем. И, конечно, русский язык позволяет сочинять и одно- и 7+ буквицы, но!
***
Я у «М» и «Ж».
И я в г… и в ж…

По этому примеру видно, что стишок хоть и воспринимается как однобуквица, но эффект метаграммы отсутствует напрочь. С 7+ же другая проблема - долгий переход от одной части речи к другой, а чтобы все согласные на гласные поменять, и наоборот, требуется количество шагов просто чудовищное. В итоге текст получается не поэтичным, а попросту длинным и скучным. Хотя может кому и удастся. Я пробовал, мне не понравилось. Так что ограничусь «От двух до шести», и

Часть 3

В полном соответствии с номером «части» - обещанные три трёхбуквицы.

***
Пой, мой май!
Мой пой бой.
Бог? Бор? Бар?
Дар.

- Дай, дар, дай рай!
- Рай? Рей.

Реи, шеи…
Феи фри.
Три.
Зри.

Ори.

***
ЗЛО

Злы ялы,
яры.
Яды - уды,
оды…

ИДЫ

Иди, бди,
уди,
Учи очи,
мчи,
Мои мни
дни…

ДНО

Оно,
Она, оне
Мне - вне.
Все.

Всё

***
Бог бос. Бес
Без бед сед.

Сею сою,
Пою-вою,
Рою пою, пню,
Дню.

Дни они - Оны,
Сны оны, оры,
Оды…

Одр.

Часть 4

Пример четырёхбуквицы

***
Угли - углы мглы.
Молы голы. ГорЫ
Горе - горя гори,
Гари дари дары…

Дуры, шуры-муры -мура!
Мира мера - вера! Пера
Пора.

Порт. Поэт поёт, пьёт.
Прёт - трёт, врёт, жрёт, срёт, орёт.
Орёл.

Брёл, брал Урал, упал.
Спал.
Стал стол - стул.
Стал стул - стол….
Стон: - Стоп!
Стою.
- Стой. Спой!
Спою
Свою, твою.
Ивою
Иною
Юною!

Часть 5***

СТАРТ

СтарЫ отары, стАры, станы, стены,
Стелы… Стели стЕпи,
Сцепи, оцепи, оцени.
ОсенИ осень.
Очень!

Олень…
Оленя пленя племя,
Пламя плавя, правя правд права…
Трава. Трави траву, травЫ оравы.
Орава орала, жрала, бралА,
КрАла крылА…
Крыса!
Крыша крыта крота -
Крова кровь.

Кроль - кроля краля.
Крали вралИ вуали.
Вуаль - дуаль*,дуэль, дубль,
Дупль** дупла
- Дуплю! (туплю - топлю!) воплЮ

Вопию…

*дуаль - шахматный термин.
**дупль - доминошный термин.

***Когда-то, довольно давно, в одной из работ Александра Бубнова, встретил понятие «лексического коэффициента» - отношение количества букв в тексте к количеству слов. То бишь среднее количество букв в слове текста. Так вот, ЛК поэтического текста был близок к пяти (не зависимо от авторства). Не знаю, есть ли прямая связь, но стихи гиперметаграммы из 4х и 5тибуквенных слов сочинять гораздо легче и интереснее, чем остальные. Если с меньшим, и большем количеством букв сочинение напоминает прямую дорогу, с редкими поворотами, то в случае с 4/5 - это «сад ветвящихся дорожек». Сворачивать можно чуть ли не на каждом шагу, и стихи, соответственно, создавать на вкус автора. Есть слова из 4/5 букв, позволяющие свернуть в 10 и более направлениях. Как пример, в предыдущей части от слова «прёт» приведены 7 «поворотов», хотя на самом деле их с десяток, если не больше. С пятибуквенными - то же самое, если не круче. В общем, сочинять одно удовольствие!
Надеюсь, что и читать.

Часть 6 (окончание)

ПРЕСТО

Просто прости. Прочти.
Прочтя - прочая.

Прочат.
Прочит, прочил прочим,
Просим…
Просил - бросил.
Бродил.

Уродил - угодил,
Уводил - угодил,
Уходил - угодил…
Угадил - уладил.
Гладил.

Гладим гладом, хладом, хламом.
Храмом.
Храпом храпим,
Хрипим хрипом,
Трипом, трупом…
Трудом, прудом,
Прутом, паутом,
Пауком-панком,
Парком…паркой,
Падкой палкой,
Полкой полной.

Волной волнуй,
Волной,
Полной волной,
Войной,
Дойной войной…

P.S. Здесь должны были быть пространные размышления, но так как особого интереса тема, похоже, не вызывает, ограничусь общим выводом:

Если когда-нибудь в России, в школах и институтах, снова начнут преподавать русский язык и литературу, а не только учить писать и читать, («ликбез М»), то комбинаторика в общем, и гиперметаграммы в частности, должны стать прекрасным подспорьем в изучении, понимании родного языка, могут и должны помочь вызвать к нему, если не любовь, то хотя бы интерес.


Рецензии