Меценатам

Особым статусом в России меценат
Синоним слова, отмечаю, благодетель.
Его богатства главный постулат -
От человечности  великого радетель.

Бахрушин, Абрикосов, Третьяков -
В запрошлом веке имена известны,
Морозов, Мамонтов , Сибиряков -
Вы не богатством - благородством интересны.

Ваш памятник - больницы не дворцы,
Родильные дома и храмы представлений
Высоких побуждений праотцы.
Тон обеспечат вам в истории суждений.

Так что же меценатство подскажите,
Довески состоянья, барыши?
А может в альтруизме подтвердите
Ещё одну черту русской души?!

И вновь из детства песнь акына прозучит,
В память запавшая в пути самом начале.
По смыслу слов как талисман  хранит
В дорогах жизни, на её привале:

"Делами добрыми во век прославлен будь
Из века в век, о человек, верши свой путь.
С седою мудростью дружи, в краю отцов.
И верным посохом служи, для мудрецов.
Умей любовь в душе согреть, сразись с судьбой.
Умей себя преодолеть, чтоб стать собой.
Сам трудный узел развяжи, поверь в успех .
Нет невозможного скажи - Я ЧЕЛОВЕК !"


Павел Третьяков (1832–1898)
Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в
детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке.
Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников
живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной
галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения
петербургского Эрмитажа. Картины «Искушение» Николая Шильдера и
«Стычка с финляндскими контрабандистами»
Василия Худякова положили начало собранию русской живописи
Павла Третьякова.
Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца
было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур.
К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и
благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил
построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар
родному городу — Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится
одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного
искусства.


Алексей Бахрушин (1865–1929)
Династию Бахрушиных называли в Москве
«профессиональными благотворителями». Отец Алексея Бахрушина
вместе с двумя его братьями строил церкви и больницы, школы и приюты.
Бахрушины поддерживали развитие профессионального и любительского
театра: они помогли антрепренеру Федору Коршу создать свой театр и
построили для рабочих народный дом со сценой, где любительская труппа
представляла свои спектакли. Именно увлечение театром стало делом
жизни Алексея Бахрушина. Меценат собирал редкие фотографии и
личные вещи артистов, режиссеров, сценографов, а также рукописи и
автографы известных писателей, старинные музыкальные инструменты,
сценические костюмы — все, что было связано с историей русского театра.
Позже на основе своей коллекции Бахрушин создал в Москве Театральный
музей, который существует и сегодня. Здесь по-прежнему собирают все,
что связано с этим искусством. И так же, как раньше, актеры, режиссеры и
художники приносят в дар музею новые экспонаты.


Савва Мамонтов (1841–1918)
Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез
увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в
своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже
дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево стала центром
культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так
называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские
художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и
архитекторы.
При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские,
где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и
ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную
оперу и помог создать Музей изящных искусств
(сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Алексей Иванович Абрикосов с супругой Агриппиной.
Богатейшие люди страны — владельцы кондитерской фабрики
(ныне это концерн «Бабаевский»), сети фирменных магазинов и
сахарного завода, держатели собственного банка и страховой компании, —
они были известными меценатами. Потому что главной ценностью для
обоих была семья, а не деньги: на золотой свадьбе собрались 150
прямых потомков!
В первую очередь Абрикосовы заботились о своих рабочих: для них
построили общежитие и организовали систему бесплатных обедов,
а для их детей — открыли детский сад.
А в 1889 году Агриппина Александровна — мать 22 (!) детей —
учредила и содержала родильный приют на 200 мест. Это был первый
частный родильный дом в Москве, где работали самые лучшие врачи и
куда принимали всех рожениц, независимо от их сословия.
Кроме этого, семья активно поддерживала нуждающихся:
в Москве на деньги Абрикосовых содержались социальные столовые,
был построен детский сад для беспризорных детей на 150 мест.
Именно они открыли психиатрическую лечебницу
(сейчас это больница имени Алексеева), а также одно из зданий
Московской консерватории.

Савва Морозов (1862–1905)
 Принадлежал поколению «новых» московских купцов.
В отличие от отца и деда, родоначальников семейного бизнеса, молодой
предприниматель получил прекрасное европейское образование и имел
художественный вкус. Он дружил с людьми искусства, поддерживал их и
помогал в разных, не только творческих начинаниях. Вместе с Максимом
Горьким он проводил для детей
с городских окраин рождественскую елку, а Антону Чехову нашел дачу в
Подмосковье, когда болезнь писателя обострилась.
Савва Морозов был поклонником Московского художественного театра и
жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил
особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники:
здесь впервые в России появилось осветительное оборудование.
Станиславский писал, обращаясь к Морозову:
«Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому,
как художество дождалось своего Третьякова».

Иннокентий Михайлович Сибиряков - Родился: 30 октября 1860 г., Иркутск
Русский предприниматель, благотворитель и меценат. Купец 1-й гильдии.
Иннокентий Михайлович родился  в семье купца I гильдии из Иркутска.
Его отец Михаил Александрович (1815—1874) — золотопромышленник,
основатель города Бодайбо, мать Варвара Константиновна (1826? — 1863) —
представительница купеческого рода Трапезниковых.
Сибиряковы были известны приверженностью благотворительности:
они много жертвовали свои средства на храмы и монастыри,
а также на поддержку малоимущих. В конце жизни стал схимником.
Умер: 6 ноября 1901 г. (41 год), Афон, Греция.


Рецензии