А7. Экспертный обзор Александра Павлова
С вами ведущая авторского конкурса «Один на один» Илина Гумер.
Представляя вашему вниманию обзор приглашённого на конкурс эксперта, хочу оговориться, что мнение редакции площадки не всегда совпадает с мнением критиков и приглашаемых редакторов. Именно такая ситуация возникла сейчас – в данном случае суждение Александра Павлова относительно конкурсных работ является сугубо его личным мнением. К сожалению, эксперт не стал затруднять себя серьёзным подробным разбором каждого стихотворения с убедительной доказательной базой, а просто сгруппировал стихи по принципу «нравится – не нравится», ограничившись краткими заметками по поводу и зачастую общими словами. Ну, словом, что получилось – то получилось.
Для всех же авторов, у которых останутся вопросы к эксперту, напоминаю, что у вас есть возможность пообщаться с ним в комментариях.
Илина Гумер
**********************************************
Достаточно сильная подборка философской (в целом) лирики. Вначале обозначу своих лидеров:
19. «Сборы» (Белый Ящик)
20. «Ведро с облаками» Алексея Ленивца (если, конечно, исключить невнятицу «лучшие буквы (? – А. П.) строки» и «все аксиомы отбросили – типа пижам»)
27. «Заколдованный круг» (Ольга Светова)
30. «Абсурдное» (Екатерина Чаусова)
31. «Солдатская награда» Фиделя Сагитова (кроме казённого: «И он их получил не просто так – / за подвиги в сражениях с врагами»)
Просто плюсиками при прочтении я отметил:
3. «Старик и память» (Фадей Максимов)
4. «Окраина» (Светлана Тимашева)
5. «Возвращение Одиссея» (Алексей Бекорюков)
7. «Лунная рапсодия» (Мария Быстрова-Докс)
9. «Метель» (Наринэ Карапетян)
10. «Мастер по вызову» (Евгений Багрянцев)
14. «Мне всегда...» Евгения Аксельрода (просто и хорошо)
15. «Полёт» (Михаил Эндин)
16. «Птицы» (Жиль Де Брюн)
17. «Примерочная» (Ульяна Валерьевна)
18. «Мой осенний праздник» (Владимир Евангулов)
Названные стихи при тождественном настроенческом прочтении, мне думается, вполне способны соответствующим образом откликнуться в неравнодушных читательских сердцах.
Дальше – стихотворения, отмеченные «плюс-минус» (сойдёт, но не особенно впечатлило):
6. «Прощание с Содомом» (Татьяна Воронова 6)
12. «(Вне)школьное» (Речная Нимфа)
13. «Август» Владимира Осипёнка («жнивью – стерню» – худая рифма; «неописуемый закат» – а вот возьми, автор, да опиши! «...вечность, откуда божьи зёрна мчат» – нарочитая невнятица)
21. «послушал – услышал» (Борис Балицкий)
23. «не высказать...» (Марго Сергеева)
24. «Что наша шизь 3» – тут хуже, даже «минус-плюс» (Дэн Мартини)
29. «Это сильнее меня» (Алла Ром)
«Ударные» (удачные) концовки у, в общем-то, не особенно примечательных, из ряда вон не выходящих:
25. «Яблочный спас» (Екатерина Рыскова)
26. «На смерть кота» (Виктор Колесников 6)
Совсем не глянулись банальнейшие:
22. «Ода о свободе» (Неутомимый Читатель)
28. «ветреное» (Калликанзарос)
Ничё не понял в «сокровенном шёпоте» (11. «И слушай дождь...», Татьяна Павлова-Яснецкая) – там, где ветхозаветное «музы́ку» рифмуется с анекдотическим «не сбивай мне душу с панталыку»).
С «Колдуном» (1. Дмитрий Мальянц) тоже ясности мало, сюжет более схож с протоколом о намерениях лесной и болотной нечисти при нечётко обозначенных итоговых целях.
«Так падает зерно» (2. Вероника Трунова) – не слишком удачная попытка сложно выразить, в общем-то, простую мысль о непрерывности вышнего плодотворного круговорота (хоть в аграрном, хоть в духовном смыслах).
Изысканность письма не беда, а, напротив, существенное преимущество лирической поэзии, которая априори не проза. И вместе с тем, наличие ярких образов в любом жанре не отменяет смысловой прозрачности текстового восприятия. Что толку продираться сквозь вычурные словесные конструкции, зачастую нагромождённые без всякого повода, заслоняющие мысль, тщетно доносимую неумёхой-автором? «Фокус не удался», когда попытка разгадать сокровенную тайну, зашифрованную автором в рифмованных строках, оборачивается заведомым проигрышем не рассчитавшего собственных сил стихотворца в поединке с взыскательным талантливым читателем. «Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой» – да это ведь о подобных незадачливых сочинителях-ловчилах!
Далее немного не о ханжестве в творчестве – целесообразности использования определённой лексики. Маршак справедливо утверждал: если в стихах присутствует слово «жопа», только она в них и запомнится. В данной подборке во всей красе представлена и «жо», и раза два здесь кто-то «матерится» (без детализации – на том спасибо!). В случае замены этих картинок (поелику без них ну совсем никак?), возможно, на столь же экспрессивные, однако гораздо менее вульгарные неужели уменьшится значение таких вот энергичных чувственных проявлений? Полагаю, что нет.
Совершенно очевидно: стихи (любые произведения искусства!) ни в какие времена не способны изменить к лучшему, тем паче спасти заведомо обречённый мир. Являться в определённом смысле эстетической, этической отдушиной для крайне ограниченного ныне любительского круга, неким отвлечением от нашей расчудесной заоконной действительности – это пожалуйста, сколько угодно. И потому, пока дышится – пусть пишется, случается, даже верится в то, что когда-то, возможно, будет кем-то услышано...
Итак, победители:
1. «Сборы» (Белый Ящик)
2. «Заколдованный круг» (Ольга Светова)
3. «Абсурдное» (Екатерина Чаусова)
Свидетельство о публикации №123081005758
Белый Ящик 19.08.2023 20:27 Заявить о нарушении