Гордый мой
*******
Гордый мой!
У костра сижу.
На огонь гляжу
С мечтой тайною.
Припев – 2 раза
Скрипка плачет твоя.
До души достает.
Дай, скрипач, ей огня!
Сердце пусть запоет.
Если грустно тебе,
Разгоню я печаль.
Скоро встретим рассвет.
Я твой, милый, причал!
Припев:
Скрипка плачет твоя.
До души достает.
Дай, скрипач, ей огня!
Сердце пусть запоет.
Гордый мой!
У костра сижу.
На огонь гляжу
С мечтой тайною.
Счастья стаж
день… да наш!
Власть твоих очей
сколько сулит ночей!
*******
Последний куплет от поэта СЕРГЕЯ РАЗЕНКОВА
*******
Я попыталась написать текст на мелодию романса «Милая!
*******
История создания романса
Точное время создания романса «МИЛАЯ» — неизвестно, место — Российская империя.
Авторы:
• музыки: французский композитор Эмиль Вальдтейфель (1837—1915)
• стихов: Сергей Гердель (он же Софус Гердаль)
Собственно, назвать этих людей вместе авторами этого знаменитого русского романса — хоть и правильно, но… не совсем точно. Дело в том, что они никогда в жизни не встречались друг с другом. Французский композитор никогда не бывал в России и никогда не видел жителя украинского городка Бердичева (Российская империя) Сергея (Сергей или Софус) Герделя (Гердель или Гердаль), ни точное имя, ни даты жизни которого вообще не сохранились.
Французский композитор, дирижёр и пианист Эмиль Вальдтейфель (фр. ;mile Waldteufel) не сочинял данного романса. Его музыкальное амплуа было совсем иное — он автор музыки к многочисленным вальсам и прославился именно на этом поприще.
Эмиль Вальдтейфель сочинил вальс «Долорес» (Valse Dolores, Op.170)[ в 1880 году. Вальс получил известность, дошел до российской глубинки, в том числе до украинского Бердичева, где его услышал Сергей Гердель. Не просто услышал, а сочинил на понравившийся мотив стихи. Стихи очень простые, бесхитростные, но идущие прямиком в душу и сердце: «Милая, ты услышь меня! Под окном стою я с гитарою… Ты взгляни на меня, хоть один только раз, ярче майского дня чудный блеск твоих глаз, милая…»
О Сергее Герделе известно совсем немного. И это несмотря на то, что он автор прославленных русских романсов, навсегда вошедших в сокровищницу русской культуры. Он вошел в историю как аранжировщик и автор текстов множества цыганских романсов. Помимо романса «Милая», он создал романсы «Очи чёрные», «Везде и всегда», «Ветерочек», «В час роковой» и еще множество других, часть из которых, к сожалению, не сохранилась[. Собственно, назвать эти романсы «цыганскими» совершенно неправильно. Это русские романсы; а вошедшие в моду в 19 веке цыганские хоры с удовольствием брали их в свой репертуар — отсюда они и получили определение «цыганских». Да и цыганские хоры состояли, прямо-таки скажем, далеко не только из цыган… Как всегда, этнический вопрос очень надуман и искусственен.
Романс «Милая» получил известность, распространился, его стали исполнять разные певцы, в том числе и цыганские хоры. В результате, как и многие другие романсы, он получил название «цыганский романс».
Романс «Милая» является одним из самых популярных произведений русской песенной культуры. Он неоднократно использовался в других жанрах. Например, он звучит в исполнении цыганского хора в фильме «Анна на шее», снятом в 1954 году режиссером Исидором Анненским
Романс пережил уже несколько поколений исполнителей и по-прежнему продолжает звучать в исполнении всё новых певцов.
*******
Свидетельство о публикации №123080906528
С почтением и пожеланием любви, радости и счастья.
Вернемся к Лунии:
http://stihi.ru/2023/08/20/5375
Владимир Чугай 21.08.2023 16:30 Заявить о нарушении
Иду по ссылке.
Валентина Ковальчук 2 21.08.2023 18:33 Заявить о нарушении