Ирина Мирошниченко и Владимир Высоцкий

    Ирина Петровна Мирошниченко (наст. фамилия Вайнштейн, с 16 лет носила фамилию матери) (1942–2023) была одной из самых красивых и талантливых актрис отечественного театра и кино. Родилась в эвакуации в Барнауле. В 1944 году вернулась с матерью в Москву. Семья проживала в маленькой комнате в доме на Тверском бульваре, где Ирина росла, окруженная любовью своей мамы, Екатерины Антоновны.
    Живя в небогатых условиях, матери удалось передать дочери хороший вкус и любовь к искусству. Учась в школе, Ира занималась в студии при московском Театре Ленинского комсомола, где ее талант был замечен одним из студийных руководителей и педагогов Владимиром Андреевым, который советовал ей поступать в театральное училище.
    Будущую актрису с детства воспитывал также отчим Яков Розенкер, талантливый аккордеонист-пианист из «Москонцерта», – отсюда у девочки возникла тяга к музыке и пению. Так что поклонники Ирины знали ее еще и как прекрасную певицу (эстрада, французский шансон).
    В 1961 году красавица поступила на актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс В. П. Маркова). Именно тогда и там она познакомилась с никому еще неизвестным Владимиром Высоцким, закончившим этот же театральный вуз годом ранее.
    «Ирина поступила в Школу-студию МХАТ, где вступительные экзамены проводил сам Владимир Высоцкий». (Интернет-сайт «Новости со всего мира» newsmir.ru, «Пожертвовала всем ради искусства: о личной жизни Ирины Мирошниченко», глава «Детство в бедности и искусстве».)
    «Интересно, что в Школу-студию МХАТ Ирину принимал… Владимир Высоцкий. Он сам тогда был студент, но из-за нехватки педагогов сидел в приемной комиссии. И дал путевку в жизнь красавице-блондинке». (Интернет-сайт газеты «Союзное Вече» souzveche.ru, 3 августа 2023 г., М. Панков, «Ирину Мирошниченко принимал в институт Владимир Высоцкий. Одна из самых красивых советских актрис скончалась в больнице на 82-м году жизни», глава «Стереотип о блондинках».)
    «После получения аттестата, Мирошниченко поступила в Школу-студию МХАТ. Так как желающих учиться в вузе было много, вступительные испытания принимали не только именитые преподаватели, но и вчерашние выпускники этого учебного заведения, в том числе, и знаменитый актер и бард Владимир Высоцкий. Именно он прослушивал абитуриентку и допустил к дальнейшим турам». (Интернет-сайт компании ТВ 5 Петербург 5-tv.ru, 3 августа 2023 г., А. Селиванова, «Повторила судьбу своих героинь: чем пожертвовала Мирошниченко ради кино», глава «Ирина Мирошниченко в театре».)
    Было совсем не так, как описывают в статьях журналисты, опираясь на не совсем правдивые рассказы актрисы и собственные выдумки. И студентом Володя уже не был, и педагогом становиться не собирался. То, что студенткой очаровательная Ирочка стала не без помощи однокурсника Высоцкого Геннадия Яловича – отрицать нельзя. Об этом она не раз рассказывала в интервью:
    «И. Мирошниченко: У меня вообще поразительная история…
    Ведущая Лариса Голубкина: Пожалуйста, расскажи.
    И. М.: Я поступала в Школу-студию МХАТ. Значит, там было всегда три тура. Но перед первым туром был такой предтур – отслушивание, то, что называется. Вот я пришла в Школу-студию МХАТ, вошла, значит, в аудиторию и меня слушали два педагога. И сказали: Геннадий Ялович и Владимир Высоцкий. Они послушали меня, сказали, что все хорошо, что я могу идти на первый тур. Но надо, сказал Володя, но надо полностью сменить весь репертуар. И я, значит, мучительно пришла домой, меняла, там, стихи, басню и рассказ». (ТВЦ, «Добрый вечер» (выпуск посвящен памяти В. С. Высоцкого), 2014 г.)
    «– Вступительные экзамены у вас принимали Высоцкий и Ялович. Но они ведь сами были еще недавно студентами, кто им позволил этим заниматься?
    – Так народу пришло поступать тьма! Вот на отборочный тур и посадили выпускников, потому что педагогов просто не хватало, чтобы всех прослушать. Гена Ялович чуть-чуть старше Высоцкого, уже ходил такой маститый, серьезный – кстати, он сразу потом стал преподавать. А Володя только выпустился, он был более свободный, с совершенно голубыми шальными глазами. И вот они оба мне стали советовать: «Все хорошо, только поменяй весь репертуар». Я их послушалась. Первый экзамен принимали уже преподаватели. Я им показала все то, что выучила по совету Гены и Вовы. И вдруг слышу: «Все хорошо, но надо полностью поменять репертуар». Тогда я побежала к маме, она предложила мне «Нунчу» Горького, а там же героиня – танцовщица. Красивое словечко… И мама мне сказала: «Нужно представить, что у тебя в руках бубен, и ты на цыганский манер отбиваешь ритм и танцуешь под цыганскую песню». Так я и сделала. У опытного педагога Александра Карева, который нас прослушивал, глаза так и загорелись, и он меня принял. Это мамина работа, сто процентов!» (А. Пахомова, Е. Костина, «Ирина Мирошниченко: "Я дала понять Андрею Тарковскому, что я – замужем"»: интервью, «7 дней», № 28, 10-16 июля 2017 г.)
    Позднее отрывки из интервью были помещены на интернет-сайте газеты «Эфир» (г. Пермь) efir-perm.ru (материал «Вам и не снилось», глава «…Впихнуть пианино в 9-метровую комнату»).
    21 апреля 2020 года на интернет-сайте «Проза.ру» proza.ru размещена статья Михаила Грушевского «Откуда родом Ирина Мирошниченко. Телепроект 2007 года». В пятой ее части знакомимся с еще одним рассказом актрисы о поступлении в театральный вуз: «Закончив школу, я попала на курсы французского языка, а вечером ходила в театральную студию при Театре Ленинского комсомола. Тогда я впервые репетировала «Бесприданницу». Каждый вечер, с 7 до 11. Возвращалась полдвенадцатого. Мама стояла в подворотне, жутко волновалась. Я приезжала всегда очень возбужденная и зареванная. Потому что репетировала последний монолог Ларисы: «Я – вещь». Режиссер Ворошилов меня мучил, требовал, чтобы это был предел нервов. Я очень старательная, я эмоционально перевозбуждалась. Приезжала домой вся заплаканная. И мама захотела с ним встретиться. «Что вы делаете с моей дочерью, почему она приезжает вся зареванная?» Он сказал: «Не волнуйтесь, ваша дочь обязательно станет хорошей актрисой, у нее все задатки». И мы всем курсом пошли в Щукинское и в Щепкинское училище. И туда, и туда я прошла все туры вместе с коллективом. Но мне захотелось еще попробовать себя и пойти одной в Школу-студию МХАТ. Меня слушали Володя Высоцкий и Гена Ялович. Они были двумя педагогами, отслушивающими первые туры. И тот, и другой сказали: «Все очень хорошо, девочка, только надо поменять полностью репертуар». После третьего тура я выхожу, а меня в списках нет. Я ушла убитая. Думаю, пока не поздно, пойду в Щуку или в Щепку. Только до дома дохожу, позвонили из МХАТа. Я есть в резервном списке».
    Действительно, Ялович всегда был больше склонен к преподаванию и режиссированию, чем к актерству. И вполне возможно, что где-то там он слушал Мирошниченко… Но Высоцкого там точно не было – все это выдумки актрисы. Она могла его лишь видеть в компании приятеля. Членом приемной комиссии, а уж тем более педагогом Владимир Семенович никогда не был!
    Ирина же Петровна продолжала вспоминать: «И когда поступила, то (а он (В. Высоцкий. – А. С.) закончил уже в то время), то на первой же лекции выходили всегда на лестницу между лекциями, приходил Володя. С гитарой. Я что-то не знала, что он вообще поет! Я знала, что молодой артист, выпускник и даже был одно время, мне кажется, педагогом первый год. Я первый раз его услышала. Но тогда, не скрою, я совершенно другой музыкой увлекалась. Я пела французские песни на вечерах в Школе-студии МХАТ, и, кстати, он слышал это. Но позже, когда я уже увидела его, естественно, у Любимова, я видела его во всех спектаклях, – и уже сложилось свое впечатление: услышала его песни, уже возник как бы свой Высоцкий». (ТВЦ, «Добрый вечер» (выпуск посвящен памяти В. С. Высоцкого), 2014 г.)
    По окончании Школы-студии прекрасную Ирину приняли во МХАТ, один из главных и самых известных театров страны. Неслыханная удача! Мирошниченко практически сразу была введена на главные роли в нашумевшие постановки: Маша в спектакле «Чайка», миссис Чивли в «Идеальном муже», Женя в «Валентин и Валентина», Ольга в «Трех сестрах»… Позже случились: Ася во «Вдовце», Инга в «Первом дне свободы», Серафина делла Роза в «Татуированной розе», Аркадина в «Чайке», Раневская в «Вишневом саде» и многие другие. Кстати, во МХАТе Ирина Петровна, «чеховская актриса», прослужила почти 60 (!) лет, оставаясь верной родному театру до конца жизни.
    Особо стоит рассказать о знаменитом МХАТовском спектакле «Соло для часов с боем» (1973), поставленном по одноименной пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника – психологических картинках и фантазиях на тему из жизни старшего поколения… В нем Ирина Мирошниченко (Даша Высоцкая) играла в тандеме с актером Всеволодом Абдуловым (Павел Высенский), на тот момент своим любовником, близким приятелем Владимира Высоцкого. Такие постановки, обличающие западный образ жизни и его мораль, поощряла Советская власть. Невеселый и в общем-то малоинтересный спектакль про забытых Богом стариков поставили режиссеры О. Ефремов и А. Васильев (стажер). Премьера состоялась 13 декабря 1973 года, а в 74-м спектакль был записан для телевидения.
    Помимо пары молодых влюбленных, в спектакле заняты знаменитые «МХАТовские старики»: М. Яншин и Б. Петкер (Франтишек Абель), А. Грибов (Пан Райнер), О. Андровская (Пани Конти, последняя роль), М. Прудкин (Пан Хмелик), В. Станицын (Инспектор Мич).
    Сюжет действа таков. Бывший швейцар Абель (Яншин) в своей маленькой квартирке, которую он делит с внуком Павлом (Абдулов), собирает по пятницам друзей – одиноких стариков, живущих в доме престарелых, – выпить, поорать песенки и покурить. Их встречи полны воспоминаний, а реальная жизнь проходит в мире грез и фантазий. Павлу старики кажутся странными, едва ли не сумасшедшими. Он влюблен в свою девушку Дашу (Мирошниченко) и собирается жениться. Но поскольку квартира тесна для троих, он предлагает деду переселиться в тот же дом престарелых, где, как ему кажется, старички чувствуют себя прекрасно. Но Франтишек не дурак – он готов отдать внуку все свои скромные сбережения, чтобы сохранить за собой квартиру, – которая позволяет его друзьям-старикам хотя бы на время забывать о том, что они живут в «богадельне»…
    Поэт не раз смотрел спектакль. Сохранилось фото: В. Высоцкий, И. Мирошниченко и Вс. Абдулов во время съемок телеверсии постановки «Соло…», МХАТ, 1974 год.
    Так случилось, что роман театральный перерос у Мирошниченко и Абдулова в настоящий, но – кратковременный… (Точнее сказать – разгорелся с новой силой: актеры были близко знакомы с середины 1960-х годов.) И мало кто знает, что Сева раскрыл свои чувства Ире замечательной композицией Владимира Семеновича «Дом хрустальный».
    «Ирина и Всеволод играли на одной сцене во МХАТе. Говорили, что у них роман и Мирошниченко даже уходила от Шатрова (Михаил Шатров (Маршак), историк, драматург, сценарист. – А. С.) – ради Абдулова. Из воспоминаний Ларисы Лужиной: "К Севе я очень тепло относилась. С ним дружил мой первый муж, оператор Алексей Чардынин. Они втроем – Сева, Леша и Володя Высоцкий – были неразлейвода. На наших глазах, в 60-е годы, Сева по уши влюбился в Иру Мирошниченко. Практически никто не знает, что песню «Дом хрустальный» Володя написал специально для Севы, который в свою очередь посвятил ее Мирошниченко. Этой композицией Абдулов хотел признаться в любви Ире. Уж не знаю, получилось ли. Они вместе играли во МХАТе, в спектакле «Соло для часов с боем», работали наравне с великими и выглядели ничуть не хуже. Мирошниченко не любит распространяться о своих амурных делах"». (Г. Ушакова, «Тайные романы Всеволода Абдулова», «Экспресс-газета», № 34, 18 августа 2014 г.)
    Очередные мемуары Ларисы Анатольевны: «Володя Высоцкий посвятил нам обеим песни. Есть мнение, что «Дом хрустальный» и «Париж» посвящены Марине Влади. Но это не так. Сева Абдулов был ближайшим другом Высоцкого, и тот, конечно, знал все подробности их романа. Володя Ире Мирошниченко посвятил свою песню в 1978 году «Дом хрустальный», описав в ней отношения Иры и Севы. Песня эта звучит в «Хозяине тайги». Там есть такие слова: "Не сравнил бы я любую с тобой – / Хоть казни меня, расстреливай. / Посмотри, как я любуюсь тобой – / Как мадонной Рафаэлевой!"» (Интернет-сайт еженедельника «Аргументы и факты» aif.ru, 3 августа 2023 г., О. Щаблинская, «"Я помню роман Мирошниченко и Абдулова". Лариса Лужина рассказала о подруге», глава «Как обухом по голове».)
    Актрису подводит память: песня написана в 1967, а не 78-м году.
    Вновь рассказ Лужиной: «Помню легендарный МХАТовский спектакль «Соло для часов с боем», в котором играли Абдулов и Мирошниченко. Помню и любовь, романтические отношения Иры с Севочкой, когда он попросил Высоцкого написать такую песню, которой бы мог признаться в любви к Мирошниченко. И вот как раз лирическую композицию «Дом хрустальный» Высоцкий посвятил ей. А не Марине Влади, как многие тогда думали». (Интернет-сайт «TVСenter.RU» tvcenter.ru, М. Буркова, 7 августа 2023 г., «Лужина вспомнила о бурном романе Мирошниченко: "«Дом хрустальный» Высоцкий посвятил ей, а не Марине Влади"».)
    25 января 2020 года интернет-сайт «Телепрограмма» teleprogramma.pro разместил статью О. Моисеевой «Альпинистка, телефонистка, коллеги и жены: кому Высоцкий посвящал песни». Из главы «Ирина Мирошниченко – "Дом хрустальный"» читатель узнает: «Если вы послушаете эту песню внимательно, то поймете – она напрямую говорит о меркантильности женщины. В самом деле, у Мирошниченко уже тогда были весьма высокие запросы, которым Абдулов соответствовать не мог и потому страдал».
    Да, «она очень его любила, но ей с ним было несладко: Ирина очень ценила порядок, а лучший друг Высоцкого Абдулов был воплощением хаоса. В его родовой стометровой квартире все время были посторонние люди. Там постоянно пили, кутили, от этого страдала мебель и другие ценные вещи…» (Интернет-сайт «NEWS.ru» news.ru, 24 июля 2018 г., А. Филиппов, «Любимые мужчины Ирины Мирошниченко. Ее жизнь была наполнена романами с выдающимися актерами, которые заканчивались, как правило, неудачно».)
    Еще: «Мирошниченко бард посвятил свой «Дом хрустальный» (впервые песня прозвучала в «Хозяине тайги» (1968 г., реж. В. Назаров. – А. С.)) – в то время с Ириной встречался ближайший друг Владимира Семеновича Всеволод Абдулов. Роман был для Абдулова непрост, и песня Высоцкого ясно намекает, что стало причиной быстрого разрыва актеров». («Лариса Лужина рассказала о Мирошниченко: Высоцкий посвятил обеим актрисам свои песни», «Российская газета», 3 августа 2023 г.)
    «Борис Щербаков назвал имя женщины, которая сделала несчастным самого близкого друга Владимира Высоцкого: «Сева всю жизнь любил одну женщину – актрису Ирину Мирошниченко. Как увидел ее в Школе-студии МХАТ, где они вместе учились – только на разных курсах, так и полюбил на всю жизнь».
    Мирошниченко на момент знакомства с Всеволодом Абдуловым была замужем за известным драматургом Михаилом Шатровым. В театральном мире все знают, что Иришка заключила брак с Шатровым из-за расчета. А Всеволода полюбила. Сама Мирошниченко не отрицает этого чувства: «Да, я была влюблена. Не влюбиться в Севу было невозможно. Он – самый романтичный из всех мужчин, которых я встречала».
    После развода с Шатровым Ирина и Всеволод попробовали пожить вместе. Но между ними встал Высоцкий, без которого Абдулов не мог жить. Мирошниченко – не их тех женщин, которые будут делить любимого с кем-то еще, пусть даже с лучшим другом». ((«13 жен самого близкого друга Владимира Высоцкого и единственная любовь к Ирине Мирошниченко», «Экспресс-газета», № 52, 29 декабря 2022 г.) 
    Писатель Г. Львов в статье «Женщины, о которых он пел. Владимир Высоцкий» («Биография. Любовные тайны кумиров», № 7-8, июль-август 2021 г.) подтверждает этот факт: «"Дом хрустальный" (1967 г.) Владимир посвятил Мирошниченко. Он переживал за своего друга Абдулова, у которого на тот момент был роман с Ириной. Отношения оказались тяжелыми и болезненными для обоих. Актриса привыкла к определенному уровню благосостояния, а Всеволод дать его возлюбленной не мог. В итоге – расставание, взаимные разочарования, о которых Всеволод рассказал другу. Прочувствовав его состояние, поэт сел за стол написал текст, ставший позже песней».
    Знакомая Ирины, актриса, драматург, ресторатор и подруга Галины Брежневой Виктория Лазич рассказывала о том, что и Владимир Семенович «подбивал клинья» к очаровательной блондинке: «После развода с литовцем (кинорежиссером Витаутасом Жалакявичюсом. – А. С.) Мирошниченко упивалась свободой. За ней спешили приударить знаменитые актеры. Среди них и душа компании Владимир Высоцкий. Он, еще являясь студентом, принимал у нее экзамены в театральный. Они были в общей компании.
    – Она говорила, что нравилась Высоцкому, как довольно яркая девушка. Но приняла ухаживания его друга актера Всеволода Абдулова, – говорит Лазич. – Хотя бард пытался обратить на нее свое внимание. Посвятил ей песню. Высоцкий очень много ей дал. Но ей нравились мужчины в стиле Ален Делона. Бредила Францией. Высоцкий, Франция, Марина Влади. Изучила французский и пела на нем проникновенно, как о загадке иной жизни». (А. Велигжанина, «Ухаживания Высоцкого, аборты и недопонимание с КГБ: малоизвестные факты об Ирине Мирошниченко. Подруга Мирошниченко Лазич: за Ириной ухаживал Высоцкий, но она выбрала другого», «Комсомольская правда», 11 августа 2023 г., глава «Высоцкий воспел».)
    Еще: «Актриса Виктория Лазич рассказала о близкой дружбе с Ириной Мирошниченко. По ее словам, за артисткой активно ухаживал Владимир Высоцкий.
    "За ней начали ухаживать звезды отечественной эстрады. Среди них оказался и душа компании Высоцкий. Он, еще являясь студентом, принимал у нее экзамены в театральный. Они были в общей компании. По словам актрисы, певцу нравилась Мирошниченко, однако она стала встречаться с его другом актером Всеволодом Абдуловым"». (Интернет-сайт «MONAVISTA» monavista.ru, 11 августа 2023 г., Н. Петров, «Актриса Лазич рассказала об ухаживаниях Высоцкого за Мирошниченко».)
    «Вообще, если бы я записывала всех, кого отбрила в своей жизни, то это было бы полное собрание сочинений Льва Толстого», – говорила Ирина Петровна о своей личной жизни.
    Что касается песни: белорусский высоцковед Валерий Шакало (г. Минск) в статье «Романтические увлечения» («В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 15, сентябрь 2014 г.), намекая на амурные отношения Владимира Семеновича и актрисы Екатерины Градовой (будущей жены Андрея Миронова), пишет: «Пик их (Градовой и Высоцкого. – А. С.) отношений в 1967 году отмечен песней «Если я богат, как царь морской…»…»
    Теперь поговорим о кинематографе, в нем Ирина Петровна тоже преуспела.
    На третьем курсе Мирошниченко дебютировала в кино, снявшись в ныне ставшем культовым фильме «Я шагаю по Москве» (1963, реж. Г. Данелия). Фильмография актрисы насчитывает полсотни картин, а из ролей можно выделить образы, созданные Ириной в знаменитых фильмах «Их знали только в лицо», «Дядя Ваня», «Андрей Рублев» (Мария Магдалина), «Это сладкое слово – свобода!», «Пришел солдат с фронта», «Ошибка резидента», «…И другие официальные лица», «Вам и не снилось…», «Старый Новый год» (Клава Полуорлова), «Рыжий, честный, влюбленный», «Тайны мадам Вонг», «Профессия – следователь», «Зимняя вишня»…
    А в 1974 году Мирошниченко и Высоцкий в Белграде снимаются в весьма посредственной совместной советско-югославской картине режиссера Владо Павловича «Единственная дорога» (автор сценария В. Трунин), в центе которой – один из эпизодов Второй мировой войны на Балканах. Действие происходит в 1944 году в Югославии. У Ирины роль небольшая, но запоминающаяся – блондинка-сербка Гордана. Владимир Семенович играет пленного советского солдата, водителя конвойного бензовоза Солодова. Вместе в кадр они не попадают, но Гордана присутствует при казни немцами Солодова: его, лежащего на земле, переезжает бензовоз.
    В одной из телевизионных передач Ирина Петровна рассказала о совместной работе с Владимиром Высоцким.
    «И. Мирошниченко: У меня с Володей больше связан был фильм, прежде всего, – «Единственная дорога»…
    Л. Голубкина: Вот, расскажи, пожалуйста, как фильм назывался?
    И. Мирошниченко: Фильм снимался в Югославии. По, значит, горам Югославии (рисует в воздухе рукой горы) идет обоз с машинами. И немцы, боясь югославских партизан, сажают за руль советских военнопленных и приковывают их к рулю. Даже в Югославии этот фильм назывался «Скованные шоферы». Вот одного из этих шоферов играл Владимир Высоцкий, Володя, да. А я играла беженку – то ли партизанку, то ли, то ли – просто беженку». (ТВЦ, «Добрый вечер» (выпуск посвящен памяти В. С. Высоцкого), 2014 г.)
    7 апреля 2011 года газета «Московский комсомолец» вышла со статьей В. Копыловой «Советская Мэрилин Монро. Актриса Ирина Мирошниченко написала мемуары». Материал информирует читателей о выходе в свет книги воспоминаний Ирины Петровны и приводит отрывки из мемуаров, один из которых – «Съемки в Югославии».
    Нас интересует в данном случае рассказ Мирошниченко о совместной работе с Владимиром Высоцким. И не только о работе…
    В книге воспоминаний «Расскажу…» (2011) Ирина Петровна писала: «Была поездка в Югославию, в страну, в которой я уже бывала, но бывала с фильмами.
    Прилетаем. Команда такая: Влад Дворжецкий, Толечка Кузнецов, Игорь Васильев, позже должен присоединиться Владимир Высоцкий, изумительный актер нашего театра Владимир Кашпур, замечательная актриса Танечка Сидоренко. Замечательная команда «Мосфильма». И даже сказали, что мы там сможем увидеть и Марину Влади, которая должна была приехать к Володе Высоцкому на съемки».
    Во время съемок в югославской столице и ее окрестностях вместе с Высоцким рядом и вправду находилась Влади. С Мирошниченко они – давние подруги, так что звездным дамам скучать явно не приходилось.
    Об их дружбе и доверительных отношениях свидетельствует эпизод, случившийся за три года до белградской киноэкспедиции, описанный в книге биографа поэта Федора Раззакова «Скандалы советской эпохи» (2008), своеобразной энциклопедии светской жизни в СССР. В главе «Был рывок на побег… (Владимир Высоцкий)» читаем: «В самом начале 1971 года в центре очередного скандала оказался Владимир Высоцкий: родственники хотели упечь его в больницу на почве его проблем с алкоголизмом, а он вместо этого сбежал из Москвы на юг.
    Эта история началась в субботу 2 января, когда в Москву из Парижа прилетела Марина Влади. Планы у нее были самые радужные – отдохнуть вместе со своим супругом Владимиром Высоцким в сочинском санатории Совета министров СССР (путевки в эту элитную здравницу пробил знакомый Высоцкого – заместитель министра Константин Трофимов). Увы, но эти планы вдребезги разбил сам Высоцкий, пустившись в очередной загул. Собрав вещи, Влади переехала жить к своей подруге – актрисе Ирине Мирошниченко, которая вместе с мужем драматургом Михаилом Шатровым (Маршаком) жила на Ленинградском проспекте. Уходя, Влади бросила мужу фразу: «Вернусь, когда придешь в норму». Думаете, Высоцкий сильно расстроился? Вот уж нет. Более того, дабы не сгорели выбитые с таким трудом путевки, он пригласил разделить с ним компанию своего друга Давида Карапетяна. Того это предложение застало врасплох, поскольку на его личном фронте тоже было неспокойно. На днях его подруга после очередного выяснения отношений, не смущаясь присутствием малолетнего сына, наглоталась таблеток и угодила в психушку. Карапетян чуть ли не ежедневно навещал ее и совсем не рассчитывал куда-то уезжать. Но Высоцкий продолжал настаивать на их совместном отъезде и в итоге уговорил-таки своего друга ехать в Сочи».
    Однако вернемся к югославской киноэкспедиции актеров. Не только ежедневными съемками запомнилось Ирине Мирошниченко пребывание в Белграде и его окрестностях.
    Как-то «вечером по приглашению Володи Высоцкого мы ездили на остров Сан-Стефана, он довольно далеко в море, а к нему проложена была специальная дорога… Мы приехали, и вдруг нам идут навстречу Марина Влади и Володя Высоцкий, которые нас тут же привели в свой номер, небольшой, но очень красивый, очень уютный.
    Потом с Мариной Влади и с Володей в этот замечательный вечер мы пошли в какой-то ресторанчик перекусить. И вдруг Володя, как одержимый: «Я хочу пойти поиграть!» Я смотрю, они так вроде чуть-чуть ругаются, что было странно видеть. Они такие влюбленные и такие были сияющие и любящие друг друга, и это было видно за километр всем. А тут вдруг что-то такое между ними напряженное. Он говорит: «Я выиграю, я выиграю!» Она ему: «Прекрати! – со своим акцентом: – Володя, прекрати!» Но он все равно пошел. И проиграл.
    Вернулся красный, недовольный. Мы стали как-то отвлекать, шутить, смеяться, потом он взял гитару и в этом своем замечательном номере громко запел. А это было два часа ночи. Стук в дверь. Понятно, что соседи. Попросили тише. Он запел тише. Я уже понимала, что надо срочно уходить». (И. П. Мирошниченко, «Расскажу…» (2011).)
    Что касается финала картины, героиня Мирошниченко погибает от пули снайпера, а героя Высоцкого, как известно, один из предателей переезжает машиной…
    «"Влади сыграла огромную роль в жизни Владимира. Она пыталась сломать его пристрастие к алкоголю. Она делала все, чтобы выломать у него эту страсть. Прятала бутылки, в их доме не было ни капли спиртного. Один раз он продержался без алкоголя почти полгода", – рассказала близкая подруга Высоцкого актриса Ирина Мирошниченко». (Интернет-сайт журнала «StarHit» starhit.ru, 23 января 2018 г., «Диктор Аза Лихитченко отвергла предложение руки и сердца Высоцкого».)
    2 декабря 2020 года на канале ТВЦ состоялась премьера документального фильма «Последняя любовь Владимира Высоцкого» («ТВ Центр», а/с Н. Рыбинская, реж. И. Голубева), посвященного Марине Влади, актрисе, любимой женщине поэта. Среди  участвующих в картине была Мирошниченко. Ирина Петровна вспоминала: «Все, что между ними (Высоцким и Влади. – А. С.) было – по крайне мере то, что я видела – это было осенено, конечно, свыше. Это было красиво! Красиво, искренне и естественно. Очень просто – без натяга, напряга и какой-то позы. А это было – первый класс!
    Она (М. Влади. – А. С.) все сделала для того, чтобы его (В. Высоцкого. – А. С.) любыми путями продлить его жизнь. С первых дней, когда была эта язва и она тазы с кровью выносила, – все мы это слышали и знали,
    <Марина> обожала Володиных детей – по крайней мере то, что мы слышали. И когда они все собирались впятером, то она была безумно горда и он тоже, когда они шли. Есть фотографии, где они вдвоем и пять детей сразу! (Таких фотографий нет и никогда не было, Ирина Петровна, мягко говоря, сочиняет. – А. С.)
    Вот она – и все поминки, которые происходили у нее на квартире, – только курила, чуть-чуть пила, разбавляя водой, я помню, все время, – вспоминала, говорила… Слезы шли, но она все время как-то улыбалась. Вот это меня даже сразило! Что она, вот… То есть не то, что рыдания тут какие-то, стенания – нет. Очень светло его провожала».
    Не станем заканчивать главу на печальной ноте. В завершение ее приведем живые и интересные рассказы о поэтическом творчестве коллеги, а также воспоминания актрисы о встречах и общении с Владимиром Семеновичем. В них – в том числе – неожиданные рассказы Ирины Петровны о кулинарных пристрастиях и способностях Высоцкого.
    Интернет-сайт «Кто главный?» kg-rostov.ru размещает интересный материал «Ирина Мирошниченко. О любви», указывая: «Интервью записано в рамках «Литературного салона» с Ининой Мирошниченко в ресторане». Из главы «Высоцкий» узнаем: «Часто Сева Абдулов собирал нас в своей квартире на улице Немировича-Данченко в центре Москвы, организовывал ужин для друзей. Приходил и Володя Высоцкий, с гитарой. И ждал приезда Марины Влади. Он сидел и ждал – а потом она влетала… И это было то еще зрелище – как они встречались, как потом он пел…
    Я в первый раз услышала, как он исполнил «Кони привередливые», нервничал, весь красный… А как он пел – это было неповторимо! Поэтому мне кажется, что ни один певец не сможет это повторить. Володю Высоцкого петь сложно, хотя все артисты этого хотят – попробовать, прикоснуться, повторить. Потому что его невозможно забыть.
    Знаете, я стихи читаю только тогда, когда у меня плохое настроение. Потому что нет ничего более потрясающего, чем ощущение любви. Например, «Баллада о любви» Высоцкого. Он ее и пел. А мне всегда хочется ее прочитать, потому что за словами я вижу эту пару. Может быть, я вижу чью-то другую судьбу. А может быть и свою».
    Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда» kp.ru 9 июля 2010 года размещает материал В. Звонарева «Ирина Мирошниченко: "Высоцкого я люблю читать в стихах"», представляющий собой небольшой видеофрагмент интервью актрисы, в котором она заявляет, что очень любит читать песенные стихи Владимира Семеновича.
    Вечером 25 июля того же 2010 года в эфире канала НТВ показали специальный, № 16 выпуск программы «НТВшники» – ток-шоу А. Хрекова «30 лет без Владимира Высоцкого». В студии собрались те, кто был близок с Владимиром Семеновичем, работал и дружил с ним: Н. Высоцкий, Л. Лужина, И. Мирошниченко, В. Конкин, Г. Падва, А. Адамишин, М. Швыдкой, Л. Сульповар, С. Жигунов и другие. В программе также прозвучали песни поэта в исполнении А. Ф. Скляра, М. Аверина, Ю. Шевчука.
    Накануне газеты писали: «Телеканалы отмечают дату – 30 лет прошло со дня смерти Владимира Высоцкого. 25 июля вечером в спецвыпуске ток-шоу Антона Хрекова «НТВшники» – «30 лет без Высоцкого». В студии программы соберутся те, кто был близок с Высоцким, работал и дружил с ним: Никита Высоцкий, Михаил Швыдкой, Лариса Лужина, Ирина Мирошниченко, Владимир Конкин, Генрих Падва и другие».  (Интернет-сайт «Российской газеты» rg.ru, 18 июля 2010 г., О. Нараленкова, «Он ушел в это лето – на ТВ вспоминают Владимира Высоцкого».)
    Ирина Петровна рассказала зрителям: «Знаете, я никогда в жизни не пела Высоцкого – я не пыталась и никогда этого делать не буду. Но я купила книжку давно – книжку «Нерв». И читаю в начале замечательное введение. Пишет Роберт Рождественский, что он считает его (В. Высоцкого. – А. С.) истинным поэтом. И лучшее, с точки зрения его, произведение, как поэта, – это стихотворение «Он не вернулся из боя». Оно настолько современно, оно настолько глубоко, оно настолько сегодняшнее, что мне очень хочется вам его прочесть» (читает текст песни).
    Сегодня, мне кажется, что он (В. Высоцкий. – А. С.) бы идеально вписался во время, поскольку он был очень современным человеком, он <использовал бы> все лучшее, что есть от сегодняшнего дня – свобода слова, возможность говорить то, что ты думаешь, ничего не бояться. Я думаю, что он бы идеально вписался и нашел бы какое-то свое, удивительное свое место».
    Стихи поэта Ирина Петровна читала нередко…
    «И. Мирошниченко: Я знала, что приду на программу, естественно, я знала, что буду здесь, и я взяла, естественно, эту книжку – Высоцкий, «Нерв». И готовясь, я открыла то, что называется введение. И прочитала совершенно поразительные слова о нем великого поэта – Роберта Рождественского. Который очень интересно о нем пишет. Как бы, он пишет о «своем Высоцком», которого он узнал, полюбил, дружил, и так далее. И как он видел его. Я совершенно по-другому стала читать стихи
    Как ни странно, мы его больше знаем по песням. Но вот и Рождественский пишет, и я вдруг стала читать его стихи. Мне кажутся они удивительно современными. Они очень сегодняшние! Если их – как бы не слышать вот этот вот ритм, ритм и музыку, – они совершенно становятся другими. Я попробую сегодня прочитать стихотворение.
    Л. Голубкина: Это будет прекрасно!
    И. Мирошниченко: Оно связано, конечно, с фильмом, с войной, оно связано с тем, как бы, что нас соединило в творчестве и в моей жизни, оно называется очень просто и очень красиво… Те, кто слышали его в песне могут послушать его в  стихотворном варианте.
    Вы конечно эту песню наверняка знаете. Но мне хотелось бы, чтоб она прозвучала как стихи. Послушайте… (читает стихотворение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»)». (ТВЦ, «Добрый вечер» (выпуск посвящен памяти В. С. Высоцкого), 2014 г.)
    29 января 2013 года «Российская газета» публикует статью телевизионного обозревателя Ю. Богомолова «Заставь Высоцкому молиться…» Интересующий нас отрывок из нее: «Первый канал. Две гастрономические программы, посвященные памяти артиста. Телезрители получили возможность пообедать с Александром Олешко. Они сочинили свою «Балладу о еде» при участии Ирины Мирошниченко и Никиты Высоцкого. Первая поведала, как Володя приготовил ей однажды стейк с кровью. Никита же ограничился сообщением, что отец его был неприхотлив в еде, часто довольствовался бутербродами с колбасой».
    Действительно, специальный выпуск программы «Время обедать!» «Владимир Высоцкий. Баллада о еде» был показан на Первом канале в день 75-летия со дня рождения поэта – 25 января 2013 года. Присутствовавшая в студии кулинарного шоу в качестве эксперта Ирина Петровна вспомнила яркие моменты и эпизоды своей длительной дружбы с Владимиром Семеновичем – с кулинарным уклоном, конечно же.
    «И. Мирошниченко: Конечно, у нас с Высоцким были очень теплые, я бы сказала – человеческие отношения, связанные с тем, что я была подругой – и дружила очень, и работала – с Севой Абдуловым. А он его был его ближайший друг. И часто в доме у Севы появлялся Володя и Марина, и часто он исполнял свои песни. И вот я тогда услышала, услышала от него одну совершенно замечательную историю. Значит, ну, сейчас – это ж все-таки семидесятые года – у нас только появилась вырезка. Можно было «достать» – простите, такое слово, но оно было нормально для того времени, для нашей страны, – «достать вырезку». И вот Володя однажды приехал с этой вырезкой и сказал: «Я вас сейчас буду учить и покажу, как делать настоящий стейк!» Сейчас, конечно, это звучит достаточно наивно, но в те годы, значит, вот, – без, без масла раскалил сковородку, отрезал вот такой, вот такой огромный (смеется, показывает рукой на локтевой сгиб другой руки) кусок этой вырезки и сам лично вот так жарил потом – так, чтобы она была с кровью. Это было, как он сказал в тот момент, для него его любимейшее блюдо. И я это запомнила на все годы, потому что – как вам сказать… Время идет, у нас сейчас огромные кулинарные изыски. Но вот первый стейк – вот такой с кровью, без масла – на чугунной сковородке в квартире у Севы, где сидела большая компания людей, – сготовил Володя! 
    Конечно, сочетание «актер-поэт-музыкант-человек» – вот это все вместе, как симбиоз, вы понимаете, – это вот в этом его уникальность. Он исполнял – как играл, а играл, простите, – как жил. А сочинял то, что ему, казалось, он не может не сказать. Вот понимаете: я – люблю, поэтому я – живу, да? Я живу – я люблю! Мне кажется, одно из лучших произведений о любви, которое он написал так искренно и так красиво, – «Дом хрустальный на горе для нее»… (Вообще-то это цитирование строк из «Баллады о любви», а не из «Дома хрустального». – А. С.)
    А. Олешко: Вот песни Владимира Высоцкого… Такое впечатление, что все они были продиктованы ему свыше, а их душа все это услышала, записала, спела вместе с этим великим человеком! Есть ли у вас его любимые песни?
    И. Мирошниченко: Конечно, без сомнения! Без сомнения! Но я никогда их не пою и не пела. Ну, может быть, потому, что, знаете, – мне очень трудно. Во-первых, я его очень хорошо знала. Понимаете, это разное впечатление, когда ты берешь произведение человека, которого ты лично не знал. Я помню, например, как мы приехали к нему в гости с Севой, и еще приехала там толпа, масса людей к нему на Ленинский проспект, где они снимали с Мариной квартиру. Вот они устраивали ну просто – вот, вот, вот! То есть, вообще, раньше в Москве все ездили по домам и всегда встречи были дома – не в ресторане, а дома. И вот он впервые, после того, как уже было застолье, все очень было тепло, хорошо, – вдруг он берет гитару и поет первый раз вот это знаменитое «Кони». Его «Кони» я услышала у них на Ленинском проспекте в их квартире. Где сидела Марина слушала, практически, считай, впервые. И он это исполнил».
    В кулинарной программе Первого канала «Смак» (выпуск от 22 июля 2017 года, ведущий И. Ургант), гостьей которой была Ирина Петровна, актриса вновь вспомнила о «стейке от Высоцкого», но рассказала совсем о другой песне, премьеру которой якобы услышала, будучи в гостях у поэта: «Я никогда не забуду, как я приехала в гости на квартиру к Высоцкому с Мариной Влади. И вот он при мне нарезает вот такой шмот (показывает ножом на запястье руки) вот такой вырезки, говорит: «Я знаю, как ее готовить!» Нагревает вот такую чугунную сковороду без масла – с одной стороны и с другой стороны – пшик-пшик, и после этого они сидят и едят этот стейк. Это было безумно вкусно!
    И первый раз спел песню «Идет охота на волков». По бумажке пел – написал ее только (улыбается). Вот такая история! Еще путался в тексте, потому, что все мелко написано, перечеркнуто».
    Про то, что Высоцкий первый раз спел «Охоту на волков» у себя «на квартире» (поэт с женой ютились в съемном жилье с 1971 по 75 годы) – очередные, мягко говоря, фантазии актрисы. Песня написана Владимиром Семеновичем в августе 1968 года и тогда же он ее исполнил впервые. Насчет первого прослушивания «Коней привередливых»: композиция написана поэтом в начале 1972 года. Но Ввысоцкий с Влади никогда не снимали квартиру на Ленинском проспекте.
    В последние годы Мирошниченко нередко выступала в вечерах и концертах, посвященных поэту и актеру.
    Страница «Высоцкий» в социальной сети «ВКонтакте» vk.com 18 декабря 2014 года размещает анонс мероприятия, состоявшегося 23 января 2015 года: «Участники праздничного вечера ко дню рождения В. Высоцкого». Среди участников была заявлена Ирина Петровна.
    В начале января 2018 года интернет-сайт «Петербург.ру» peterburg.ru поделился с пользователями информацией «Концерт ко дню рождения Владимира Высоцкого»: «23 января – концерт ко дню рождения Владимира Высоцкого в концертном зале у Финляндского вокзала (Арсенальная наб., 13/1).
    Ко дню рождения поэта, актера и автора-исполнителя в Санкт-Петербурге 23 января состоится праздничный вечер «В. Высоцкий. Кони привередливые». Близкие друзья певца – Ирина Мирошниченко и Владимир Новиков расскажут о совместной творческой деятельности с Владимиром Семеновичем. Галина Улетова, Дмитрий Вешнев и Дмитрий Мальцев исполнят для Вас лучшие произведения Владимира Высоцкого.
    Зрители увидят уникальные кадры кинохроники и фотографии из личных архивов. Звездный состав гостей из числа близких друзей актера и молодых почитателей таланта Владимира Высоцкого сделают этот вечер незабываемым.
    В программе мероприятия: гостья из Москвы, актриса и певица Ирина Мирошниченко – друг семьи Владимира Высоцкого и Марины Влади. Тесно общалась с Владимиром Семеновичем не только на съемочной площадке и в театре, но и в повседневной жизни.
    Цена билета: 800-2400 р.»
    Подобного рода мероприятия, посвященные поэту, проходят в Петербурге не первый год, и почти в каждом принимает участие Ирина Петровна (исключение – 2015 год, рецидив болезни не позволил ей прилететь в Город на Неве).
    Сын поэта рассказывает: «Последней точкой, после чего мы окончательно разошлись с Мариной Влади, стала ее книга «Владимир, или Прерванный полет», где, несмотря на все плюсы, есть достаточно оскорбительные высказывания в адрес нашей семьи – моего деда и моей мамы. Года два назад Ирина Мирошниченко посоветовала мне: «Возьми ноги в руки, купи билет и съезди к Марине во Францию. Просто поговорите – и не о делах, не о прошлом, а так, ни о чем. Помиритесь!» Но вот что-то не получается». (С. Кухианидзе, "Никита Высоцкий: «Папа сказал: "Прежде чем обвинять, приходи завтра утром, поймешь, как я живу"»": интервью, «7 дней», № 34, 23-29 августа 2021 г.)
    «Ведущая Л. Голубкина: Получается, что мы с тобой жили в эпоху Володи Высоцкого.
    И. Мирошниченко: Да, получается, что так». (ТВЦ, «Добрый вечер» (выпуск посвящен памяти В. С. Высоцкого), 2014 г.)
    Близкая подруга Севы Абдулова – о близком друге Севы Абдулова.

    На фото: 1. Актриса театра и кино, певица И. Мирошниченко; 2. В. Высоцкий, Вс. Абдулов и И. Мирошниченко (спиной) во время съемок телевизионной версии спектакля «Соло для часов с боем», МХАТ, 1974 г.


Рецензии