Бараний хвост. рассказ- притча. лилия актуганова

        Давно это было -сто лет тому назад. Жил в одном татарском ауле человек по имени Абдула. Но вот случилось у крестьянина большое горе - сгорел родительский дом , где вырос он и где жил до сих пор с женой и ребятишками. Сгорело всё подчистую: мебель, одежда, утварь домашняя, перины пуховые, подушки и одеяла. Хорошо, что сами уцелели. Только медный самовар, который прихватила жена впопыхах, когда выбегала из горящего дома, напоминал о былом благополучии. Люди поливали водой соседние дома и сараи, чтобы огонь не принес ещё большей беды и не спалил весь аул.    
          Сидит Абдула на завалинке, дотлевающего пепелища и горько рыдает. Татарам- мужчинам не принято было плакать при чужих, но Абдулу никто не осуждал. Люди стояли вдоль обугливавшегося забора и искренне жалели погорельцев.
           Аксакал Карим бабай бросил клич народу, помочь бедному Абдуле в его горе, сказал, что это богоугодное дело, что САДАКА- это милостыня, которую истинные мусульмане должны подавать нуждающимся. Собрались мужики-односельчане на ;м; ,что вроде наших современных субботников: кто с пилами, кто с топорами, кто гвозди с молотком  с собой прихватил, кто скобы. Так с песнями и прибауткам выстроили Абдуле новый дом, краше прежнего. Только дом пустой: ни посуды, ни лоскутка, ни верёвочки не осталось. Вот и стали помогать чем могли. Кто побогаче деньги покрупнее подкинет, середняки- не в ущерб себе, но, и чтобы перед людьми не стыдно было, ну а бедняки- и того меньше. Абдула огрызком карандаша аккуратно записывал на дощечке, кто сколько принёс денег и был бесконечно счастлив.
          Жила на краю той деревни в покосившемся домике с худой крышей одинокая нищая бабушка Рабига карчык. Узнав о горе бедной семьи, она тут же достала из платочного узелка последнюю копейку, припрятанную на чёрный день и понесла в дом Абдуле. Тот бросил на  старушку высокомерный взгляд, но копейку всё же взял и также записал об этом на дощечке.
            Счастливые Абдула с женой накупили в дом всякой всячины ,полезной и нужной утвари, а на оставшиеся деньги решили отблагодарить односельчан. Абдула зарезал и освежевал барана, разрубил на куски и бросил в кипящий котёл. Хвост бараний решил выбросить, но затем передумал : « Авось пригодится ещё».
           Застольем татарские пиршества не назовёшь, потому что трапезничали по- восточному  на низких нарах-  с;ке , либо на узких матрасиках. Рассевшись  прямо на полу люди веселились, аппетитно чавкали, жевали, облизывали пальцы , одним словом - угощались. Одни уплетали лакомые кусочки жирной  баранины, другие довольствовались лишь одной  требухой , соответственно тем затратам, которые были указаны  Абдулой на его деревянной дощечке при получении садака. Кто, сколько сдал, тот столько и «получит по заслугам».
            Рабига карчык, завязав на подбородке концы выцветшего яулыка, аккуратно распустив другие два конца по худенькой сгорбленной спине, подобрала свою клюку и побрела к дому Абдулы, откуда доносился давно забытый аромат свежего мяса. Хозяин дома, заприметив вдали маленькую скрюченную фигуру бабушки, вышел навстречу, всучил старушке обляпанный навозом хвост барана и закрыл перед ней дверь, чтобы не портить праздник присутствием жалкой нищенки.  «Что ещё она ожидала за жалкую копейку?»- прошептал Абдула и вернулся к гостям.
          Старуху обнаружил через несколько дней случайный прохожий, который заглянул в хибару попросить воды. Рабига карчык лежала побелевшая, закостеневшая на земляном полу у порога, прижав к своей груди тот самый бараний хвост….


Рецензии