Река и Берега
Всё тяжелей зимы диктат и сила,
и солнца просишь у весны - как милость,
а у дождя - чтоб небо не свалилось
и речку за буйки не понесло.
Течёт твоя река в тебе и рядом,
меняет настроенье и наряды,
волной погладит - намекнёт, что зря ты
взяла грести потешное весло.
И парус твой волной давно приручен:
под солнцем греться, слёзы лить под тучей,
он и хотел бы снова быть летучим,
да рваный, часто воле шёл назло.
Терпи, не стоит речке не в угоду
пенять на воду, моду и погоду -
судить рядить того, кто верховодит:
за что скудеет редкий твой улов?
Слова на ветер бросишь иль под ноги -
реке они как брызги: не помогут
заговорить нежданные пороги,
водовороты, узкие протоки...
Она посмотрит свысока и строго:
"До глубины моей не хватит слов".
~~~ совсем даже не курортное
Мой берег - берег речки захолустной,
бежит она по жизни лентой узкой,
шустрит, не широка, не глубока -
ущербна, чтоб назвать её "река",
не в океан её впадает русло.
Зато на травке так пахуче вкусно
сидеть и есть - не цыпу табака!,
почмокивать, почавкивать слегка:
вкушать огурчик, помидорку, сливу,
чтоб своего посада и полива!
Не давят плоть ни корабли, ни порт,
не угрожает ей штормов напор -
речушке беззаботной и счастливой.
Ей нравится поддакивать ворчливо,
плеснуть в меня воды за берег-борт,
когда шучу всерьёз: зачем курорт?
Лежать, забыв про испытанье жаром...
так близко к ней, на одеяле старом...
к воде тянуться, из горсти хлебнуть...
и нежно пальцами пройтись по дну...
сумерничая с вечером на пару,
пить чистый воздух горного отвара...
блаженство длить, не поддаваясь сну...
~~~
Зачем нам суета курортов, ну?
Свидетельство о публикации №123080701597
Из двух стихотворений диптиха "Речка, а речка..." выделяется глубоким поэтическим строем и ясной композицией.
. Стихотворение – наполнено философским размышлением и точными рельефными образами.
Лирический герой мысленно обращается к воображаемому визави, отождествляя его с природными явлениями, и в поиске истины приходит в мудрому житейскому выводу.
Для анализа композиции стихотворения проведём его субъективное "анатомическое вскрытие".
. Первое четверостишие. Констатируется время года, вводя читателя в настроение перемен погоды как предвестника вероятных событий. Небо непредсказуемо – в любой момент может обрушиться стихия. Но теплится надежда, что силы природы могут быть милосерднее.
. Второе четверостишие. Река и её течение – образ жизни, судьбы с её капризами и намёк, что напрасно пытаться ею управлять: "потешное весло"
. Третье четверостишие. Образ паруса как воплощение высоких порывов души и вдохновения. Хотелось парить, но парус неуправляем – "волной приручен".
. Четвёртое четверостишие. "Терпи..." – осознание неизбежности смирения, не стоит, бесполезно роптать и "пенять на воду".
. Заключительная строфа. "Слова на ветер..." – словами и мольбами не отвести испытаний судьбы.
. В завершение монолога ЛГ непредсказуемая река-судьба, обращаясь к поэту,
"... посмотрит свысока и строго: "До глубины моей не хватит слов". Таким образом, рок, предопределение порой сильнее воли, стремлений и усилий человека в неизбежной борьбе с судьбой.
Возможно этот любительский анализ заинтересует читателя очевидным фактом: в данном состоявшемся произведении живая ткань сочных образов органично облекает прочный каркас логичных сюжетных ходов.
Спасибо Вам, Татьяна, за талантливую и красивую философскую лирику.
Владимир Шкуропадский 16.12.2023 07:41 Заявить о нарушении
Быть логичной и убедительной, скорее, мне удаётся вопреки. Хотя по точным наукам имела пятёрки))
Спасибо за Ваш труд. Вы выстраиваете прочитанное - и оно кажется более цельным по смыслу, вы добавляете недостающие звенья, и логическая цепь стиха кажется, да, монолитной. Вообще-то, ямы, провалы, некоторое смысловое безвоздушное пространство меня саму коробит. Я нещадно удаляю очень даже неплохие по мысли и рифмовке куски, которые мне кажутся "сами по себе". Так же как оставшиеся пустоты у себя ощущаю болезненно.
О себе говорю много потому, что эти критерии применяю, может и подсознательно, при оценке чужого.
Но! Как часто приходится читать про "достаточную" неполноту, что ли, стиха. Чтобы читатель не заленился, напряг воображение/соображение. А то ведь старание быть понятным и строить "последовательные" тексты может привести к прямописанию, которого местные избранные боятся.
Я вот на Турнире почитала некоторые отзывы. К ясности мысли незаметно привязывается неуместная, на их взг, дидактика и прочее.
Вообще, к слову сказать, тяжёлое впечатление произвёл Турнир. Два очень самобытных талантливых автора. Удивительное столкновение женской и мужской поэзии. А выбрать-то надо. И вот начинается: суд с явной политической подоплёкой. Гражданскую позицию "экспертное сообщество" явно не терпит. Ещё бы. Гуляева, Сташевска - откровенная русофобка. "Цвет" БЛКашный. Налево потянуло экспертов явно не по поэтическим пристрастиям.
Извините за много слов. Поговорить не с кем, Эд больше по другой части ведёт разговоры))
Татьяна Попова Тог 16.12.2023 09:02 Заявить о нарушении
Согласен с Вами в том, что автору приходится балансировать между недосказанностью и прямописанием. И тут на помощь приходит образное мышление. У Вас оно ярко индивидуальное, и это здорово!
Вдохновения Вам и всего доброго!
Владимир Шкуропадский 16.12.2023 10:03 Заявить о нарушении
Но мера нужна во всём, есть много любителей экономить время на околостишии. Поразительно, как прекрасные авторы в ответ на отзыв с десяток предложений умудряются ответить парой благодарственных слов. Неужели сказать нечего? Скорее всего - некогда и незачем.
Может и правы.
Признаюсь, я оттолкнула от себя некоторых читателей именно охотой поговорить про стихи, творчество и заодно про жизнь. Навязывать себя и своё мнение опасно. Врываться в чужую жизнь тоже.
А нерастраченную порцию умных мыслей можно и в стих разместить))
Спасибо, хотя недотягиваю я до Вашей оценки. Факт.
И постараюсь быть лаконичной.
Татьяна Попова Тог 16.12.2023 13:32 Заявить о нарушении
Мне на Стихи.ру нравятся сочинения разных авторов. Я не выстраиваю их по рангу, рейтингу. Просто включаю в избранные и слежу за их творчеством. Индивидуальность образного мышления их произведений доставляет эстетические переживания и этого мне здесь достаточно. Есть более близкие по мировосприятию и ясные по слогу. А есть интересные, но сложные по логике изложения (вот завернул фразу! :-) )
Когда возникает желание откликнуться, то не всегда находятся нужные к моменту слова, даже если стихи хорошие. Но вот что я иногда наблюдаю за собой при чтении чьих-то стихов. Кажется, что вместо какого-то слова удачнее было бы употребить, на мой взгляд, другое. Но не поворачивается язык сделать замечание: не хочется обижать автора. Тогда, может быть, лучше промолчать. Иногда я предлагаю свою редакцию строк или строф на усмотрение автора, направляя текст в личные сообщения. Так есть один автор, которая иногда принимает мой вариант. Что касается моих скромных опусов, то я всегда с благодарностью воспринимаю критику. И если предлагаемый вариант лучше, принимаю его с радостью, что текст становится удачнее.
Что-то я разговорился :-)
Спасибо Вам, Татьяна, за общение!
Владимир Шкуропадский 16.12.2023 15:03 Заявить о нарушении
Турнир. В Вашем кабинете колонка справа, в самом низу этот самый Турнир поэтов. Сечкс полуфинал нкизвестныз мне авторов, решила не тратить время. А до этого было состязание. Участники Лора Катаева, хорошо знаю её и её замечательные стихи. "Противник" - Сёмкин. Очень интересный автор. Любопытно было прочитать комментарии авторов про и контра. Не только о поэзии. Об этом и пыталась сказать, но если Вы не в курсе, то это длинная история.
Мне очень интересны были оценки критика Галины Крымовой(кажется). Известный критик профессионал, в отличие от меня и Вас.
Татьяна Попова Тог 21.12.2023 19:35 Заявить о нарушении
Татьяна Попова Тог 21.12.2023 19:52 Заявить о нарушении
Спасибо за информацию о Турнире, а то я в конкурсах совсем не ориентируюсь.
В начале своего пребывания на Стихи.ру я сам удивлялся что "на стихире понимают рецензию как хвалебный жанр."
И был в недоумении реакцией на мою доброжелательную критику некоторых стихов. Автор воспринял её, как личную обиду :-)
"А об авторах вообще лучше не говорить. Существа ранимые, самолюбие -- космическое." Это из интересной статьи: Мертвый язык поэтов. Автор: С.С. Либерманн.
В личных сообщениях критиковать можно, но, как показал опыт, малопродуктивно, если автор просто упрямится улучшать текст.
Владимир Шкуропадский 21.12.2023 21:27 Заявить о нарушении