О критериях
Большинство ребят в детстве хотели стать танкистами, моряками и лётчиками. В кинофильмах, книгах и газетах показывали и прославляли подвиги представителей этих профессий. Нам тоже хотелось, чтобы нас хвалили и прославляли. Но никто из нас никогда не видел " живых" танков, кораблей и самолётов. В нашей глухомани они не " водились". Так по каким же критериям мы оценивали перспективность нашего выбора?
Через некоторое время я расхотел быть танкистом. Меня " смущали " сильный грохот мотора, жуткая жара летом и трескучий мороз зимой.
Врачом я тоже не хотел быть. Не интересно ковыряться в разных местах у бабушек, анализировать кал и мочу.
Учителем я тоже не хотел быть. Эти двоечники, хулиганы, этот шум , крики и строгий директор.
Вернёмся к критериям. В те юные годы я задавался вопросом, по каким же критериям молодые люди выбирают себе жён. Среди них были толстые, полные, средние худые и худющие.По росту они тоже были разные. Были дылды, высокие, средние и невысокие. Невесты были брюнетками, блондинками и рыжими. И одевались все по- разному. Недаром говорят, сколько дам, столько и шляпок.
Я ещё в детстве как-то спросил у своего деда, почему все люди разные. Он вздохнул и сказал :
- Бог даже в лесу деревья не выровнял.
Мне казалось, что почти все парни были одинаковыми, а выбрали абсолютно разных невест. Ведь они все должны были влюбиться в одну, самую красивую, умную и весёлую.
Известный писатель И.А. Ефремов в одной из своих книг написал о таких критериях выбора " подруг " в далекие " дикие " времена.
Высокая - далеко увидит саблезубого тигра и спрячется с детьми в пещере.
Длинноногая - убежит от врага или догонит подранка.
Приличный таз - надежно выносит плод.
Большая грудь - хорошо выкормит ребёнка.
Большие глаза, длинные ресницы - метко выстрелит из лука.
Мне кажется, что писатель что - то позаимствовал у Фрейда.
Что касается критериев оценки знаний, то тут как раз проявляется вся сущность первого предложения в этом рассказе. Ведь в разных странах применяются различные системы оценки знаний.
В ходу пятибалльные, шести -, двенадцати -, двадцати - и 100-балльные системы. Меня и сейчас интересует вопрос , в чём же отличие уровня знаний в 77 и 78 баллов.
У нас фактически применялась четырехбалльная система. Но я был свидетелем, как учитель красным карандашом поставил огромный " кол" с восклицательным знаком на половине листа дневника. Очевидно, порвались нервы, а врезать между глаз не позволяли моральный кодекс и педагогическая совесть.
Создатель наверное вспомнил, что в юности я интересовался пресловутыми критериями. Поэтому сподобился направить меня по научной стезе именно для решения задач по синтезированию различных систем с оптимальными ( по выбранным критериям) характеристиками. Естественно, что критерии могут быть и сложными, с дополнительными требованиями и ограничениями.
Я даже своему ученику, который мучительно выбирал себе спутницу жизни, в шутливой форме предложил такой сложный критерий : 80 - 55 - 85 и родинка на правой щёчке.
В завершение хочу ещё раз напомнить, что для выбора критериев действительно нет критериев. Они выбираются " силовым " способом в зависимости от требований жизни, условий функционирования и наличия средств в вашем кошельке и в государственном банке.
Свидетельство о публикации №123080504305