Солнце красноречия в небесах молчания

1. Любую научную или философскую проблему (например, о природе электричества или
о соотношении между материальным и духовным) можно решить внутри себя – методом
«чистого разума» или ментального созерцания, потому что все они сводятся к
определенным логических задачам, решение которых не требует лабораторных
принадлежностей (если не считать таковыми мозг и всё, связанное с ним).

Но прежде чем приступать к поиску решений (которых в каждом конкретном случае
может быть больше одного, как, например, при решении квадратных уравнений),
следует задуматься о том, что именно мы будем считать решением.

2. В этом нам помогут пресловутые «змейки» и «полоски», то есть замкнутые контуры
и разомкнутые, простейшим случаем которых являются окружности и отрезки. Отрезки
или «полоски» соответствуют линейной логике тождеств, согласно которой начало
отрезка (1) никогда не равно его концу (-1). При этом выполняются тождества 1=1 и -1=-1.

Окружности или «змейки» соответствуют нелинейной антиномической логике, согласно
которой произвольно выбранное начало окружности (1) всегда равно её концу (-1),
то есть 1=-1. При этом тождества 1=1 и -1=-1 не нарушаются, а выражение 1=-1
(или А=не-А) называется антиномией.

3. Помня о треугольнике «тезис-антитезис-синтез(ис)», мы можем ввести третье
понятие, отсутствующее в теории «змеек» и «полосок», которое будет гибридом
окружности и отрезка. Речь идет об окружности бесконечного радиуса, которая
одновременно является бесконечным отрезком, то есть прямой. Такой объект обладает
нулевой кривизной, несмотря на то, что он замкнут.

Он позволяет увидеть линейную логику тождеств как частный случай нелинейной
антиномической логики. Проще говоря, увидеть отрезок как фрагмент круга
бесконечного радиуса.

4. Важное следствие №1: физическое пространство может быть одновременно замкнутым
и линейно бесконечным. Последнее переводит его в разряд духовных величин,
поскольку бесконечность (во времени и пространстве) считается духовной
категорией, которую противопоставляют конечности всего материального. Это ещё
один пример треугольника «тезис-антитезис-синтез(ис)». Если есть материальное
(тезис) и духовное (антитезис), то существует и материально-духовное (синтез).

5. Итак, в зависимости от типа проблемы, она может иметь два принципиально разных
типа решений. Мы привыкли только к одному из них, определяемому правилами
линейной логики (1 не равно -1), и сознательно или бессознательно отвергаем
второй, связанный с логикой антиномий (1=-1).

В терминах геометрии, мы привыкли мыслить «полосками» (отрезками и тождествами),
а не «змейками» (кругами и антиномиями). Не потому ли мудрость связывается с
образом змея, который может принимать обе формы – и окружности, и отрезка?..

6. Важное следствие №2: взаимоисключающие решения могут обладать одинаковой
истинностью. К этому очень тяжело привыкнуть, но это так. Даже для двух корней
квадратного уравнения реализуется схема «И-И», а не «Или-Или». Что же тогда
говорить о потустороннем?..

7. Раймонд Моуди, автор бестселлера «Жизнь после смерти», интуитивно пришёл
к похожим выводам. Он тоже почувствовал, что для описания потустороннего
недостаточно линейной логики тождеств вида 1=1 и -1=-1. Для большей детализации
его догадки следует указать на необходимость учета антиномий вида 1=-1.

Меня поразила его энергичность и ясность ума. Он стоит того, чтобы его послушать:
https://www.youtube.com/watch?v=ecB6OXCPETQ Рекомендую!.. У него изысканный
английский. Вообще стоит время от времени слушать умных людей.

P.S. Что касается правила Джидду Кришнамурти «Just observe*, просто наблюдайте»,
то это наиболее краткое описание техники медитативного созерцания, венчающего
собой концентрацию и медитацию. Там, где "солнце красноречия в небесах молчания".

(2023)


Рецензии