Десять заповедей журналиста

В эпоху ВКонтакте, Telegram-каналов и YouTube любой человек может почувствовать себя журналистом: увидеть событие и быстро распространить информацию о нём среди широкой аудитории. Но будет ли это журналистикой?
Чтобы быть журналистом, мало написать пост или снять видео и разместить в Сети. Даже быть выпускником факультета журналистики недостаточно, чтобы называться журналистом. Настоящий профессионал имеет свой моральный кодекс – свод правил, который отличает его от «околожурналистов» в социальных сетях и даже в официальных СМИ.

1. Не оставляй в беде ближнего

Несмотря на постоянную конкуренцию между журналистами, коллеги по новостному ремеслу поддерживают друг друга в тяжелые моменты. Умение оставаться человеком и поддерживать членов своей журналистской «семьи» - черта настоящего профессионала.
Например, в 2019 году журналисты РБК, Ведомостей и Коммерсанта вступились за коллегу издания Meduza* Ивана Голунова, когда правоохранители пытались вменить ему ложное обвинение в хранении наркотиков.

Нападение на журналистку Новой газеты* Елену Милашину 4 июля 2023 года тоже не осталось незамеченным со стороны других СМИ. Об этом рассказал Алексей Пивоваров* в выпуске «Редакция News» и Ксения Собчак в своем канале YouTube.

2. Не укради… информацию конкурентов!

Каждое СМИ стремится не отставать от событий, выложить новость раньше конкурента. Но в погоне за рейтингами страдает качество информации. Выдавая неполные или ложные данные, журналист вредит репутации своего канала или издания не меньше, чем зрителю, слушателю или читателю. Дезинформация может разрушить жизнь невинного человека.

Скандальная история со стрельбой в московском МФЦ 7 декабря 2021 года пошатнула авторитет СМИ. Журналисты, узнав только примерный возраст, имя и фамилию преступника, нашли похожего мужчину ВКонтакте и взяли фотографию из его профиля для новостных выпусков. Позже оказалось, что обвиняемый Сергей Глазов – его тезка и однофамилец. Миллионы людей увидели невинного постороннего человека, приняв его за убийцу. Виной тому попытки СМИ быстрее выпустить сенсационный материал.

3. Не навреди аудитории своей

В истории Сергея Глазова пострадала репутация медиа и одного человека. Но были случаи, когда ошибка журналистов приводила к трагедии целого народа.

В 1994 году в Руанде произошел вооруженный конфликт между двумя этносами – хуту и тутси. За 3 месяца Гражданской войны было убито свыше 1 миллиона человек.

Примечательно, что больше всего убийств происходило именно в местах с наиболее устойчивым сигналом национальной радиостанции «Радио тысячи холмов». Убийцы признаются, что они находились под влиянием пропаганды: журналисты круглосуточно рассказывали людям ложные факты из истории, настраивая национальности друг против друга. Последствием стал геноцид и гибель населения страны.

4. Не преклоняйся перед рейтингами

Проблема пропаганды сохраняется и сейчас. Журналисты используют её для поднятия своего рейтинга среди других СМИ. Харизматичный и яркий ведущий привлекает внимание аудитории и создает иллюзию «экспертности». Зритель приходит к нему не только узнать новости, но и отдохнуть, развлечься.

Так, за 2022 год собственный канал Владимира Соловьева «Соловьев Live» занял 6 место в рейтинге популярности российских медиа (по данным Медиалогии). Громкие высказывания телеведущего, известного по «Вечеру с Владимиром Соловьевым», привлекли людей, заставили поверить ему.

Однако, события 24-25 июня показали неустойчивость во мнении и даже лицемерность журналиста. Ранее он записывал эфиры с главой ЧВК «Вагнера» Евгением Пригожиным и хвалил действия частной армии в войне на Украине, но после попытки вооруженного мятежа Соловьев мгновенно изменил свое отношение и стал откровенно оскорблять своего «старого товарища» в прямом эфире.

5. Не лги и не выдавай эмоции за правду

Журналистская «харизма», излишне эмоциональная подача материала – не изобретение Соловьева. Такой метод пропаганды и повышения рейтинга активно использовали такие американские телеканалы, как CNN и Fox News с конца 80-х годов прошлого века.

С момента появления канала Fox активные ведущие, не стесняющиеся в выражениях во время прямого эфира, перехватили внимание американцев. Своих зрителей они называли «семьей», незаметно склоняя их на свою сторону и внушая им собственную идеологию через иллюзию «родства».

Своими новостями журналисты Fox News вызывали сильную эмоцию у аудитории, тем самым отключая способность мыслить критически. Односторонняя оценка ведущих и спикеров по умолчанию становилась личной позицией многих американцев.

6. Убереги читателя своего

Настоящая близость к людям, понимание их проблем и искреннее желание им помочь – то, что отличает профессионала. Недостаточно просто сдать материал и рассказать о проблеме. Журналист - это посредник между официальной властью и народом. Он выражает интересы простого человека.

Примером служения своей аудитории может быть Анна Политковская. Конфликт в Чечне был центральной темой её работ. Помимо написания книг и публикаций в газете, она выступала правозащитником и добивалась поддержки матерей погибших солдат.

7. Знай, что тяготит аудиторию твою

В маркетинге часто говорят о «болях» ЦА. Эту стратегию они унаследовали от журналистского опыта. Доверие и авторитетность СМИ зависит от того, насколько хорошо журналисты владеют ситуацией в разных сферах, осознают проблемы в общественной жизни.

Например, в период правления Екатерины II, когда российское общество начало задумываться о гуманизме и теории естественного права, журналист издания «Трутень» Николай Новиков активно писал об античеловеческой природе крепостничества и критиковал политику императрицы по расширению власти дворян над крестьянами. Несмотря на закрытие издания, люди передавали журнал и тайно хранили его, благодаря чему он сохранился до сих пор.

8. Смотри на мир по-разному

Осознание проблемы – корень работы журналиста. Каждая сфера содержит противоречия. Объективизм профессионала именно в том, что он рассматривает картину в комплексе: видит преимущества и недостатки, узнает разные позиции по спорным вопросам.

Нарисовать красивую картинку – не обязанность журналиста, хотя многие «околожурналисты» пытаются идеализировать мир. Однако, от этого лишь страдает их репутация. Например, Наталья Стрелец в своем канале YouTube в ноябре 2022 года опубликовала интервью с основательницей маркетплейса Wildberries Татьяной Бакальчук. Длительная беседа об успехах бизнеса, его истории и развитии не зацепила аудиторию, у которой была своя «боль» - условия труда в компании.
Журналист не ответила на главный запрос зрителя. Сейчас её канал постепенно опускается в рейтинге.

9. Не прячься в echo chamber

Опыт Натальи Стрелец может говорить о слабом знании проблем аудитории, нахождении журналиста в «информационном пузыре». Этому способствуют соцсети и настраиваемые фильтры данных. Листая ленту ВКонтакте, мы получаем только то, что ранее одобряли, тем самым закрываясь, как чеховский Беликов, в «чехол».

Echo chamber мешает журналисту узнавать о проблемах в обществе, сужает его видение мира. Умение открыться и написать о том, чего ещё и не думал никто написать – признак настоящего профессионализма.
 
Если бы в наше время сохранились видеозаписи с участием журналиста 19 века Алексея Свирского, то он бы смог многому научить современных новостников. Годы бродяжничества, тюремного заключения и жизни в бедности научили его общаться с людьми из «низов» и добывать от них эксклюзивную информацию. В своих материалах он подробно рассказывает о жизни каторжников, бездомных, проституток и т.д. Поражающие детали быта, описанные Свирским, потрясли общество 19 века и сделали его одним из самых известных публицистов своего времени.

10. Не сотвори идола из царей

Служение аудитории, близость к ней со стороны журналиста может встречать недоверие и сопротивление со стороны власти. В погоне за правдой он натыкается на препятствия в виде бюрократии, правового регулирования или откровенного неприятия. В этом случае профессионал должен сохранить верность своим идеям.

Так, например, во время захвата офиса телеканала НТВ в апреле 2001 года большинство сотрудников отказались подчиняться новому начальству. Были уволены такие журналисты, как Леонид Парфенов*, Татьяна Миткова и Алексей Пивоваров*.

После смены руководства канал потерял общественно-политическую направленность и утратил прежнюю аудиторию. Сейчас он не входит даже в ТОП-10 популярных российских телеканалов.

Такое поведение власти – не новинка 21 века. Ещё во времена Николая II вмешательство власти было активно. Например, «неугодный» репортаж Владимира Гиляровского о давке на Ходынке в 1896 году пытались запретить, а другие газеты (например, «Московские ведомости») и вовсе умолчали об этом событии.

С кем вы, мастера пера?

Сейчас под влиянием пропаганды не каждый, кто пишет в официальных СМИ, - настоящий журналист. Многие новостники готовы променять свою репутацию на рейтинги или одобрение властей.
Однако, власть и идеология меняются, а люди остаются. Потому оставаться верным стоит в первую очередь им – своим читателям. 

*- Минюст признал иноагентом


Рецензии