Гёте. Поздние годы

С сожалением...

За то, что Мейстер девочку убил,
На крик души любовью не ответив –
За то и автор обесславлен был
Несчастным чувством. Между тем и этим
Есть явно связь. Кармически мечта
Миньоны бедной в том пресуществилась.
Пришла любовь: Она – юна, чиста,
А Он – старик. И общества немилость.

30 июля 2023

Фантазия о связи автора с его творениями

________________________________

Лето с Гёте
Кроме переслушивания "Фауста" ( в этот раз в переводе Б. Пастернака), я решила зацепить и оба романа про Вильгельма Мейстера. Это ведь об авторе Фауста, его внутренней субличности. Недаром он мейстер - мастер. Ведь и Гретхен-Маргарита потом к Булгакову перейдёт, как перешла эпоха просвещения к мистике романтизма. А раз это Мастер ( художественно-театрального бытия, становления творческой личности вместе с тайным посвящением в Деятельное служение избранных), то всё в этом произведении неслучайно. Вот первая любовь Вильгельма Мейстера Марианна. Вот в конце жизни Гёте - Мариенбад и Мариенбадская элегия. Вечная женственность, объединяющая их, завершающая "Фауст" Мария, в которой и все Гретхен, и Елены. Автор ведь в конце жизни нашёл себя, кажется, в христианско-католическом мироощущении. Для западноевропейца только Мария - идеальный женский архетип.
Миньона, девочка-подросток, самоотверженно любящая, не получившая ответа. И Гёте в старости, безумно влюбившийся в девочку, в сравнении со своим возрастом ( ей 17, ему 72), не получивший ответа. Жалко всех. История сложная, с самого начала неосуществимая.

Как много я прочла всего вокруг этой истории! Разных толкований и мнений. Не только общество не принимало такую любовь, противоречащую и природе, но и семья Гёте. Их, конечно (сына Августа и невестку Оттилию), больше всего волновало, что привычный уклад будет нарушен, в дом войдёт новая хозяйка, которая будет девятнадцатилетней мачехой сыну Гёте, а самого сына волновало наследство. Н. Вильмонт в предисловии к книге Эккермана, пишет, что Гёте даже словом не обмолвился, что герцог, покровитель и властитель Веймарский, обещал, если свадьба состоится, отдельный дом новой чете подарить - напротив своего дворца, а потом назначить солидную пенсию, когда Ульрика овдовеет.
Всё это несостоявшееся и "Мариенбадская элегия" вызвали у меня совершенно разнородные чувства. Прочла я об этом и у Ромена Роллана, и в книге Дубинского "Женщины в жизни великих мужчины", и  в книге Эккермана, и везде во всех интернетных статьях.
И только роман Томаса Манна "Лотта в Веймаре" дал душе какое-то прекрасное чувство... мудрости, покоя, примирения, понимания.
Как часто осуждают гениев за их личную жизнь! Я сама поддаюсь этому, пытаясь разобраться. Но как трогательно узнавать, что Гёте не параллельно "крутил второй роман и с Шимановской, в то время, как влюблялся в Ульрику", а Шимановская помогала ему музыкой пережить страсти и страдания любви, как чувствовал остро поэт - недостижимой, и потом так и подтвердившейся - невозможной. Он крайне нуждался в музыке, и Шимановская дала ему это утешение, отвод эмоциональный, за что он был ей горячо благодарен. Всё это очень далеко от обывательской пошлости.
Прочтя же "Лотту", где есть особенные слова: "Ты и она - одна. Моя любовь, моя вина" я вдруг по-иному и образ фаустовской Елены увидела и добавила к своей фантазии и судьбинной закономерности в жизни Гёте вот это " с сожалением". С сожалением, состраданием, а не с осуждением.

Вот вы скажете: "Ну что тебе Гёте сейчас, особенно его личная жизнь? Война, страдания собственные, тяжёлые времена!". Но я же в этих временах утешение нахожу в мире искусства. А когда интересуешься великим человеком, что-то духовное создавшим, хочется его и понять и принять во всём. Ведь нераздельны творение и творец. Все любови гения входят в историю и там утверждают гения и правду его творчества, если он, конечно, не боялся эти любови обнародовать. В противном же случае кто поверит словам о любви?

Картина же эта - "Чаша знаний" американской художницы Лиллы Кэббот Перри, мне кажется, очень сюда подходит.


Рецензии