Кто я

А ведь когда-то ты был другим…
Что-то меняется в нас, мы взрослеем. Становимся более осознанными, мудрее с опытом. Внешне мы уже не те, что были раньше. Но мы знаем себя такими, какие мы есть. И, глядя на себя в зеркало, как будто мысленно произносим: эй, да это же я, всё тот же ребёнок, который получил наиболее яркие впечатления, и познакомился с жизнью, с миром, когда был маленьким. Но это в душе. В памяти мы помним себя, скорее, двадцатилетними молодыми людьми, у которых уже сформировалась психика, и мы стали играть разные роли в обществе. А, спустя ещё лет так десять, возможно, продолжая играть свои роли, носить какой-то выбранный нами образ, мы вспоминаем, и постоянно воспроизводим в себе роль взрослого, который однажды начал играть во «взрослые игры», вспоминая когда-то, в свою очередь, себя юнцом, будучи двадцатилетним.
Нельзя не вспомнить Эрика Бёрна, который раньше уже описал психологический портрет человека, включающий в себя три «я»: «ребёнок», «взрослый», «родитель». Однако, насчёт «родителя» можно поспорить, ведь, не имея собственного родительского опыта, в том смысле, что сам ещё не был отцом, или матерью, для собственных детей, которых ещё нет, или нет даже в проекте; не имеешь стремления начинать играть роль родителя, не смотря на свой опыт, будучи ребёнком в семье вместе, если повезёт, с мамой и папой; в виду сосредоточенности на себе, не достигнув возраста, когда возникает желание передавать новому поколению накопленные знания, и житейскую мудрость; желанию жить для себя. И, получается, что бёрновский «родитель» либо крепко спит, либо это спорная концепция в целом.
Лично мне больше импонирует концепция «не двойственности», или «адвайта» (это индийская философия), согласно которой, существуют два «я»: «Я»-большое и «я»-маленькое.
«Я»-большое – это наша истинная природа, которая не меняется, какие бы мы роли не играли, и сколько нам ни было бы лет, - это наше сознание. Не углубляясь в подробности, стоит отметить, что сознание также может быть большим и маленьким: большое – это наше единство всех живых существ, жизни, во всех её проявлениях, а маленькое – это наше осознавание себя, как человеческого существа; инструментом которого является наше маленькое «я», или, если сказать предметно: наш ум. Ум – это совокупность наших мыслительных процессов, ощущений, эмоций. Он порождает наше эго: некую совокупность представлений о себе, как о личности, имеющую индивидуальные особенности, которым нам почему-то необходимо соответствовать, и всяческим образом их защищать от посягательств общества, зависимость от мнения окружающих людей. Эго – это активность нашего ума, это наша природа. Тут главное: не стать его рабом, - снизить реакционность мышления, и не попадать в ловушку психологического времени (не сожалеть о прошлом, и не испытывать излишних ожиданий от будущего, а с благодарностью принимать настоящий момент, таким какой он есть).
Если выбрать позицию наблюдателя, и посмотреть на свой ум со стороны, задавшись вопросом: а кто именно думает, испытывает радость, или грусть, кто всё это ощущает, кто я? – то можно обнаружить, что субъекта нет. Но, на самом деле, кое-что всё-таки есть – это наше сознание, которое от самого нашего рождения и до смерти нашего тела и ума (сознанию, или осознаванию, чужда концепция времени, оно не подвержено изменениям по своей природе) переживает внутри нас человеческий опыт. Путём самоисследования можно достигнуть слияния нашего маленького сознания с большим ещё при жизни, тем самым, познав свою истинную природу через переживание состояния осознанности своей сути.
Обе концепции (как бёрновская, так и «не двойственность») достойны внимания, так как имеют прикладное значение.
Но собственная трансформация, свой опыт и знание, ничто не заменит.
Но иногда, взглянув на себя в зеркало, или оставшись наедине с самим собой, спроси себя в минуту тишины: кто я? – и насладись послевкусием мерцающих искорок своего присутствия на мгновение.
Ведь, как сказал Фёдор Михайлович Достоевский: «Фантастическое составляет сущность действительности.»


Рецензии