Историческое и вечное в живописи

                Ирина Лесная-Иванова
               Историческое и вечное в живописи
                Почти каждое стихотворения этой подборки неоднократно опубликовано в моих книгах, газетах, журналах, среди которых есть и периодическая печать. Здесь они впервые представлены все вместе. Приятного прочтения.

                Посвящение Марине Цветаевой
                Любимой картиной Марины Цветаевой было
                полотно В. Сурикова "Боярыня Морозова".
                автор
                Колени нищего с мороза розовы,
                Ах, ветер свищет как!—
                Везут Морозову.
                Орут проклятия вослед саням.
                Как на распятие, везут меня.
                Была боярыня, да стала пленница.
                По коже след огня, но не изменница.
                Кричит под пытками душа-раскольница,
                А не раскается, а не расколется.
                — Пытайте, нехристи, казните первую.
                Я буду крест нести, я крепко верую!
                Верую в светлое Рождество,
                Верую в Господа торжество.
                Вестью с небес мне январский снег.
                Верую в близких, которых нет...
                Верую: выше любовь, чем боль!
                Верую: я навсегда с Тобой.
                Клятвы тихи, да, как сталь, уста.
                Жизнь и стихи — это два перста!
                1993 г. Отредактировано в 2020 г.
За кадром картины В. Сурикова «Боярыня Морозова»
             1
Земляная тюрьма — тьма!
Как от бед не сойти с ума?
Сторожит день и ночь стрелец.
На Христе терновый венец.
Над тобой же порой звезда.
Лучик солнца есть иногда,
А всё чаще сверху песок.
Неужели жизни итог?
Не подняться вверх, не сбежать.
Как стихи, молитвы слагать.
Остаётся вера — молись!
Есть за гробом лучшая жизнь!
                2015
     2 Взгляд со стороны
                — На картине боярыня Морозова поднимает два перста как символ  старообрядческой веры.
                А в земляной-то тюрьме она, говорят, эти персты свои  грызла от голода.
                Комментарий историка ГУУ к моему стихотворению " Посвящение Марине Цветаевой".
               
О, эти тонкие персты!
Ломались: так  хотелось есть.
Как сахар, таяли мечты.
Не слышалась благая весть
В тюрьме глубокой земляной.
Остались  ветер ледяной
И смерть. Не та, что на миру,
Как будто зарево, красна,
Как знамя бьётся на ветру,
А просто смерть и тишина.
В одежде б чистой, к Богу в рай!
– Мой друг, рубашку постирай!
И за тебя я помолюсь,
От Бога благ тебе добьюсь, –
Сказала узница стрельцу.
Тому, что много дней стерёг.
Хоть было стыдно молодцу:
Свободу дать он ей не мог.
Свой долг исправно выполнял,
Но белый саван  постирал.
Уход с Земли – трудов венец!
Рыдал над саваном стрелец.
О чём он плакал? О судьбе,
Что сломана? Хоть так помочь!
О ком он плакал? О себе?
О рабской доле? Скрыла ночь
Прошедших лет слезу его.
И не осталось ничего.
Лишь только колокольный звон.
О будущем вещает он!
                2015 г.
У картины В. Сурикова «Взятие снежного городка»
                Взятье снежного городка!
                Заразительное веселье!
                И проходит за миг тоска
                В день Прощёного воскресенья.
                Конь летит на крепость стремглав,
                Снег рассыплется белой пеной,
                Лебедь-деву на миг создав.
                Свежесть снежная во Вселенной.
                Сверху шубы цветная шаль:
                Расцветают розы в мороз!
                Рассыпается в прах печаль
                В хороводе радужных грёз:
                Вот лихой  казак на коне,
                Крепость взяв, примчался ко мне!
                Среди всех удалых парней
                Он всех краше, умней, милей!
                Словно солнце, лучистый взгляд...
                Это ж мы двести лет назад!   
                2009г.
    По картине В. Сурикова «Меньшиков в Берёзове»
         Нахохлившийся коршун средь семьи
         Здесь Меньшиков. Он с перстнем сжал кулак,
         Собрал всю волю, силы все свои,
         Чтоб дальше жить. В углах избы лишь мрак.
         Вокруг детишки — дочки две и сын.
         У всех, увы, поломана судьба.
         Мария погрузилась в горький сплин:
         Болезни и здоровья в ней борьба.
         Здесь ни пиров, ни балов и ни слуг.
         Глушь, тишь, безлюдье, наползает тьма.
         Как деревенский скоротать досуг?
         Как не сойти в безвестности с ума?
         Читать? Или, как юноша, мечтать?
         Иль вспоминать о том," что не сбылось?"
         Невест Петра второго век считать,
         Той, что царицей стать не довелось?
         А Меньшикову в дебри злых интриг
         Забраться, чтобы снова во дворец?!
         Нет, поздно. Он опять простой мужик,
         Немногочисленной семьи отец.
         В углу икона вся из серебра —
         След роскоши его палат былой.
         В избушке тесно, смрадно, полумгла,
         Зато медвежья шкура под ногой!
         Да, жизнь вновь поднимать, как целину...
         Удар тяжёл. Не отойти ко сну.   
                2008г.
 У картины В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
              Суворов храбрый на коне
             О смерти позабыл.
             Здесь всё в снегу, а  не в огне
             Где взять пред боем сил?
             Скользит солдат лавина с гор.
             Их нужно поддержать.
             Чтобы весёлый разговор
             Не перестал звучать.
             Вот закалённый ветеран
             Слегка глаза прикрыл.
             Как много получил он ран!
             Движенье слышит крыл:
             Там ангел пролетел в горах,
             Сверкнул лучом сквозь белый прах.
             Да, воин тот ведом судьбой
             В последний бой, предсмертный бой.
             А как вершины хороши,
             Отрада для живой души!
             Тут видит каждый человек
             Высокий, чистый, белый снег.
             Как души праведников, он
             Жаль только: не церковный звон,
             А пушек гром раздастся вдруг.
             Чьё выпадет ружьё из рук?
             Из чьих «напьются черепов
             Враги» иль черепа врагов
             Останутся, как камни, тут?
             Сквозь их глазницы прорастут
             Цветы. Для пчёл грядущий мёд.
             Тяжёл сквозь Альпы переход…
             Вперёд! Отечество зовёт!
                2012г.
 К картине В. Сурикова " Посещение царевной женского монастыря"
Эта царская дочь неприметной монахиней станет.
Нет ей равных в миру, значит, не с кем на троне сидеть,
И роскошную жизнь она скоро оставит,
Чтобы в старости с чистой душой умереть.
Эти руки в перстнях будут много трудиться,
Ей полоть, огород поливать.
Ну, а царская жизнь только в снах станет сниться,
Райских кущ ей всю жизнь ожидать.
Будет радовать небо солнечной птицей,
И звенеть мелодично колокола.
В эту девушку можно было б влюбиться,
Род бы царский продолжить могла.
Но нет равных в миру: в государствах далеких
Не родилось ей принцев и королей,
Значит, взгляды святых и небес синеоких
 С каждым днём будут сердцу милей
 2023

По известной картине К. Флавицкого
             Глядя на картину "Княжна Тараканова", я представила,
что от тюремного холода и воды женщина могла простудиться и ощущать жар. В этом состоянии  горячки она вспоминает обманувшего её мужчину и бредит, думая то о грядущей коронации, которая произойдёт после свержения ею Екатерины 2, то о спасении от наводнения в тюрьме, то о смерти.
               
                От подступающей воды
                Не холод - жар!
                Вода как чёрный "знак беды",
                Не вспомню бал!
                Не вспомню, как ты целовал.
                Я здесь одна!
                Не вспомню, как ты обнимал.
                Черна стена!
                Не вспомню, как "люблю" твердил:
                Одни слова!
                Чужим любовником ты был!
                Жар...Голова...
                Я жизнь свою пила взахлёб:
                Веселье, блажь!
                Горячий не крестила лоб.
                Любовь, кураж...   
                Меня должны короновать.
                Сюда идут!
                Вода не будет прибывать!
                Меня спасут!
                Душа сквозь стены навсегда
                Взлетит в зенит!
                Мне жарко! Тёмная вода
                Жар охладит!
                2011г.
  «Герника» П. Пикассо
                По легенде, фашисты спросили художника: "Этот ужас создали Вы?" Пабло Пикассо ответил: " Нет, это вы сделали, а я только изобразил". Странно, но сих пор существует фашизм в психологических взаимоотношениях людей друг с другом и с миром.

                Герника — это взорванный мозг.
                Душа распалась на части.
                Герника — это упавший мост.
                Это моё несчастье.
                Это фрагменты счастливых дней.
                Это мой белый страх.
                Трупы желаний и лошадей
                И разорванный флаг.
                Герника — ужас небытия,
                Бывшего жизнью, да?
                Герника — символ вторжения,
                Смятение и беда.
                Герника — то, что не склеешь вновь.
                Невозможно собрать.
                Герникой стала моя любовь.
                Думаете: терять —
                Это легко? Можно снова жить?
                Творить, сочинять, играть?
                Головы новые закружить,
                Лучше ещё стать?
                Может, и можно, ведь расцвела
                После налётов вновь
                Герника. Вся в крови была.
                В землю ушла кровь.
                В землю ушла — родились цветы.
                Лишь на картине, там ,
                Просто фрагменты тел и мечты
                Разрублены пополам.
                2010г. 
 По картине Василия Нестеренко «Непокорённый»
     Вот воин-победитель среди льда.
     Жизнь отстоял, но больше он не нужен.
     От равнодушья новая беда,
     Как пережить ему людскую стужу?
     Как уцелеть в холодный этот век?
     Ни пули не убили, ни страданья,
     Ни смерти страх. Всё вынес человек,
     Но холодом дохнуло мирозданье...
     Тот холод, словно новая война,
     Нейтронной бомбы незаметный след...
     Незримо истребит людей она,
     Коль равнодушию  не скажут: "Нет!"
     А воин: "Даже льды удастся мне
     Любовью к людям растопить к весне".
К картине А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», или Гипотетический монолог Иисуса Христа
— О, Магдалина! Покровы мои не тронь!
Не прикасайся, нужна мне сила!
Скоро я буду весь, как огонь,
В небо летящий. Ты полюбила…
Знай, Магдалина! На небесах
Ждёт тебя воскрешенье.
Вижу надежду в твоих глазах.
Я есть твоё спасенье!
Знай, Магдалина! Тебе суждено
Тайны поведать людям,
Чтобы не жили они грешно.
После мы вместе будем.
О, Магдалина! Покровы мои не тронь!
Даже невидимый буду рядом.
Чувствую я: пробуждается кровь,
Быть одному мне сегодня надо.
                7 января 2018 г.
К картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина»
О, Мария Магдалина!
Подняла глаза ты к небу.
Ждёшь любимого Иисуса.
Вдруг вернётся он с небес!
Ты  в своей тоске безумной
Безучастна даже к хлебу.
И тревожна вся природа:
Бог исчез!
В чём же каешься ты?
В чувствах,
В жажде жизни беспредельной
Иль в унынии глубоком?
Расскажи!
Может, стало в этом мире
Бесконечно одиноко,
И гроза тебе рисует миражи?
Все в душе проснулись бури,
Небесам важней смиренье. Это знай.
И Марию Магдалину
Сны земные обманули,
Но приснится в снах небесных
Светлый рай.
2018 г.
По картине Пьетро да Кортона «Возвращение Агари»
                Возвращенье Агари домой
                Из таинственной знойной дали.
                А ты помнишь ли, милый мой,
                Возвращенье этой Агари?
                Златовлаской сидит жена,
                У Агари волос цвет чёрный,
                И любима ещё она.
                У жены, увы, вид покорный.
                Иудейский горький сюжет...
                А какие дивные краски!
                От жены - золотистый цвет
                Над Агарью ангела ласки.
                У мужчин бывает мечта,
                Чтоб всех жён и наложниц рядом
                Усадить, сдружить. Красота!
                Всем щербет, а не чашу с ядом...
                2012г.
У картины Ге «Пётр 1 допрашивает царевича Алексея»
                Николай Николаевич Ге
                Спрятал нож у Петра в сапоге!
                В. Бояринов
                У этой картины я всегда вспоминаю психологическую версию Мережковского, по которой отношения царя с сыном не сложились, так как он напоминал первую нелюбимую жену.
                автор

                Царевич Алексей был нелюбим,
                Ведь он напоминал не о любви,
                И, словно злобным бесом одержим,
                В нём Пётр не узнавал черты свои.
                Как только взглянет - вспоминал жену.
                (Такую дуру больше не сыскать!).
                Всю отравила царскую весну!
                Её ведь мало в монастырь сослать!
                Бывало, что ни скажет - всё не так!
                Зачем дан глупой женщине язык?
                И сын родился, кровный тихий враг...)
                Подвохи видеть всюду царь привык!
                А сын? Он так хотел любви отца!
                Встречал один лишь недовольный вид.
                Вот так ожесточаются сердца!
                Вот так душа о ближнем не болит!
                Так гнев встаёт волною штормовой,
                Готовой даже камень сокрушить,
                Но камень не разрушится водой,
                Он лишь сорвётся в море, может быть.
                И Пётр был камень. Камень на пути,
                Что не убрать, не сжечь, не обойти,
                И о него разбилась, как волна,
                Душа, обид, дерзаний, грёз полна.
                Не понял человека человек,
                То был жестокий, кровожадный век.
                И сын второй до царства не дожил.
                Увы, наверно, много Пётр грешил,
                Раз дар любви во гневе отнял Бог.
                Отец и сын! Какой у Вас итог?
                2000г.

К картине И. Босха «Корабль дураков»
Корабль дураков никуда не плывёт:
Попутного ветра нет.
Но ветер, увы, он сам не придёт!
Забыться хотят от бед:
Играют на лютне, что-то едят
 И песни громко поют,
А сверху глазища совы глядят:
Все дураки умрут.
Подумать бы им о своей душе,
О Боге, об их грехах.
Но нет ведь мозгов от вина уже,
А курица есть в руках.
Им кажется вечностью краткий миг
Дурацких людских утех,
И только лишь шут, что смешить привык,
Впервые вспомнил про грех.
Корабль дураков никуда не плывёт:
Нет ветра для парусов,
А ветер, он просто так не придёт
С божественных облаков!
                2014 г.
Диалог у картин Н. Сафронова
— Вот женщина с кошачьей головой.
В Чернобыле, наверно, рождена.
Чудовище красиво! Боже мой!
Людей иль мышек кушает она?
А, может быть, и мышек, и людей...
Не дай Господь, увидеться мне с ней!
— Стоп, стоп, стоп, стоп, мой друг, ведь это знать!
А знать порою может денег дать.
К тому ж, у нас у всех, ты мне поверь,
На самом деле головы зверей.
Они лишь скрыты временно от глаз.
Поверь, что в каждом дремлет зверь сейчас.
Вот у меня тигрицы голова,
А тебя, мой друг, быть может, льва…
Художник зрит, чего не видит глаз.
Рисует сущность каждого из нас.
                2017 г.
Утренний взгляд на картину С. Дали « Постоянство памяти»
                Свернулось время на листах
                Душою умерших событий.
                Они воскреснут в наших снах,
                В сияньи радужных открытий.
                В том измерении ином,
                Всё живо, движется, играет,
                Мы возвращенья чуда ждём.
                Прекрасный миг с листа стекает
                Росинкой светлою, а здесь
                Всё неподвижно, время встало,
                И мир уже не нужен весь,
                Кумир, что сброшен с пьедестала...
                Здесь в каждом наслажденье яд!
                Лишь сон и память жизнь хранят.
                2011г.
             
            Новый вариант один
Лист изогнулся — временем стал,
Листик подняли на пьедестал.
Время застыло — время течёт.
В вечности длится круговорот.
А Сальвадор отрастил усы.
Больше не смотрит он на часы,
В сырном кусочке видит себя,
Ах, почему мы живём, скорбя?
Время повсюду: и на столе,
И на руке, и на ветле.
Сон избавляет нас от забот
И наслаждение всем нам несёт.
Спите, увидите вы во сне
Рай, что пригрезился ныне мне!
                2017 г.
                Новый вариант два
Листьями с циферблатом орудия пытки застыли.
Только проснёшься и времени станешь рабом.
В вечность хочу растянуть я с утра миг блаженства
И улыбаюсь во сне, ведь ещё я свободен. ( !!!)
К картине В. Максимова «Всё в прошлом»
               Всё в прошлом! Будущего нет!
               Ну что ж, закрой глаза.
               Лицо ласкает солнца свет.
               Красива стрекоза
               Из детства. Солнце над прудом,
               Палящий летний зной,
               Купанье, а потом, потом
               Растёшь. Твой муж был злой.
               Бал. Платья —  яркие цветы.
               Восторги бытия...
               Танцуем вместе я и ты,
               И кружится земля.
               У дальней речки выстрел вдруг.
               Чужая там дуэль.
               О сколько низости вокруг!
               Всё оплетает хмель...
               Ты погрузилась в царство снов.
               Там есть веретено
               И нет несчастных жалких слов.
               И там давным-давно
               "Заснул весь двор, заснул весь сад,
               Царица, слуги, царь."
               Стрекозы на листочках спят,
               И ты заснёшь, как встарь.
               Лишь пчёлы средь цветов жужжат
               Среди лучей златых.
               Они летят до царских врат.
               Разбудит ли жених
               Небесный в светлых облаках?
               Душа почти в иных мирах...
               Всё в прошлом? Нет, конечно, нет!
               О будущем вещает свет!
                2010 г.   
  К картине Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин»
                Два клоуна. Один был весельчак,
                Смешил остротами. Другой — слезами.
                Один напоминал родной очаг.
                Другой — метель, царящую меж нами.
                Один был строен, а другой хромал.
                Над хромотою люди хохотали.
                Успех был в цирке или же провал,
                Но  в жизни их обоих отвергали.
                Соперники! Теперь они друзья,
                Им друг за друга надобно держаться.
                Здесь, посмеялась бы, конечно, я,
                Но разучилась что-то вот смеяться.
                Когда-то оба были всем нужны,
                Как Солнце и луна, огонь и снег.
                Отвергнутые люди все смешны
                Иль жалки, но значителен навек
                Тот, кого гений вдруг изобразил,
                Ни краски не жалея. ни чернил,
                Путь в вечность даровал вдруг непростой.
                Для них цветные тени мы с тобой!

                2010г.
 Открытие Клода Моне
В циклах картин К. Моне показано, что один и тот же предмет в разное время суток имеет свой цвет.
Стог сена в Живерни — хамелеон.
Поверьте: утром скромно-розоватый,
А в полдень золотом напомнит он
Сокровища царей и их палаты.
Когда же вечер близится, и дым —
Сиреневое облако в тумане.
И то, что надо виделось нам золотым,
Теперь вдруг серебром прохладным манит.
Стог ночью пепла серого горой
Под лунным светом горбится уста
Как жаль, что сей сюжет —  сюжет чужой.
Был Клод Моне, с открытьем опоздала,
Но у меня есть свой чудесный сон:
В Крыму далёком - мыс Хамелеон.
Он в сутки сотню раз меняет цвет.
Вот только жаль, что Клода с кистью нет!
                2014 г.
  5 хокку к картинам Клода Моне
                1 К картине "Белые кувшинки"

                Пуст мост свиданий.
                Цветут кувшинки в пруду.
                Век, словно миг, здесь.

                2 К картине "Здание парламента в Лондоне. Эффект тумана"               
                Туман над рекой.
                Замок воздушный в нём...
                Плыть ли к мечте мне?
               
                3 К картине "Здание парламента в Лондоне. Закат"

                Ночь. Чёрен замок.
                Закат обнимет его.
                Пепел страстей. Дым.

                4  К картине "Руанский собор в полдень"
               
                В полдень собор здесь.
                Солнцем он озарён весь.
                Вот дух святой — свет!

                5   К картине "Терраса в Сент —Андрес"
   
                Вот даль морская.
                Весь день смотрю я на флот.
                Память любви здесь. 

  С сочувствием к Полю Элюару

               
  «…Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз…» С. Дали о портрете П. Элюара.
(жену, а не "одну из муз") поправка автора
         
 «Нарисуй мой портрет, Дали.
Ты похитил Музу мою.
Уж зовут меня журавли:
«Твоё место с нами в раю».
Нарисуй меня хорошо,
Гениально, на все века.
Век любви моей отошёл.
Улетит душа в облака.
Скажут: "Бедный Поль Элюар!
Пережил он страстей пожар
И  пережил жестокий развод.
Но ему ещё повезёт», —
Говорил так Поль Элюар,
И портрет получил он в дар,
О! Жалел поэта весь свет,
Всяк, кто видел этот портрет!
                2016 г.
На выставке К. Коровина
Много картин К. Коровин посвящено сюжетам жизни русского севера.   
                автор            
                Вот полотно — "Охота на моржей".
                Из лета в зиму ты перенесись.
                От вида льдин прохладно нам уже.
                Кого жалеть? Кто отнимет жизнь,
                Чтоб жить? Иль всё-таки моржей?
                Так беззащитны, хоть и бивни есть!
                Живут любовной жизнью  все своей,
                Не ожидая, что вдруг сталь или жесть
                Вонзится в тело. Будет след глубок.
                Идёт помор с копьём наперевес.
                Сюжет так дик и страшен и далёк!
                Морж на картине жив. Он не исчез!
                Быть может, сжалится над ним помор
                И смертный вдруг отменит приговор...
               
Образ состояния на картине Д. Г. Россетти «Прозерпина»

Прозерпины печаль, отрешённость от мира,
Ведь любимый там, под землёй,
А любовь — это тайная сила,
Это жребий наш роковой.
Прозерпины гранат,
Что очищен, но всё же
Не надкушен (муж, подожди),
И цепляется плющ:
Он ведь жить хочет тоже…
Что же Душу ждёт впереди?
И зачем этот свет, такой яркий и нежный;
И зачем та подземная тьма;
И зачем эти губы женщины грешной
Соблазняют, сводят с ума?
                2013 г.
По картине А. Куинджи «Осень»
                Осень, как бабочки, листья летают,
                Жёлтые, красные, тени и свет.
                Тихо деревья их собирают.
                Древо —  из бабочек ярких букет!
                Тёмной змеёю речка искрится,
                В ней отразился павлиний глаз.
                Бабочкой синей небо глядится:
                Видимо, праздник в природе сейчас!
                Бабочки блёклые на дороге...
                Трепет последний крыльев сухих,
                Их поднимают светлые боги
                И воскрешают в мирах иных.
                Бабочки — души: всюду летают,
                Кружится, кружится хоровод.
                " Осень " Куинджи напоминает
                Душ разноцветных, ярких полёт.
                2010 г.      
               




   
            


      
               
               
            


Рецензии