0. 3 Семь дней Творения
В Библии слово подобие (демут) обозначает сходство, а слово образ (цэлем) – изображение. Человек может иметь сходство с Богом и в способности мыслить, и в способности чувствовать, и в способности творить, и в наличии свободной воли, но самым, пожалуй, уникальным является сходство в устроении.
Никого, кроме человека, Бог не создал трехчастным (или троичным), и никого, кроме человека, Он не сотворил по подобию Своему. Поэтому можно предположить, что подобие трехчастного человека Триединому Богу заключается в его троичном устроении:
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь" (2Кор.13:13);
"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28:19);
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23);
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт.5:1);
"[языком своим] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9).
***
В Ветхом Завете есть стих, говорящий об образовании Богом человеческого духа:
"Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит" (Зах.12:1).
В этом стихе образование человеческого духа поставлено в один ряд с сотворением неба и земли, что указывает на то, сколь высокое значение придает Творец этому уникальному органу…
Но словом "дух" (с маленькой буквы) в Библии называется не только сотворенный орган. Этим же словом называется и новая личность – дух человеческий, рожденный от Духа Божьего:
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
Быть рожденным от Бога и быть сотворенным Им – это не одно и то же. В стихе Зах.12:1 говорится о человеческом духе как сотворенном органе. Этот орган, как и все, что было когда-то сотворено, не вечен. Но в беседе с Никодимом Иисус Христос говорил о человеческом духе как личности, рожденной от Духа Божьего.
Человек, который родился от Бога, то есть от воды и Духа, является семенем Авраама, новым человеком и сыном Божьим:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос" (Гал.3:16);
"все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса… вы семя Авраамово" (Гал.3:26-29).
Так как новый человек рожден от Бога, он имеет в себе семя Бога, то есть вечную несотворенную божественную жизнь зоэ. Поэтому новый человек не грешит:
"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1Ин.3:9).
Тот факт, что Адам, находясь в Едемском саду, согрешил, подтверждает, что он не был рожден от Бога.
Когда Адам поверил в Евангелие, его духовные глаза открылись, он родился свыше и стал душой живой. Своим возрожденным духом Адам начал видеть духовный мир и общаться с невидимым Творцом:
"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (Еф.6:18).
Но рождение свыше не дает верующим вечную жизнь (зоэ). Чтобы получить вечную жизнь, Адаму надо было вкусить от дерева жизни, чего он, живя в раю, не сделал:
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт.3:22,23).
***
Библия называет первого человека Адама образом будущего:
"смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего" (Рим.5:14).
Поэтому можно предположить, что первый Адам в Библии является прообразом не только последнего Адама Иисуса Христа, но также и каждого христианина, который после принятия верой Евангелия (Божьего дыхания жизни) родился свыше и стал для Бога душой живой (нэфэш хая).
После крещения по вере христианин рождается свыше. Получив прощение грехов, он испытывает огромное облегчения, а после получения дара Святого Духа его душа наполняется неведомой прежде радостью:
"Дух Святый сошел на евнуха… и продолжал путь, радуясь" (Деян.8:39);
"Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим.14:17);
"Возврати мне радость спасения Твоего" (Пс.50:14);
"Всегда радуйтесь" (1Фесс.5:16).
Но чтобы наследовать вечную жизнь одного только покаяния и крещения недостаточно:
"кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:25);
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть" (Ин.3:5);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).
***
Пока человек не знает истинного Бога, его дух мертв. Сам он в это время является мертвым для Бога (является, можно сказать, "душею неживою"):
"Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:19).
Чтобы мертвый дух в человеке ожил и начал функционировать, он должен поверить в Бога. Чтобы поверить в Бога надо обязательно услышать Евангелие – Благую Весть о воплощении, жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа:
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим.1:16).
После уверования в Евангелие духовные глаза человека открываются и его душа оживает:
"вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7);
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5).
Божьим дыханием жизни (нишмат хаим), которое Бог вдувает в ноздри духовно мертвого человека, являются слова Евангелия. Эти слова Бог говорит душам грешников через Своих служителей:
"Слова (рема), которые говорю Я вам, суть дух (пневма) и жизнь (зоэ)" (Ин.6:63).
Разумеется, слова Христа в стихе Ин.6:63 несут в себе не биологическую жизнь биос, а духовную жизнь зоэ.
(?) Как именно происходит оживление духовно мертвого грешника?
Изначально любой человек – это безжизненный прах, который не знает Бога, не знает себя, не знает окружающий мир и не понимает, для чего он в этом мире живет. Знает только, что однажды его земная жизнь кончится:
=============
"Жизнь – канитель… – философствовал я, шлепая по грязи и пошатываясь. – Пустое, бесцветное прозябание… мираж… Дни идут за днями, годы за годами, а ты всё такая же скотина, как и был… Пройдут еще годы, и ты останешься всё тем же Иваном Ивановичем, выпивающим, закусывающим, спящим… В конце концов закопают тебя, болвана, в могилу, поедят на твой счет поминальных блинов и скажут: хороший был человек, но жалко, подлец, мало денег оставил!.."
(А. П. Чехов, "Ночь на кладбище")
=============
Оживить такого духовно мертвого человека может только одно – вера в Евангелие:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16);
"нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12).
Если грешник, услышав Евангелие, отреагирует на него адекватно, то есть, если он поверит в Иисуса Христа, покается и крестится, у него начнут открываться духовные глаза. В это время его мертвый дух оживет, он родится свыше и постепенно начнет понимать значение библейских текстов.
Но рождение свыше – это не конечная цель для человека. Рождение свыше – это только начало христианского пути, только выход на старт. Финишем же должно стать преобразование души в образ Христа:
"И сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт.1:27);
"я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос" (Гал.4:19);
"бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (1Кор.9:24).
Преобразование души по образу Создателя начнется после того, как верующий пройдет через пустыню испытаний и станет новым человеком во Христе Иисусе. А если верующий после крещения не последует за Святым Духом в пустыню, если он не будет стремиться к тому, чтобы получить награду от Бога, тогда он потеряет и то, что имеет:
"Когда нечистый дух выйдет из человека [после того как человек поверил в Евангелие и крестился], то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым [ибо Христа этот человек не впустил в свое сердце], выметенным и убранным [ибо Кровью Христовой он от своих грехов все-таки очистился]; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф.12:43-45);
"как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3:16);
"Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил… И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин… всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною" (Лук.19:20-27).
***
После уверования в Евангелие и крещения душа грешника рождается свыше. Рождение свыше подобно выходу народа Божьего из земли Египетской, и обозначает оно освобождение души из греховного рабства:
"помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства" (Исх.13:3).
Но после крещения Святой Дух не ведет верующих кратчайшим путем в обетованную землю. После триумфального выхода из земли Египетской Израиль на сорок лет задержался в пустыне испытаний. Там народ Божий мог поклоняться своему Богу, принося Ему жертвы:
"отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему" (Исх.3:18).
Но поклонение Богу в пустыне происходило не в обновлении ума, а по ветхой букве. Бог же желает, чтобы Его богоизбранный народ служил Ему духом:
"мы освободились от него [от закона], чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим.7:6);
"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6);
"истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин.4:23).
Чтобы стать истинным поклонником Богу, верующему надо не только родиться свыше, выйдя из мира (из земли Египетской), но также родиться от воды и Духа, сораспявшись Христу:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:19,20).
Рожденный свыше Адам перстный – это подобие Божье, демут (Быт.2:7, Быт.5:1,2).
Рожденный от воды и Духа Адам небесный – это образ Божий, цэлем (Быт.1:27).
Первый Адам – это плоть, последний Адам – это дух:
"первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба… как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49);
"конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим.10:4).
О сотворении этих двух Адамов: первого и последнего, перстного и небесного – говорится в первой и второй главах Книги Бытия…
***
(?) Сегодня наука располагает сведениями, что древние люди (напр., неандертальцы) жили на нашей планете еще полмиллиона лет назад. Почему Библия ничего не говорит об этих древнейших людях?..
Из Библии известно, что все на свете создано Христом и для Христа:
"ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано" (Кол.1:16).
Однако в Библии также сказано, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22:32). Поэтому Библия говорит прежде всего о людях веры, которые имеют живое общение с Творцом:
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5);
"Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их" (Ин.10:27).
Люди же первобытные, имея жизнь биологическую (биос), вряд ли могли иметь живую веру в истинного Бога. А согласно Библии неверующие в Бога люди являются мертвыми для Него, и Творец неба и земли не может быть их Богом по определению:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).
Поэтому Библия и не описывает жизнь первобытных людей в каменном веке…
=============
"Когда бытие человека не наполнено Богом, оно не наполнено и жизнью: оно сродни безысходной, мертвящей пустоте.
Все суть пустота, вакуум, если не наполнено Богом".
(Николай Сербский, "Мысли о добре и зле")
=============
***
Грешнику сегодня, чтобы стать живым для Бога, надо поверить в Евангелие, покаяться и креститься во Христа. После этого он получит по благодати дар Святого Духа:
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38);
"если не покаетесь, все так же погибнете" (Лук.13:4,5).
Для покаявшегося грешника получение дара Святого Духа является, можно сказать, свидетельством о рождении свыше:
"слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа" (Деян.10:46,47);
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3-5).
Но на втором этапе верующему, чтобы царствовать в жизни посредством Иисуса Христа, надо родиться от воды Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5).
Рождению от воды и Духа, согласно Библии, предшествует переживания креста:
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).
Брат Уитнесс Ли учил:
"неверующий человек должен поверить во Христа, а верующий человек должен жить Христа".
Жить Христа – это значит не свои планы реализовывать в своей земной жизни, а планы Божьи.
=============
"– …Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
– Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
– Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой завтрашний день?.."
(Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита")
=============
Волю Творца верующие должны исполнять не силой своего падшего естества, не природными способностями ветхого человека, а силой Божьей:
"Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним" (Лев.10:1,2);
"И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1Кор.2:1-8).
***
О том, что переживанию жизни предшествует переживание смерти, предупреждал Своих учеников Иисус Христос:
"Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:24,25).
Этапы Божьего спасения: покаяние, крещение, сораспятие, совоскресение – наглядно демонстрирует библейская история Израиля:
"Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:11).
История Израиля, можно сказать, изображает картину христианского спасения: совершив Пасху, из земли Египетской выходит ветхий человек в Адаме, в пустыне он умирает, а в обетованную землю под водительством нового вождя: не буквы, а духа – входит новый человек во Христе, который есть не плоть, а дух:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
Слово Божье просвещает ум и сердце человека, помогает ему переосмыслить проживаемую им жизнь:
"Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1Ин.5:20).
=============
Сказочной и беззаботной жизнь нам казалась вчера,
Брались за дело охотно, громко кричали: «Ура!»
Долго вслепую шагали, сами не зная, куда.
Господа мы отвергали, жили, не зная стыда.
Отче наш, Ты нас за это прости –
Разные в жизни бывают пути.
Отче наш, Слава Тебе и хвала,
Без Тебя нет ни любви, ни тепла.
Все кумачом обмотали, вешали звезды на грудь,
Храмы с землею ровняли – это и был «светлый путь».
Время залечит все раны, время рассудит всех нас,
Знаем, что поздно иль рано Божий услышим мы глас.
Отче наш, Ты нас за это прости –
Разные в жизни бывают пути.
Отче наш, Слава Тебе и хвала,
Без Тебя нет ни любви, ни тепла.
Тихо склоняю колени – не потому, что устал,
А потому, что прощенье буду просить у Христа.
Руки к груди прижимаю и закрываю глаза –
Все, что мне в жизни мешает, я отправляю назад.
Отче наш, Ты нас за это прости –
Разные в жизни бывают пути.
Отче наш, Слава Тебе и хвала,
Без Тебя нет ни любви, ни тепла.
=============
Поверив в Евангелие, в Благую Весть о Христе, грешник должен покаяться и креститься:
"продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его" (Деян.8:36-38).
Через крещение верующий вступает в Завет с Богом и получает от Него прощение грехов, оправдание, примирение и дар Святого Духа (Деян.2:38). Это становится для него рождением свыше (духовным прозрением). Но так как рождение свыше не является конечной целью Божьего домостроительства, Святой Дух после крещения ведет верующего в пустыню испытаний, где от Божьего Духа в его душе должен родиться новый человек, новая вера – не плотская, подзаконная, а духовная, подблагодатная:
"В нем [в благовествовании Христовом] открывается правда Божия от веры в веру" (Рим.1:17);
"вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6:14).
Когда рожденные от Духа дети Божьи живут верой и поступают по духу, их сосуды (сердца) наполняются священным елеем – смирением, богопознанием и любовью, а души освящаются, то есть преобразуются в образ Христа:
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22,23);
"Мудрые… взяли масла в сосудах своих" (Мф.25:4);
"любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:5);
"не говорите лжи… совлекшись ветхого человека… и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10);
"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ" (2Кор.3:18);
"сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт.1:27).
=============
"…Оправдание без освящения вовсе не было бы спасением. Оно бы объявило прокаженного чистым и оставило бы его умереть от своей болезни; оно бы простило мятежника и разрешило бы мятежнику остаться врагом своего царя…"
(Ч. Сперджен, "Благодатью вы спасены")
=============
Без освящения вера у человека начальная, плотская и подзаконная. После покаяния и крещения грешник хотя и рождается свыше, но продолжает оставаться ветхим человеком в Адаме, потому что духовные дары не делают людей новым Творением во Христе Иисусе:
"я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке" (1Кор.14:18,19);
"Рожденное от плоти есть плоть" (Ин.3:6а).
Только рождение от воды и Духа, которое является результатом сораспятия со Христом и совоскресения в Нем, дает верующим новую подблагодатную веру и делает их Божьими детьми, то есть новым Творением во Христе Иисусе:
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"в Нем вы и совоскресли" (Кол.2:12);
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6б);
"Женщина говорит Ему… Отцы наши [отцы - это ветхий человек в Адаме] поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев [которым "вверено слово Божие" (Рим.3:2)]. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:19-24).
***
Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит:
"один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф.4:5).
(?) Не является ли учение о двух верах: подзаконной и подблагодатной – "прибавлением" к тому, что написано в Священном Писании?
"И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Откр.22:18,19).
Действительно, в Библии нет термина "вера подзаконная" или "вера подблагодатная", но в ней говорится о верующих, которые состоят или под законом, или под благодатью:
"вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6:14);
"те, которые под законом согрешили, по закону осудятся" (Рим.2:12);
"Если же вы духом водитесь, то вы не под законом" (Гал.5:18).
Библия определяет христианскую веру как уверенность в невидимом, но эта вера должна возрастать:
"открывается правда Божия от веры в веру" (Рим.1:17);
"возрастает вера ваша" (Фесс.1:3);
"найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Фил.3:9);
"ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим.3:21-24).
Верующий может жить или в Уре Халдейском, или в земле Египетской, или в религиозной пустыне, или в земле Ханаанской, и место его жительства определяется только его верой:
"Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние" (Евр.11:24-26);
"Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку" (Быт.13:10,11);
"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог" (Евр.11:8-10).
Бог желает привести Свой народ в Ханаанскую землю, которая символизирует воскресшего Христа:
"если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне" (Евр.4:8).
Ветхозаветный Израиль, конечно, имел веру в истинного Бога, но его вера была подзаконная. Поэтому, когда к ним пришел обещанный Мессия, о котором говорили Моисей и пророки, евреи Его не приняли:
"Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте" (Втор.18:15);
"Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины" (Дан.9:25);
"Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин.1:11).
Чтобы верующим жить в земле обетованной и поклоняться Богу в духе и истине, им надо пребывать не под законом, а под благодатью. Но для этого они должны, подобно Моисею, "прийти в возраст" и стать духовными воинами:
"исчислите все общество сынов Израилевых… от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля" (Чис.1:2,3);
"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские" (1Кор.3:1-3).
=============
"…подзаконная вера – это благодать, но вера подблагодатная – это благодать на благодать. Есть Анна, есть Мария. Имя Анна означает "благодать", а имя Мария – "возвышенная", двойная благодать".
(Священник Олег Ведмеденко)
=============
***
Иисус Христос говорил народу об Иоанне Крестителе:
"Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф.11:11).
(?) Почему меньший в Царстве Небесном больше Иоанна Крестителя?
Можно предположить, что Иоанн Креститель олицетворяет тех ветхозаветных праведников, которые имели подзаконную веру и ожидали Пришествия Мессии. Но эти святые не имели в своем сердце Духа Иисуса Христа, Который обитал в Данииле, Иосифе, Моисее, Иисусе Навине, а также в пророках, пророчествовавших о Христе и предсказывавших наступление домостроительного периода благодати, когда верующие будут поклоняться Богу в духе и истине:
"К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1Пет.1:10,11);
"Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете… Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете" (Ин.1:6-8);
"Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Лук.7:19).
Подзаконную веру имеют те из "рожденных женами", кто родился свыше:
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).
Но чтобы царствовать в жизни посредством Иисуса Христа, надо иметь веру подблагодатную. Ее имеют те из "рожденных свыше", кто родился от воды и Духа:
"Вы - свет мира" (Мф.5:14).
Для рождения свыше нужна вера в Евангелие, а для рождения от воды и Духа надо иметь переживание сораспятия со Христом и совоскресения в Нем:
"Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:24,25);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24);
"Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол.2:12).
Свидетельство о публикации №123080201043