0. 3 Семь дней Творения

0.3 Божий план

В Библии слово подобие (демут) обозначает сходство, а слово образ (цэлем) – изображение. Человек может иметь сходство с Богом и в способности мыслить, и в способности чувствовать, и в способности творить, и в наличии свободной воли, но самым, пожалуй, уникальным является сходство в устроении.

Никого, кроме человека, Бог не сотворил трехчастным (троичным), и никого, кроме человека, Он не сотворил по подобию Своему. Поэтому можно предположить, что подобие трехчастного человека Триединому Богу заключается в его троичном устроении:
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь." (2Кор.13:13);
"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28:19);
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23);
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт.5:1);
"[языком своим] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9).

***

В Ветхом Завете есть стих, говорящий об образовании Богом человеческого духа:
"Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит" (Зах.12:1).

В этом стихе образование человеческого духа поставлено в один ряд с сотворением неба и земли, что может указывать на то, сколь высокое значение придает Творец этому уникальному органу…

Но словом "дух" (с маленькой буквы) в Библии называется не только сотворенный орган. Этим же словом называется и новая личность – дух человеческий, рожденный от Духа Божьего.

Быть рожденным от Бога и быть сотворенным Им – это не одно и то же. В стихе Зах.12:1 сказано о человеческом духе как сотворенном органе. Этот орган, как и все сотворенное, не вечен. Но в стихе Ин.3:6 Иисус Христос, беседуя с Никодимом, сказал о человеческом духе как новой личности, рожденной от Духа Божьего:
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).

Дух, рожденный от Бога, является новым человеком, который есть семя Авраама (сын Авраама):
"Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос" (Гал.3:16);
"все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса… вы семя Авраамово" (Гал.3:26-29).

Так как новый человек рожден от Бога, он имеет в себе семя Бога, то есть вечную несотворенную божественную жизнь зоэ. Поэтому новый человек не грешит:
"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1Ин.3:9).

Тот факт, что Адам, живя в Едемском саду, согрешил, подтверждает, что он не был рожден от Бога.

Когда Адам поверил в Евангелие, его духовные глаза открылись, он родился свыше и стал душой живой. Своим возрожденным духом Адам видел духовный мир и общался с невидимым Богом:
"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (Еф.6:18).

Но рождение свыше не дает человеку вечную жизнь (зоэ). Чтобы получить вечную жизнь, Адаму надо было вкусить от дерева жизни, но он, живя в раю, этого не сделал:
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт.3:22).

***

Библия называет первого человека Адама образом будущего:
"смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего" (Рим.5:14).

Поэтому можно предположить, что библейский Адам является образом не только последнего Адама Иисуса Христа, но также и каждого христианина, который после принятия верой Евангелия (Божьего дыхания жизни) рождается свыше и становится для Бога душой живой (нэфэш хая).

После крещения по вере христианин рождается свыше. В это время он получает от Бога по благодати прощение грехов, оправдание, примирение и дар Святого Духа. От этого душа испытывает огромное облегчение и радость:
"Дух Святый сошел на евнуха… и продолжал путь, радуясь" (Деян.8:39);
"Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим.14:17);
"Возврати мне радость спасения Твоего" (Пс.50:14);
"Всегда радуйтесь" (1Фесс.5:16).

Но чтобы наследовать вечную жизнь одного только покаяния недостаточно:
"кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:25);
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:5,6);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).

***

Когда человек не знает Бога, его дух мертв. Сам он в это время является мертвым для Бога (является, можно сказать, "душею неживою"):
"Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа"
(Иуд.1:19).

Чтобы дух человека начал функционировать, он должен поверить в Бога, а для этого надо услышать Евангелие – Благую Весть о спасении в Иисусе Христе:
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим.1:16).

После уверования в Евангелие духовные глаза человека открываются, а душа оживает:
"вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7);
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5).

Божьим дыханием жизни (нишмат хаим), которое Бог вдувает в ноздри духовно мертвого человека, являются слова божественной истины, которые Он говорит душе человека через Своих служителей:
"В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин.1:1-4);
"Слова (рема), которые говорю Я вам, суть дух (пневма) и жизнь (зоэ)" (Ин.6:63).

Разумеется, слова Христа в стихе Ин.6:63 несут в себе не биологическую жизнь биос, но они оживляют людей духовно.

(?) Как именно происходит оживление духовно мертвого грешника?

Изначально любой человек – это безжизненный прах, который не знает Бога, не знает себя, не знает окружающий мир и не понимает, для чего он в этом мире живет. Знает только, что однажды его земная жизнь закончится:

=============
"Жизнь – канитель… – философствовал я, шлепая по грязи и пошатываясь. – Пустое, бесцветное прозябание… мираж… Дни идут за днями, годы за годами, а ты всё такая же скотина, как и был… Пройдут еще годы, и ты останешься всё тем же Иваном Ивановичем, выпивающим, закусывающим, спящим… В конце концов закопают тебя, болвана, в могилу, поедят на твой счет поминальных блинов и скажут: хороший был человек, но жалко, подлец, мало денег оставил!.."
(А. П. Чехов, "Ночь на кладбище")
=============

Оживить такого духовно мертвого человека может только одно – вера в Евангелие:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16);
"нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12).

Если грешник адекватно отреагирует на услышанное слово Божье, в нем откроется духовное зрение и он родится заново или свыше (Ин.3:3). В это время его мертвый дух (очи сердца) оживет и он начнет понимать духовные истины.

Но рождение свыше – это не конечная цель для человека. Рождение свыше – это только начало христианского пути, только выход на старт. Финишем же должно будет стать преобразование души в образ Иисуса Христа:
"И сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт.1:27);
"я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос" (Гал.4:19);
"бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (1Кор.9:24).

Преобразование души по образу Создателя начнется после того, как верующий, пройдя через пустыню испытаний, родится от Духа и станет новым Творением во Христе Иисусе. А если душа после крещения не последует за Духом в пустыню, если она не будет стремиться к тому, чтобы получить награду от Бога, она потеряет и то, что имеет:
"Когда нечистый дух выйдет из человека [после того как он поверил в Евангелие и крестился], то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым [ибо Христа этот человек не впустил в свое сердце], выметенным и убранным [ибо Кровью Христовой он от своих грехов все-таки очистился]; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф.12:43-45);
"как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3:16);
"Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил… И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин… всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною" (Лук.19:20-27).

***

После уверования в Евангелие и крещения душа грешника рождается заново (свыше). Рождение свыше подобно выходу народа Божьего из земли Египетской, то есть освобождению души из греховного рабства:
"помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства" (Исх.13:3).

Но после крещения Святой Дух не ведет верующих в обетованную землю прямой дорогой. После триумфального выхода из земли Египетской Израиль на сорок лет задержался в пустыне испытаний.

В пустыне евреи поклонялись истинному Богу, принося Ему жертвы:
"отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему" (Исх.3:18).

Но поклонение Богу в религиозной пустыне происходит не в обновлении ума, а по ветхой букве. Бог же желает, чтобы Его народ служил Ему в обновлении духа:
"мы освободились от него [от закона], чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим.7:6);
"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6);
"истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин.4:23).

Чтобы стать истинными поклонниками Богу, верующим надо не только родиться свыше, но также родиться от Духа, сораспявшись Христу:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:19,20).

Рожденный свыше (от воды) Адам перстный – это подобие Божье, демут (Быт2:7, Быт.5:1,2).
Рожденный от Духа Адам небесный – это образ Божий, цэлем (Быт.1:27).

Первый Адам – это плоть, и он состоит под законом.
Последний Адам – это дух, и Он пребывает под благодатью:
"первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба… как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49);
"конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим.10:4).

О сотворении этих двух Адамов: первого и последнего, перстного и небесного – говорится в первой и второй главах Книги Бытия…

***

(?) Сегодня наука располагает сведениями, что древние люди (напр., неандертальцы) жили на нашей планете еще полмиллиона лет назад. Почему Библия ничего не говорит об этих древнейших людях?..

Из Библии известно, что все на свете создано Христом и для Христа:
"ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано" (Кол.1:16).

Однако в Библии также сказано, что Бог не есть Бог мертвых, но живых. Поэтому Библия говорит прежде всего о людях веры, которые имеют живое общение с Творцом:
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5);
"Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их" (Ин.10:27).

Люди же первобытные, имея жизнь биологическую (биос), вряд ли могли иметь живую веру в истинного Бога. А согласно Библии все неверующие в Бога люди являются мертвыми для Него, и Творец неба и земли не может быть их Богом по определению:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).

Поэтому Библия и не описывает жизнь первобытных людей в каменном веке…

=============
"Когда бытие человека не наполнено Богом, оно не наполнено и жизнью: оно сродни безысходной, мертвящей пустоте.
Все суть пустота, вакуум, если не наполнено Богом".
Николай Сербский, "Мысли о добре и зле")
=============

***

Грешнику сегодня, чтобы стать живым для Бога, надо поверить в Евангелие, покаяться и креститься во Христа. После этого он получит по благодати дар Святого Духа:
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38);
"если не покаетесь, все так же погибнете" (Лук.13:4,5).

Для покаявшегося грешника получение дара Святого Духа является свидетельством о рождении свыше:
"слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа" (Деян.10:46,47);
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3-5).

Но на втором этапе, чтобы царствовать в жизни посредством Иисуса Христа, верующему надо родиться от Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5).

А рождению от Духа, то есть рождению нового человека во Христе Иисусе, предшествует переживания креста:
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).

Брат Уитнесс Ли учил:
"неверующий человек должен поверить во Христа, а верующий человек должен жить Христа".

Жить Христа – это значит не свои планы реализовывать в земной жизни, а планы Божьи.

=============
"– …Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
– Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
– Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой завтрашний день?.."
(Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита")
=============

Волю Творца верующие исполняют не силой своего падшего естества, не природными способностями ветхого человека, а силой Божьей:
"Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним" (Лев.10:1,2);
"И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1Кор.2:1-8).

***

О том, что переживанию жизни (переживанию воскресения) предшествует переживание смерти, предупреждал учеников Иисус Христос:
"Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:24,25).

Христианам сегодня изобретать эти этапы Божьего спасения: покаяние, крещение, сораспятие, совоскресение… – нет необходимости, потому что их наглядно демонстрирует библейская история Израиля. Совершив Пасху, из земли Египетской выходит ветхий человек, в пустыне он умирает, а в обетованную землю под водительством нового вождя: не буквы, а духа – входит рожденный в пустыне новый человек, который есть не плоть, а дух!..

Таким образом, грешнику прежде всего надо поверить в Евангелие. "Ева" означает жизнь, а "ангел" – посланник. "Евангелие" – это послание Бога погибающему человеку, и оно предлагает ему жизнь:
"я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину" (Рим.1:16).

Слова Бога просвещают умы людей, помогая им переосмыслить проживаемую ими жизнь:
"Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1Ин.5:20).

=============
Сказочной и беззаботной жизнь нам казалась вчера,
Брались за дело охотно, громко кричали: «Ура!»
Долго вслепую шагали, сами не зная, куда.
Господа мы отвергали, жили, не зная стыда.
     Отче наш, Ты нас за это прости –
     Разные в жизни бывают пути.
     Отче наш, Слава Тебе и хвала,
     Без Тебя нет ни любви, ни тепла.
Все кумачом обмотали, вешали звезды на грудь,
Храмы с землею ровняли – это и был «светлый путь».
Время залечит все раны, время рассудит всех нас,
Знаем, что поздно иль рано Божий услышим мы глас.
     Отче наш, Ты нас за это прости –
     Разные в жизни бывают пути.
     Отче наш, Слава Тебе и хвала,
     Без Тебя нет ни любви, ни тепла.
Тихо склоняю колени – не потому, что устал,
А потому, что прощенье буду просить у Христа.
Руки к груди прижимаю и закрываю глаза –
Все, что мне в жизни мешает, я отправляю назад.
     Отче наш, Ты нас за это прости –
     Разные в жизни бывают пути.
     Отче наш, Слава Тебе и хвала,
     Без Тебя нет ни любви, ни тепла.
(https://holychords.pro/1642?ysclid=lus6q80g2x498259139)
=============

Поверив в Благую Весть, грешник должен покаяться и креститься:
"продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его" (Деян.8:36-38).

Через крещение человек вступает в Завет с Богом и получает от Него прощение грехов, оправдание, примирение и дар Святого Духа (Деян.2:38). Это становится для него рождением свыше (духовным прозрением). Но так как рождение свыше не является конечной целью Божьего домостроительства, Святой Дух после крещения ведет верующего в пустыню, где от Бога в его душе должен родиться новый человек, должна родиться новая вера – не плотская, подзаконная, а духовная, подблагодатная:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6);
"В нем [в благовествовании] открывается правда Божия от веры в веру" (Рим.1:17);
"вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6:14).

Когда рожденные от Духа дети Божьи живут верой, пребывают под благодатью и поступают по духу, то есть по вере и согласно Божьей воле, их сосуды (сердца) наполняются священным елеем – смирением, богопознанием и любовью, а их души в это время освящаются, то есть преобразуются в образ Христа:
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22,23);
"Мудрые… взяли масла в сосудах своих" (Мф.25:4);
"любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:5);
"не говорите лжи… совлекшись ветхого человека… и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10);
"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ" (2Кор.3:18);
"сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт.1:27).

=============
"…Оправдание без освящения вовсе не было бы спасением. Оно бы объявило прокаженного чистым и оставило бы его умереть от своей болезни; оно бы простило мятежника и разрешило бы мятежнику остаться врагом своего царя…"
(Ч. Спэржен, "Благодатью вы спасены")
=============

Когда грешник принимает верой Евангелие и крестится, он рождается свыше и получает от Бога дар Святого Духа. Но вера у него в это время еще только начальная – плотская и подзаконная. Даже родившись свыше и получив дар Святого Духа, покаявшийся грешник продолжает оставаться ветхим человеком в Адаме, ибо духовные дары не делают верующих новым Творением во Христе Иисусе:
"я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке" (1Кор.14:18,19);
"Рожденное от плоти есть плоть" (Ин.3:6а).

Только рождение от Духа, которое является результатом сораспятия со Христом и совоскресения в Нем, дает людям новую веру (веру подблагодатную) и делает их Божьими детьми, то есть новым Творением во Христе Иисусе:
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"в Нем вы и совоскресли" (Кол.2:12);
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6б);
"Женщина говорит Ему… Отцы наши [отцы - это ветхий человек в Адаме] поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев [Иудеи здесь символизируют нового человека во Христе Иисусе]. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:19-24).

***

Апостол Павел в Послании к Ефесянам сказал:
"один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф.4:5).
 
(?) Не является ли учение о двух верах: подзаконной и подблагодатной – "прибавлением" к тому, что написано в Священном Писании?
"И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Откр.22:18,19).

Действительно, в Библии нет термина "вера подзаконная" и нет словосочетания "вера подблагодатная", но в ней говорится о верующих, которые состоят или под законом, или под благодатью:
"вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6:14);
"те, которые под законом согрешили, по закону осудятся" (Рим.2:12);
"Если же вы духом водитесь, то вы не под законом" (Гал.5:18).

Библия определяет христианскую веру как уверенность в невидимом, но эта вера должна возрастать:
"открывается правда Божия от веры в веру" (Рим.1:17);
"возрастает вера ваша" (Фесс.1:3).

Человек может жить или в Уре Халдейском, или в земле Египетской, или в религиозной пустыне, или в земле Ханаанской, и его место жительства всегда определяется его верой:
"Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние" (Евр.11:24-26);
"Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку" (Быт.13:10,11);
"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог" (Евр.11:8-10).

Бог желает привести Свой народ в землю Ханаанскую, которая символизирует воскресшего Христа:
"если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне" (Евр.4:8).

Ветхозаветный Израиль, конечно, имел веру в истинного Бога, но его вера была подзаконная. Поэтому, когда к ним пришел обещанный Мессия, о котором пророчествовали Моисей и пророки, Иудеи Его не приняли:
"Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте" (Втор.18:15);
"Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины" (Дан.9:25);
"Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин.1:11).

Чтобы верующим жить в земле обетованной и там поклоняться Богу в духе и истине, им надо пребывать не под законом, а под благодатью. Но для этого они должны, подобно Моисею, "прийти в возраст", чтобы быть духовными воинами:
"исчислите все общество сынов Израилевых… от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля" (Чис.1:2,3);
"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские" (1Кор.3:1-3).

=============
"…подзаконная вера – это благодать, но вера подблагодатная – это благодать на благодать. Есть Анна, есть Мария. Имя Анна означает "благодать", а имя Мария – "возвышенная", двойная благодать".
(Священник Олег Ведмеденко)
=============

***

Иисус Христос говорил народу об Иоанне Крестителе:
"Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф.11:11).

В Библии Иоанн Креститель олицетворяет ветхозаветных праведников, которые имели подзаконную веру и ожидали Пришествие Мессии:
"Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете… Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете" (Ин.1:6-8);
"Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Лук.7:19).

Подзаконную веру имеют те из "рожденных женами", которые родились свыше:
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).

А веру подблагодатную имеют те из "рожденных свыше", которые родились от Духа. Для рождения свыше нужна вера в Евангелие, а для рождения от Духа необходимо переживание креста:
"Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:24,25);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).


Рецензии