Вспоминаю деда вторая верстка
«Два чувства дивно близки нам -
В них сердце обретает пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
А.С. Пушкин
***************
Пролог
Ему сто двадцать (говорю о деде *1).
Про юбилей такой нигде не известят.
В сырой земле он сам, его жена и дети.
Я - младший внук, живой, и мне за 60…
Что можно рассказать о человеке?
Ведь без него так много лет прошло…
Остался он в двадцатом веке,
Меня же в двадцать первый занесло.
Кто жил в те времена хлебнули и немало.
Три революции, две мировых войны,
ОГПУ, ГУЛАГ, и полстраны дрожало…,
Но был Гагарин и полёты до Луны.
В начале века правил царь безвольный,
Затем был Ленин – вождь наш, навсегда живой.
Был сын сапожника, и было очень больно,
Когда страну он поднимал, приняв её с сохой. *2
И был шахтер, не видевший забоя,
Он кукурузою засеял всю страну.
А как не вспомнить здесь четырежды героя,
Ведь без него не выиграли б войну.
Пишу затем, чтобы идущие за нами
Не потерялись средь слепого большинства,
Чтоб никогда их впредь не называли
«иванами, которые не помнили родства».
***************
Пращуры
Мой прадед был по имени Василий,
А брат его Иваном наречён,
Иваном был отец их, отчество ж забыли-
Короткий век у наших собственных имен.
Закон был раньше (не для новых поколений),
Он сохранился в горной, южной стороне:
Коль общий предок был в седьмом колене,
Потомки жили как в одной семье.
У современников традиция иная -
Живут подчас как на чужой земле,
И вся родня для них «вода седьмая»,
«Вода седьмая», да «на киселе».
Наверно, это крайность жизни сытой,
Которая не учит ничему,
Привычка воевать с историей забытой,
И «наступать на те же грабли» самому.
Известно, Русь – страна большая,
Расходятся дороги вдалеке,
И есть теперь у нас родня «чужая»,
Хоть говорим мы на понятном языке.
Казалось бы, нельзя роднее породниться,
Но все растет упреков снежный ком:
Мол, не такое у вас «пиво» с «паляницей»,
И зря назвал Иван Ивана «гусаком»*3
Теперь начнутся пересуды, разговоры,
И каждый нам покажет норов свой. +
Друзья, «оставим эти споры»
Родных «славян между собой». *4
Казачий край за морем, за Байкалом!
Твои я песни за столом пою.
В них Баргузин дул, пошевеливая валом,
И в них «бродягой» я себя осознаю.
В столицах встали храмы «на крови»,
И бесы Отчину от Веры откололи,
А здесь всегда хотели жить в Любви,
Хватало всем Земли и Воли.*5
Царь был в долгу пред праведным народом
И, чтоб земле хозяина найти,
Велел крестьян, приписанных к заводам,
В реестр казачий скопом занести.
Селенье малое (десятка два дворов)
На вырост «Большим Лугом» называлось,
Не многие нашли здесь хлеб и кров –
Уж, больно лямка им тяжёлой показалась.
Земля родила всё, что вызреть успевало
За сотню тёплых, даже жарких дней.
Посадишь раньше - всё бывало вымерзало,
Спасали лес и речка щедростью своей.
Так собирались понемножку
Плоды от потом политой земли,
Да, и была уже в селе картошка,
Что декабристы в ссылку привезли.
В лугах росла трава по пояс.
Косить её - не перекосить…
Здесь воровать не позволяла совесть.
Чтоб взять чужое, нужно попросить.
Так худо-бедно получалось жить,
Не голодать, по крайней мере.
Взамен казак обязан был служить
Царю, Отечеству и Вере.
От тех времён не много к нам дошло
«О доблестях, о подвигах, о славе…»*6
Тогда «служивых» почитало всё село,
И им никто перечить был не вправе.
На стыке прошлых двух веков
Была война большая в Поднебесной.*7
Для современных «знатоков»
Она так и осталась неизвестной.
Её «китайскою» в газетах окрестили,
Ещё «восстанием боксёрским» называли.
Вот и попал на ту войну прадед Василий,
Туда, где хлебом-солью не встречали.
Служил он в Первом Нерченском полку,*8
И был к концу войны урядник старший.
Терял он многих на своём веку,
И съел сполна казённой каши.
Китай в те годы бедной был страной,
Жил впроголодь, всегда ` на грани бунта.
Китайский рынок окунался с головой
В объятья марки, доллара и фунта.
Россия свой имела интерес.
КВЖД, порт Дальний появились.
Как говорят: «За рубль влез -
За два ещё попробуй, вылезь».
И шёл в Китай продукт фабричный.
Он вытеснял товар ручной работы.
Китайцы как народ "привычный"
Терпели новые проблемы и заботы.
Меняли Веру и хозяйственный уклад,
Земли лишались и доходов от извоза,
И возникали: «Кто тут виноват?»,
И «Что же делать?» - два простых вопроса.
Исправить дело пробовала Власть.
Её реформы откровенно провалились,
И тут случилась новая напасть –
В подполье «патриоты» объявились.
«Боксёры» (так их иностранцы называли
За тренировки и «кулачные» бои)
«Отряды справедливости и мира» создавали,*9
Чтоб утвердить в Китае правила свои.
Китайцы эти иностранцев невзлюбили
И христиан из местных с ними заодно.
Настало время - беспорядки охватили
Места, где встать за Веру было суждено.
Писать про ту войну, где не был сам –
Неблагодарная и трудная работа,
И много, много «сказочников» там
Нашли «мирскую славу» Геродота.*10, 11
Войска России и семи союзных стран
(Шести монархий, Франции и Штатов)
Вошли в Китай, спасая христиан,
Миссионеров, коммерсантов, дипломатов.
Война тянулась более двух лет
И не закончилась с падением Пекина.
Никто не знал, что за победой вслед
Их ждёт осада Порт-Артура и Цусима.
Но то была война совсем другая…
На ней казённой каши прадед не поест.
Остались пуля за грудиною шальная,
Да за атаку конную Георгиевский крест.*12
Извлечь ту пулю «эскулапы» не смогли,
И помирать Василий уж собрался,
Но небеса и молодость прадеду помогли,
И страшный пули след зарубцевался.
Прожил с той пулей он еще немало лет.
Считай за двадцать. Он женат был дважды.
Детишек четверо явил на белый свет,
Но неизбежное произошло однажды.
В тот год весной распутица была…
Он через лужу ехал, не разведав брода,
И то ли лошадь, то ль телега подвела –
Упал он в воду на глазах всего народа.
Сказали злые языки, что пьяным был,
И эта тема до сих пор ещё открыта.
По мне, так просто он простыл
И вскоре умер (лекарь скажет – от плеврита).
Про крест Георгиевский повесть такова:
Хранился долго он в семье героя.
До самой смерти берегла его вдова,
Затем несчастья навалилися горою.
Мой дед рассказывал, что в прошлую войну *13
Семья его сестры осталась без коровы,
Был жуткий голод, съели кошку не одну…
Легко судить, когда все сыты и здоровы.
Тогда же крестик поменяли на еду,
Её, наверно, на неделю не хватило.
Я не придумал ничего про ту беду,
И твердо знаю – так оно и было.
Не скажешь прошлому: «Свершись!»
Нельзя придумать прошлое, поверьте.
Я рад, что приоткрылась чья-то жизнь
Меж датами рождения и смерти.
***********************
Дед Леонтий
Жизнь начинается, увы, без репетиций.
Судьба вершиться с чистого листа,
И вечный зов преданий и традиций,
Влечет зачем-то и неведомо куда.
(Продолжение следует)
********************
Примечания
1 - Самодуров Леонтий Васильевич, мой дед по матери, 1903-
1980г.г. 10 января 2023г. ему бы исполнилось 120 лет.
2 – У.Черчилль говорил, что Сталин принял Россию с сохой, а передал с атомной бомбой.
3 – Из анекдота.
-Мыкола, ты ведаешь як клятые москали называют наше пыво? - ??? - Пи-и-и-во.
Про гусака читай у Н.В.Гоголя в повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
4 – А.С.Пушкин « О чём шумите Вы, народные витии?»
5 - «Земля и Воля» - подпольная революционная организация в России 19 века.
6 – стихотворение Александра Блока.
7 – Китай.
8 – Историографию 1-го Нерчинского полка Забайкальского казачьего войска написал офицер штаба полка А.Е.Маковкин. Великолепное издание 1907 года описывает события, произошедшие во время «боксёрского восстания» и Русско-Японской войны. По божьему промыслу сохранились печатные экземпляры книги. Сегодня в Интернете есть её электронные версии.
9 – «боксёры» - самоназвание «ихэтуани» (в переводе - «Отряды справедливости и мира»).
10 – «Sic transit Gloria mundi» или «Так проходит мирская слава» - крылатое выражение на латыни.
11 – Геродот – античный «Отец истории».
12 – В книге А,Е,Маковкина в списке казаков, награждённых знаками отличия Ордена Св. Георгия за бой при селении Эрпадзян 20 июня 1901года, числится старший урядник шестой сотни Самодуров Василий. Это, скорее всего, отец моего деда.
13 – Имеется ввиду Великая Отечественная война, которую в то время так не называли.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №123073003113