Синтаксис и Логика Смысла
«Синтаксис и логика смысла»
Каждый язык мира имеет свой синтаксис. Русский – тоже
Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий формы и типы предложений, виды словосочетаний
Выражаясь простым языком – синтаксис изучает способы объединения слов в словосочетания и предложения, расстановку слов в определённом порядке логической связи.
Основная схема правильного построения предложения , т.е. расстановка слов, в русском языке - подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
Подлежащее – это – субъект, носитель действия.
Сказуемое – действие субъекта
Второстепенные члены – это объект, на который направлено действия каким – то образом, в какое-то время, куда-то, в какое-то место, почему, зачем – образ причины и т.д.
ПРИМЕР:
Дети пошли гурьбой утром в лес за грибами - груздями и лисичками.
дети – подлежащее, деятель, субъект,
пошли – сказуемое, действие субъекта,
все остальные слова – второстепенные члены
Поэтому второстепенные члены так и называются, помните – из школьных уроков по русскому языку –
дети пошли - как? – гурьбой - обстоятельство образа действия,
пошли – когда? – обстоятельство времени действия – утром,
пошли за чем? – за грибами – обстоятельство цели
груздями и лисичками – уточняющее дополнение.
Каждому слову своё место. От правильного порядка слов зависит четкость, ясность, высказанной мысли – смысловая логика сообщения.
Что, к сожалению, очень часто нарушается пишущими, а ещё к большему сожалению – журналистами, компетентных изданий, в том числе – публикаций на сайтах Интернета.
Ну, вот, например, как встретилось ныне мне одно предложение в статье о вспышках на солнце:
«Если она происходит вблизи центра обращенного к Земле солнечного диска, то может вызвать сильный шторм солнечной радиации и выбросить большое количество корональной массы, что станет причиной экстремального геомагнитного шторма на Земле»
( публикация – «Крупнейший в мире солнечный радиотелескоп начал работать в Китае»
https://pogoda.mail.ru/news/57201900/ )
«Если – кто, что? - она (т.е. – вспышка – авт.) – что делает? – происходит,
происходит где? – вблизи центра, (тут нужна запятая, но в тексте её нет - авт.),
центра какого? – обращённого к Земле…
А дальше получается – затруднение с постановкой вопроса смысловой связи слов….
Чушь получается!
К Земле – чего ?- солнечного диска… Что это за «Земля солнечного диска»?
Земля солнечного диска – ни логики, ни смысла – какой-то абсурд!
Давайте правильно расставим слова в этом предложении, придерживаясь правил «школьной» грамматики:
Если она (вспышка) – подлежащее, деятель, субъект, носитель действия;
она – что делает? – происходит - сказуемое, действие;
происходит – где? – вблизи центра солнечного диска – обстоятельство места действия;
а именно какого, какой части солнечного диска? – обращённого к Земле - УТОЧНЕНИЕ места действия;
ПИШЕМ ПО ТРАДИЦИОННОЙ СХЕМЕ:
«Если она происходит вблизи центра солнечного диска, обращенного к Земле, то может вызвать сильный шторм солнечной радиации и выбросить большое количество корональной массы, что станет причиной экстремального геомагнитного шторма на Земле» - НА ЛИЦО ЛОГИКА СМЫСЛОВОЙ СВЯЗИ СЛОВ, ВСЁ ЯСНО И ПОНЯТНО!
Надо избегать порядка слов в предложении, который затрудняет восприятие логики смысла. Бог в помощь. И - знания. Хотя бы на уровне школьной программы.
29.07. 2023г
О. Гладнева, филолог
Донбасс ждёт мира.
Свидетельство о публикации №123072900066
С искренним уважением, Александр.
Александр Богатырев 2 30.07.2023 21:36 Заявить о нарушении
Гладнева Ольга Антоновна 04.08.2023 23:30 Заявить о нарушении
Не пропадет ваш скорбный труд ...
С уважением, Александр.
Александр Богатырев 2 04.08.2023 23:41 Заявить о нарушении
Александр Курышев 05.09.2023 23:36 Заявить о нарушении
Александр Курышев 05.09.2023 23:39 Заявить о нарушении