Синтаксис и Логика Смысла

         Урок для «чайников» по грамматике русского языка по теме:
                «Синтаксис и логика смысла»

            Каждый язык мира имеет свой синтаксис. Русский – тоже
Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий формы и типы предложений, виды словосочетаний 
  Выражаясь простым языком – синтаксис изучает способы объединения слов в словосочетания и предложения,  расстановку слов в определённом порядке логической связи.

 Основная схема правильного построения предложения , т.е. расстановка слов, в русском языке  - подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

Подлежащее – это – субъект, носитель действия.
Сказуемое – действие субъекта
Второстепенные члены – это объект, на который направлено действия каким – то образом, в какое-то время, куда-то, в какое-то место, почему, зачем – образ причины и т.д.

ПРИМЕР:
Дети пошли гурьбой утром в лес за грибами  - груздями и лисичками.
дети –  подлежащее, деятель, субъект,
пошли –  сказуемое, действие субъекта,
все остальные слова – второстепенные члены

Поэтому второстепенные члены так и называются, помните – из школьных уроков по русскому языку – 
дети пошли  - как? – гурьбой - обстоятельство образа действия,
пошли – когда? – обстоятельство времени действия – утром,
пошли  за чем? – за грибами – обстоятельство цели
груздями и лисичками – уточняющее дополнение.

  Каждому слову своё место. От правильного порядка слов зависит четкость, ясность, высказанной мысли – смысловая логика сообщения. 

Что, к сожалению, очень часто нарушается пишущими,  а ещё к большему сожалению – журналистами, компетентных изданий,  в том числе – публикаций на сайтах Интернета.

 Ну, вот, например, как встретилось ныне мне одно предложение в статье о вспышках на солнце:

«Если она происходит вблизи центра обращенного к Земле солнечного диска, то может вызвать сильный шторм солнечной радиации и выбросить большое количество корональной массы, что станет причиной экстремального геомагнитного шторма на Земле»
( публикация – «Крупнейший в мире солнечный радиотелескоп начал работать в Китае»
https://pogoda.mail.ru/news/57201900/ )

 «Если – кто, что? - она (т.е. – вспышка – авт.) – что делает? – происходит,
происходит  где? – вблизи центра, (тут нужна запятая, но в тексте её нет - авт.),
центра какого? – обращённого к Земле…

      А дальше  получается – затруднение  с постановкой вопроса смысловой связи слов….
Чушь получается!
К Земле – чего ?- солнечного диска… Что это за  «Земля солнечного диска»?
Земля солнечного диска – ни логики, ни смысла – какой-то абсурд!

Давайте  правильно расставим слова в этом предложении, придерживаясь правил «школьной» грамматики:

  Если она (вспышка) – подлежащее, деятель, субъект, носитель действия;
она – что делает? – происходит - сказуемое, действие;
  происходит – где? – вблизи центра солнечного диска – обстоятельство места действия;
а именно какого, какой части солнечного диска? – обращённого к Земле -  УТОЧНЕНИЕ места действия;
ПИШЕМ ПО ТРАДИЦИОННОЙ СХЕМЕ:
«Если она происходит вблизи центра солнечного диска, обращенного к Земле, то может вызвать сильный шторм солнечной радиации и выбросить большое количество корональной массы, что станет причиной экстремального геомагнитного шторма на Земле» - НА ЛИЦО ЛОГИКА СМЫСЛОВОЙ СВЯЗИ СЛОВ, ВСЁ ЯСНО И ПОНЯТНО!
 
  Надо избегать порядка слов в предложении, который затрудняет восприятие логики смысла. Бог в помощь. И - знания. Хотя бы на уровне школьной программы.

29.07. 2023г
О. Гладнева, филолог
Донбасс ждёт мира.


Рецензии
Сражён и смят!!! Имел за грамотность максимум тройку. Но писать умел. И за содержание как правило пятерку. А интерес к литературе привила мне учитель по литературе Клавдия Ивановна. По школьной кличке Шапокляк. Светлая ей память. Благодарю вас за ваши труды!
С искренним уважением, Александр.

Александр Богатырев 2   30.07.2023 21:36     Заявить о нарушении
О! Какая знакомая картинка: за содержание - 5, за грамотность ... почти что - "2"... Не могла понять -почему в нашей семье, в нашем селе - все в округе говорят так, а надо писать иначе!Почему я должна писать "вОда", когда все говорят - "вада"? Почему надо писать - "вот она", когда все говорят - "вотына"! Почему - "вот тут вот", когда все говорят - "войдяво"?! Село - на одном конце живут белорусы - говорят на своём языке,на другом конце - украинцы - говорят на своей мове. Мы - русские - посреди села. Мы говорим на суржике из трёх языков. В белорусском все глагольные формы в наст. врем. оканчиваются на гласные: идя, бярэ, нясе... Почему надо писать - идёт, несёт, берёт? Никто из школьных преподавателей не объяснил! И тогда, разозлясь на их "ну прям по- деревенски", я мысленно сказала себе : "На зло всем - поступлю в вуз, именно - на отделение русского языка!" Поступила в университет. Где обучался Лев Толстой, В. И. Ленин, преподавал Лобаческий, Флоренский, Балакин, Богданов, Смирнов - корифеи наук! Окончила на отлично. Профессия - филолог. Это не только русский язык, но и литература, история, топонимия и тесная связь с логикой, психологией,социологией и прочими - " - логиями"... Нравится белорусский - как говорят, так и пишут! Ладно. Спасибо за доброе общение. Всего доброго вам.

Гладнева Ольга Антоновна   04.08.2023 23:30   Заявить о нарушении
Обижаете! Лучшие сочинения, зачитанные перед классом, тянули на "1".
Не пропадет ваш скорбный труд ...
С уважением, Александр.

Александр Богатырев 2   04.08.2023 23:41   Заявить о нарушении
ГРУБАЯ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ОШИБКА: "НА ЛИЦО". Наречие «налицо», образованное от существительного, пишется слитно с приставкой на-.

Александр Курышев   05.09.2023 23:36   Заявить о нарушении
Речь о тексте "Синтаксис и Логика Смысла", в его финальной части.

Александр Курышев   05.09.2023 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.