дд

.
.

.
.
из интернета
.
===============
Ижлайф
ЛЕНТА
НОВОСТИ
ИСТОРИИ
ИНТЕРЕСЫ
ПРОЕКТЫ
РАБОТА У НАС
Реклама на сайте
Контакты
19 июля 2023 13:57
Политика
Неизвестный Бречалов: госдолг, лидерство по беспилотникам и особая экономическая зона
Эксклюзивное интервью Александра Бречалова директору медиахолдинга Centre digital & media Анастасии Власовой. 4 серия

Автор:
Анастасия Власова
Фото: Эдуард Карипов
Фото: Эдуард Карипов
– Мы начали обсуждать это интервью с Александром Владимировичем достаточно давно. И практически каждый месяц к списку наших вопросов добавлялись все новые. В итоге оказалось, что затронуть такое количество тем в ходе обычного интервью просто нереально. Поэтому наше общение с Главой заняло целых 3 дня. За это время мы не только обсудили самые горячие вопросы и острые проблемы региона, но и побывали на многих объектах в Ижевске и районах республики. А также заглянули «за кулисы» публичной деятельности Главы – посмотрели, где он живет, работает и тренируется. Поскольку уместить весь материал в одной публикации также оказалось невозможно, мы решили сделать несколько серий. Публикуем 4 часть.   

Анастасия Власова

Все серии здесь

День 2, по дороге в Сарапул
– Вы уже неоднократно поднимали вопрос о перераспределении налоговых поступлений. Поскольку Удмуртия выплачивает в федеральный бюджет больше, чем получает обратно. Какова сейчас ситуация с федеральным финансированием?

– Если брать только субсидии и дотации (то есть безвозмездные платежи федерального центра регионам – прим. ред.), то, начиная с 2017-2018 гг., нам выделяют кратно больше денег. Дотаций, например, нам до этого давали в среднем 3-4 миллиарда в год. 2017 г. – 7,1 млрд, 2018 и 2019 гг. – по 9,5 млрд. В 2020 г. из-за пандемии – почти 14 млрд, хотя надо было минимум 23-24.

Затем идут субсидии. Те же нацпроекты – это же софинансирование. Заявленное разделение 97% средств от РФ и 3% от региона не всегда выдерживается, но, тем не менее, мы получаем хорошие деньги. Например, с 2019 г. в Удмуртию поступило 35 миллиардов рублей на нацпроекты. Иначе откуда бы появилась возможность отремонтировать или построить 900 дворов и 500 общественных пространств.

Но, по моему убеждению, этих средств недостаточно с учетом того, сколько денег республика перечисляет в федеральный бюджет, какие результаты показывает наш экономический блок и как мы сами наполняем свой бюджет. Если в 2017 г. объем собственных доходов консолидированного бюджета составлял 63 миллиарда рублей, то сейчас – 82-83 миллиарда. То есть физически мы выросли на 20 миллиардов – это астрономическая сумма! Малый бизнес в 2017 г. уплатил более 10 млрд рублей налогов, в 2022 г. – 22 миллиарда. Мы первые в стране по физическому приросту. Но даже это не компенсирует нам выпадение доходов от нефтяной отрасли. Поэтому в последние годы мы проседаем в доходной части бюджета.


– При этом госдолг региона за 2022 г. вырос на 6 миллиардов рублей и сейчас составляет 68 миллиардов. Это одна из самых больших задолженностей среди региональных бюджетов. Вы называете свой экономический блок лучшим в стране – нет ли здесь несоответствия?

– По сумме госдолга мы на  восьмом месте. У нас самая большая задолженность с точки зрения процента от собственных доходов бюджета – 104%. Она сформировалась по объективным причинам. В 2020 г., когда мы из-за пандемии «провалились» больше других регионов, нас поддержали минимально. Хотя только от нефтяной отрасли мы недополучили огромные деньги. А были еще и резко возросшие расходы по поддержке жителей и бизнеса в этот период. В предыдущие три года мы сокращали долг на 3 млрд рублей, нам все аплодировали. А тут всего за один 2020 год он вырос на 18 млрд. В 2021 г. мы «выползли» самостоятельно, справились со всеми обязательствами. 2022 г. – снова падение поступлений от нефти. Так что это больше техническая, искусственная история. В итоге сейчас мы обратились с письмом к Президенту.

Мне тоже, как и многим жителям региона, хочется делать быстрее и больше. Мы в этом году выделили на дороги Ижевска по проекту «Безопасные и качественные дороги» 200 миллионов. Это мизер. Сейчас планируем 2024-2025 гг., чтобы сделать рывок и закрыть вопрос. В 2018 г. мы выделяли на дороги в городе более миллиарда, в 2019 – около 800 миллионов, и сразу был заметен результат.   

Что касается экономического блока – да, я считаю, что он работает эффективно, и цифры по тому же малому бизнесу в подтверждение уже приводил. Могут ли лучше? Наверное, но это уже связано с активностью команд городов и районов.

DSC_7494_КариповЭд-(1).jpg
Развитие внутреннего туризма – один из приоритетов республиканской власти. Фото: Эдуард Карипов
– Несмотря на осложнившуюся экономическую ситуацию, многие эксперты считают, что сейчас для российского бизнеса есть уникальный шанс занять освободившиеся после ухода западных компаний ниши и кратно вырасти. Какие направления в этом плане вам кажутся наиболее перспективными в регионе?

– Есть тема туризма, которую мы развиваем с 2017 г. И над которой первое время все прикалывались. Но сейчас можно обоснованно говорить, что Удмуртия – туристический регион. Это подтверждает, например, ежегодное увеличение пассажиропотока через аэропорт. Понятно, что этот интерес к местному туризму вырос не только усилиями команды Удмуртии, но и благодаря внешним факторам. Весь вопрос в том, насколько мы готовы этот тренд подхватить. По крайней мере половина наших районных и городских команд учились или учатся создавать туристический продукт. И это круто. Вот мы едем сейчас в Сарапул – еще лет 5 назад было сложно представить, что там можно арендовать красивый домик с панорамным остеклением и видом на Каму, пройти какими-то интересными маршрутами, попробовать местную кухню и т. д. Сейчас – пожалуйста: гастрономические туры, маршрут для людей с ограниченными возможностями, глэмпинги, классные ресторанчики и кафе, исторические достопримечательности и т. д.  Есть где погулять и что посмотреть, есть содержание. Такая же ситуация развивается в Глазове, Воткинске, некоторых районах. А ведь каждый такой кейс – это рабочие места, налоги, развитие экономики. Да, пока это даже не 10% регионального валового продукта, но такие проекты притягивают инвестиции.

По набережной в Сарапуле был большой проект с федеральной поддержкой, курировал его вице-премьер правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Нам согласовали бюджет в 150 миллионов – половину изыскивали мы, половину – федерация. Еще один проект – строительство глэмпингов. Тоже софинансирование 50 на 50. Федерация довела нам деньги, мы их направили тем, кто начал строить. Сейчас 10 таких проектов уже реализовано.

Первый вице-премьер правительства УР Константин Сунцов*: – Причем в списке были не только известные туристические объекты – такие, как Нечкино, но и 6 объектов, которые строились в совершенно новых местах, где раньше не было туризма, – Завьяловский район, Воткинск, Сарапул.

*должность указана на момент взятия интервью

– Предприниматели в итоге довольны?

– Мы же их не заставляли – развиваем туризм, иди и строй. Туристических объектов все больше, и без растущего спроса никто бы этим заниматься не стал.

– Лишь бы это не стоило, как у нас в лесу, – 40 тысяч рублей за зеркальный домик в сутки…

– Это в новогоднюю ночь. Но в целом, это рынок. Если есть спрос по такой цене, почему нет? Ниша туризма огромная. Люди приезжают и довольны. Здорово, что у нас есть календарь культурных и спортивных мероприятий – фестиваль Чайковского, на который приезжают со всей страны, Кубок по танцам имени Волкова, который проходит уже 13 лет и собирает представителей не менее половины регионов страны, в спортивном календаре 21 мероприятие и т. д. Все эти события представлены на сайте, это своеобразная визитная карточка республики для туристов.
Внутренний туризм, по мнению Главы региона, – огромная и перспективная ниша. Фото: Эдуард Карипов
Внутренний туризм, по мнению Главы региона, – огромная и перспективная ниша. Фото: Эдуард Карипов
Набережную Сарапула реконструировали общими усилиями государства и бизнеса. Фото: Эдуард Карипов
Набережную Сарапула реконструировали общими усилиями государства и бизнеса. Фото: Эдуард Карипов
Гостевые домики на набережной Сарапула с видом на Каму. Фото: Эдуард Карипов
Гостевые домики на набережной Сарапула с видом на Каму. Фото: Эдуард Карипов
Сарапульские сувениры. Фото: Эдуард Карипов
Сарапульские сувениры. Фото: Эдуард Карипов
Внутренний туризм, по мнению Главы региона, – огромная и перспективная ниша. Фото: Эдуард Карипов
Внутренний туризм, по мнению Главы региона, – огромная и перспективная ниша. Фото: Эдуард Карипов
Набережную Сарапула реконструировали общими усилиями государства и бизнеса. Фото: Эдуард Карипов
Набережную Сарапула реконструировали общими усилиями государства и бизнеса. Фото: Эдуард Карипов
1 / 4
Если в целом оценивать наши возможности по импортозамещению, то они безграничны. Пищевка, промышленность, обрабатывающие производства – все это может стать точками серьезного роста.   

Вот тут неподалеку создают питомник для елочек, будут выращивать на продажу. С ними, кстати, анекдотичная история получилась. Весь мир в восторге от датских голубых елей – средняя высота, идеальная форма, ох и ах, какие молодцы скандинавы. Но никто не знает, что много лет назад они арендовали у нас на Северном Кавказе участок леса, а сейчас просто собирают там шишки, увозят и у себя выращивают. Что мешает нам самим это делать, а не закупать елки в Дании?

И таких примеров, уверен, масса. Цветы – на 90% завозилось из Европы. Сейчас у нас в дополнение к прежним проектам реализуются два новых, и большую часть спроса закрываем самостоятельно. Предприятие «Можгаплем» (занимается развитием племенного животноводства –  прим. ред.), которое 4 года назад лежало «на боку», сейчас кратно увеличивает выручку.  У нас огромный запрос на их продукцию. Если этот год они планируют закончить с оборотом 140-150 миллионов рублей, то их горизонт – 2-3 миллиарда. Для нашей компании – это время больших возможностей.

Недавно встречались с замминистра обороны РФ Алексеем Юрьевичем Криворучко. Удмуртия становится одним из центров по производству беспилотных летательных аппаратов, причем не только военных. Из 6 российских предприятий 4 – наши.

Это все пока было про внутренний рынок и его потребности. Но мы не сбрасываем со счетов и внешний рынок. Да, Германия для нас закрылась, и это был классный рынок с учетом платежеспособности населения. Но там живет чуть более 80 миллионов человек. А есть Индонезия – 270 млн человек, 9-я экономика мира. Есть Нигерия – 213 млн населения, есть Персидский залив и т. д. Поэтому наша задача – искать новые возможности и рынки сбыта для реализации своей продукции. 

DSC_7716_КариповЭд.jpg
Александр Бречалов считает, что возможности республиканской экономики по импортозамещению безграничны. Фото: Эдуард Карипов
– Вопрос про оборонно-промышленный комплекс, который имеет особое значение для экономики региона. Насколько наши предприятия справляются с резко выросшим гособоронзаказом?

– Отличники! Только что цифры смотрел. Люди работают по три смены, и сотрудников по многим направлениям становится кратно больше. Это не только дополнительные рабочие места, но и рост НДФЛ, который очень значим для бюджета республики.

– Еще одно значимое для региона предприятие, которое серьезно пострадало от санкций, – «ИжАвто». Как развивается их проект с электромобилем? Были сообщения, что, возможно, его будут делать в сотрудничестве с китайским автопромом.

– Да, возможно, будет какой-то восточный партнер. Но в целом планы по e-Largus не поменялись. Сделано несколько тестовых автомобилей. К осени будет прогноз по объему производства. За этот проект я не переживаю. Сейчас в экономике нам важнее запустить особую экономическую зону (ОЭЗ). В нее, кстати, будут входить и площади «ИжАвто». Потому что сейчас ОЭЗ, как правило, не одна локация, а несколько территорий. У нас есть поддержка председателя правительства РФ, мы готовим документы и после их согласования начнем переговоры с потенциальными резидентами. Основное преимущество, которое дает статус ОЭЗ, – возможность беспошлинного ввоза оборудования, а это огромная экономия. Примеры успешных ОЭЗ в регионах России уже есть – они генерят выручку от 20 млрд рублей, на уровне ; ВРП региона.
===============
.
.
...
...


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 25 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →