рЕдкие заМетки кота Мурра 2

"З-Д-Р-А-В-С-Т-В-У-Й-Т-Е!  - произнес Мурр
"Что с вами, учитель?
 "Звучит дико, не правда ли?
А ведь именно так вас учат играть

........................
Горькая правда - рождает красоту
Сладкая ложь - только  уродство

     ***********

Рассказывая нам свои страшные сказки:
Бетховен демонстрирует победу над демонами
Лист сражается с ними звуковыми "очередями"
Шуман пугает и пугается
Шопен утешает неслыханными красотами
Шуберт улыбается сквозь слезы
Брамсу в его горних высях вообще не до нас
Добрый Мендельсон адаптирует сказочку для детей
Малорослый Григ пляшет с великанами
в Пещере Горного Короля
Скрябин ворожит "Черной мессой"
Прокофьев ерничает и маскируется...   
Потому что  Музыка -  это почти всегда о "страшном"

          ***

  "Интересно получается,- сказал кот Мурр
"Так не гноби русский царь Польшу,
Шопен, возможно, остался бы местным салонным импровизатором?"

       ***
  "Филистеры! - воскликнул кот Мурр.
          -Маститый альтист об именитом коллеге: "он так горячо любит музыку, как будто не профессионал".
Известный преподаватель о талантливой студентке: она относится к произведению так, как будто "никто до нее это не играл"...
 Почему их  удивляют эти качества??
Разве они не входят в систему исполнительских ценностей??
Нет! В их филармониях (как в  bordele) искренность чувств  непристойна"
                ***

"Вы согласны с тем,что "театр начинается с вешалки"?-спросил кот Мурр
-Да, конечно
-Так почему же, молодой человек, Вы позволяете себе исполнять  музыку Скрябина  в этих растоптанных калошах?!"

               ***
"Наслаждаясь этим танцем,
Задыхаясь в этом вихре,
Забывая о цели любимых стремлений,
Дух отдается игре опьянений."
«Предварительное Действо»
        А.Скрябин
 
 ...Пианист был из "знаек", но диссонировал тяжелым говором и ботинками. Скрябина заиграл надежно, по-мужицки прямо,
 по-хозяйски основательно. 
 Грубым касанием  "излечил" хрупкую нервную ускользающую Сонату- "trip"
  от тревожных трепетаний,
навязчивых блужданий,
 бесплодных грез и
бесцельных устремлений. 
Выстругал ей деревянные звучности,
опустил на твердую  почву,
  обул в крепкие  башмаки.

...Где-то в глубине зала заплакал ребенок. В  чистом детском воображении рождались причудливые образы,
 звучания трансформировались в живые сущности,
 трели, как бабочки порхали меж колонн из фимиама - в невиданном Храме,
 в неведомом краю,
 благовествуя Всечеловечеству,
 предварительно творящему грандиозное Действо, -
о чем-то  Несбыточном...

          ***
"Друзья мои! - воскликнул кот Мурр
"Играя музыку романтиков, вы упускаете из виду характернейший и неотъемлемый для их эпохи атрибут аристократизма"
-"И какой же?"
-"Мужской корсет!"

      ***
Чересчур пристально искать музыку в нотах так же безумно, как любоваться красотами ландшафта в навигаторе ;

        ***
#котМурр о концерте:
"Пианист А. играл ТАК плохо,что мешал уснуть"

           ****
"Идеальные пальцы пианиста ласкают как розы и жалят как шипы"
(сентенции кота Мурра)
      ****
В игре пианиста Н. порой звучали фальшивые ноты. Но не было ни одной лживой
                ***
Если всемирно известный
советский пианист Р** был  в своем творчестве         
 "Вольным Каменщиком",
То его не менее знаменитый коллега  Г** - Просто каменщиком

         ****
#ирония_кота_мурра

Хороший музыкант- ещё может чему-то научить
Великий - уже не может
     ***
 Поэзия - не нуждается в стихах

          *****
"Друзья! - сказал кот Мурр
," Вы не представляете, как важно вовремя ОТСТАТЬ от ученика!
 Разумеется - талантливого!
Это именно то, что делали Учителя старой школы, благодаря которым
Мир знает сегодня Великих пианистов"

      ********
- Нет и нет!  Не  спрашивайте меня
 о  современном поколении пианистов",- воскликнул кот Мурр
- В музыке - драма, слезы и раздумья, там рушатся судьбы,
там гибнут влюбленные, мечутся герои, вопрошая:
"С кем протекли его боренья?"  и "Быть или не быть?",
а они только "правильно" нажимают нотки !

           *************

#рЕдкие_доГадки_кота_Мурра

"Иногда Бах хотел быть Скарлатти. Не удавалось
.
Бетховен хотел стать Гайдном. Сначала.
Но быстро раздумал.

Шуберт хотел быть Бетховеном. Часто. Изредка получалось.

Шуман хотел быть Шопеном. Всегда. Никогда не выходило.

Шопен хотел быть тем, кем он был : рифмой, ветром, волной.
Ему не нужны были "Симфонические этюды" - его рояль мыслил симфонично.

Он не вдохновлялся переживаниями вымышленных литературных персонажей - живые драматические коллизии зарождались в первом же восьмитакте.
 
 Его влекла опера,
вероятно,  классический театр,  благородная патетика старинной сценической речи, декламации, возможно, его впечатляло артистическое мастерство Элизы Рашель

Он не сопоставлял персонажей- антиподов в двух Разных пьесках. Шопеновские герои представали в их страстях, столкновении и гибели- в Едином звуковом полотне
.
Ему не было интересно лелеять одну единственную, пусть и удачно найденную тему - душа полнилась множеством мелодий, он с безупречным вкусом отсекал всё лишнее.

Он не называл свою музыку - "Поэт говорит" - Поэзия и была ее колыбелью.

"Крейслериану", благоговейно посвященную ему Шуманом, он, как известно, даже не открыл - там было мало воздуха, там было трудно дышать.

Он обретал дыхание только в своих воздушных замках, где, воплощенные в звуках признаки недуга отступали и исчезали или неумолимо- логично превращались в трагический марш, отголоски которого сметал порывистый ветер.
         Ему казалось - ветер забвения...

             ***********
Хороший музыкант, играя, контролирует поток музыки "сверху", опасаясь не удержать его в русле формы.
Великий -бесстрашно погружается  в  этот поток, неспешно любуясь в нем  отражением звезд

         


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →