Дерево Правды

Безлюдной тропою в глухую обитель
спешат, уповая на милость небес,
юнец многогрешный и мудрый учитель,
безгрешный наставник и юный балбес.

И мудрый учитель выспрашивал строго:
«Надеюсь, заветы блюдёшь ты сполна:
не лжёшь, не крадёшь, сторонишься пороков,
на женщин – ни-ни, и ни капли вина?»

«Конечно, учитель! Всё так, как велите!
К вину и к девицам исчез интерес»...
И двое, спеша по дороге в обитель,
вступили под кроны могучих древес...

И гуру промолвил: «Не лжёшь ли ты, отрок?
Вот – "дерево Правды". Тому, кто солжёт,
каким бы он ни́ был и хитрым, и гордым,
на грешную голову свалится плод».
 
И отрок воскликнул: «Грешил я, но сдуру!
Я понял, что сильные духом не врут!»
И тут же… с вершины… на голову… гуру…
свалился большой перезревший джекфрут!

Да по́лноте охать! Ну что за народец!
Немало страдало людей от плодов!
И "дерева Правды" не встретишь в природе…
Но я вот… под древом тем... врать не готов.
~~~~~~


* Вот, казалось бы, написал и написал... И всё очевидно!
А после ряда читательских обсуждений стихотворения и споров на тему существования «множества Правд», при том, что Истина – едина, приходится прибегнуть к этому комментарию.
Увы.
Один из читателей, погруженный в глуби́ны мысли, заметил: «а какая правда правдивее и в себе больше разной правды несёт, не противопоставляя одну правду другой? всегда ли твоя?»
Очевидно, уважаемый вспоминал и осмысливал фразу «Ваша правда, гражданин начальник…», указывая на философское значение этого определения, относя его к концепции субъективизма и указывая на то, что каждый человек воспринимает и интерпретирует мир в соответствии с собственным восприятием, с личным опытом.
А кто-то из читателей добавляет, что «Истина – одна, правды много!»
Комментарии, право, нередко озадачивают.
Мне представлялось, что прибегать к определению «истины» в этом стихотворении не уместно, на взгляд авторский, конечно. Казалось очевидным, что стихотворение не претендует на столь обширную, философскую трактовку понятия «правды», – дерево просто свидетельствует о правдивости сказанного под ним, и не более того! 
Разве это не следует из контекста!?
Стихотворение – притча, облаченная в явно шутливую форму. 
И мне думалось, что исходя из контекста, «дерево Правды» здесь следует рассматривать просто в качестве «дерева Правдивости», то есть, свидетельствующим о совпадении «слова» и «дела», о соответствии сказанного – сделанному, о правдивости в выражении содеянного.
Представление об истине здесь… как бы, и не напрашивается!
Вот и приходится комментировать, развеивая сомнения или недопонимание читателем смысла – почему дерево названо «деревом Правды», а не «деревом Истины», что звучало бы, наверное, странно.
...
«Правда» и «истина», в чем сходство понятий, и в чём разница их в русском языке, в представлениях наших?
В некоторых  европейских языках этой паре понятий  соответствует одно слово: англичанин здесь скажет «truth», француз – «verite», на немецком это звучит «Wahrheit».
Возможно, они и не разделяют этих двух понятий.
Для человека же русскоязычного эти понятия имеют различия.
В.И. Даль определяет их так:
«Истина – противоположность лжи; всё, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота.
Истина от земли (достояние разума человека), а правда с небес (дар благостыни).
Истина относится к уму и разуму; а добро или благо – к любви, нраву и воле».
«Правда – истина на деле, истина во образе, во благе: правосудие, справедливость.  Творите суд и правду. Стоять за правду».
...
Известный лингвист Ю.С. Степанов отмечает, что в русском слове «правда» соединяются два значения – «правда, как объективная истина, и правда, как внутренний закон, справедливость».
Вероятно, разделяя эти понятия, Александр Сергеевич  в «Моцарте и Сальери» пишет: «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше».
В нашем понимании имеется вполне определенное различие между двумя этими понятиями, попытаемся принять такие определения: правда – это нравственно ценная истина, которая особенно дорога нам.
Не претендую ничуть на «истинность» этого определения.
Но мы видим, что в сближении «правды» с понятием «справедливости» она может очень далеко отходить от понятия «истины».    
Кто-то на Западе сейчас и перманентную ложь воспринимает как правду, возможно, искренне веруя в это.
Концепции социологов, историков, повествующих о прошлых событиях, мы, как правило, называем «правдивыми», а не «истинными», указывая просто на адекватное представление о реальности. Описывая поведение людей, их взаимоотношения, история концептуализируется по-разному, и кому-то может казаться  правдивой, а кому-то нет. И речь здесь не идет об истине.
Некоторые утверждают, что существует общепринятое представление и о «правде», и об «истине» – просто как о факте, о том, что существует в действительности, и это не несет в себе нравственного или духовного смысла.
Можно попытаться составить представление об истине, основываясь на библейских текстах.
Истина – не интеллектуальное, а нравственное и духовное понятие.
В Св. Писании, в Быт. 42:16, речь идет о фактической правде, о достоверных сведениях: «Пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего; а вы будете задержаны. И откроется, правда ли у вас…»
А когда подчеркивается «истинность Божественного откровения», то слово «правда» выступает в том же значении. Бог говорит правду, говорит то, что есть, и Его утверждения верны.
В Новом завете насчитывается несколько разных значений слова «истина», но во многих случаях различие между ними представляется спорным.
«Истина» может употребляться в переносном смысле, когда следствие выступает в значении причины. В знаменитом изречении Христа «A3 есмь Путь, Истина и Жизнь» – слово «истина» метафорично, как слово «жизнь».
«Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный.» (Иер.10,10)
«Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших.» (Зах.8,16)
«Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина.» (Пс.118,142)
«Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.» (Ин.17,17)
«Вся земля взывает к истине, и небо благословляет её, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды.» (2Езд.4,36)
«…открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.» (2Кор.4,2)
«Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.» (Ин.1,17)
«Иисус сказал Ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня.» (Ин.;14,6)
«...а истина пребывает и остаётся сильною в век, и живёт и владычествует в век века.» (2Езд.4,38)


 




 


Рецензии
Аристарх, здравствуйте!

Познавательная, поучительная история! Истина - одна, правды много! Было бы здорово, что бы он произрастало в мире! Может дерево Правды за сказанную правду поощрило и подарило бы честному человеку гениальную идею, как Ньютону плод яблони! ) Идея стиха отличная! )) Я бы может сутки у дерева отвечала правду! Проверила бы свою силу духа!!!))

Уютного вечера и доброй ночи!

С уважением и улыбкой, Ангелина.

Лина Хачиковна Усепян-Овсепян   25.01.2024 01:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ангелина! Благодарю Вас за такой интересный отклик!
Упоминание Ньютона под яблоней мне понравилось! Ох, если бы падающие на головы плоды не выбивали из нас остатки разума, а, напротив, вбивали в нас хоть крохи мудрости! Смеюсь...
Но увы. От падающих на головы кокосов, например, каждый год умирает больше людей чем... от нападения акул на купальщиков!
Так что, давайте для отдыха в тени будем выбирать хотя бы яблони!
Спасибо Вам, Ангелина!
С улыбкой и наидобрейшими пожеланиями.))

Аристарх Басаргин   25.01.2024 12:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.