Дерево Правды
спешат, уповая на милость небес,
юнец многогрешный и мудрый учитель,
безгрешный наставник и юный балбес.
И мудрый учитель выспрашивал строго:
«Надеюсь, заветы блюдёшь ты сполна:
не лжёшь, не крадёшь, сторонишься пороков,
на женщин – ни-ни, и ни капли вина?»
«Конечно, учитель! Всё так, как велите!
К вину и к девицам исчез интерес»...
И двое, спеша по дороге в обитель,
вступили под кроны могучих древес...
И гуру промолвил: «Не лжёшь ли ты, отрок?
Вот – "дерево Правды". Тому, кто солжёт,
каким бы он ни́ был и хитрым, и гордым,
на грешную голову свалится плод».
И отрок воскликнул: «Грешил я, но сдуру!
Я понял, что сильные духом не врут!»
И тут же… с вершины… на голову… гуру…
свалился большой перезревший джекфрут!
…
Да по́лноте охать! Ну что за народец!
Немало страдало людей от плодов!
И "дерева Правды" не встретишь в природе…
Но я вот… под древом тем... врать не готов.
~~~~~~
* Вот, казалось бы, написал и написал... И всё очевидно!
А после ряда читательских обсуждений стихотворения и споров на тему существования «множества Правд», при том, что Истина – едина, приходится прибегнуть к этому комментарию.
Увы.
Один из читателей, погруженный в глуби́ны мысли, заметил: «а какая правда правдивее и в себе больше разной правды несёт, не противопоставляя одну правду другой? всегда ли твоя?»
Очевидно, уважаемый вспоминал и осмысливал фразу «Ваша правда, гражданин начальник…», указывая на философское значение этого определения, относя его к концепции субъективизма и указывая на то, что каждый человек воспринимает и интерпретирует мир в соответствии с собственным восприятием, с личным опытом.
А кто-то из читателей добавляет, что «Истина – одна, правды много!»
Комментарии, право, нередко озадачивают.
Мне представлялось, что прибегать к определению «истины» в этом стихотворении не уместно, на взгляд авторский, конечно. Казалось очевидным, что стихотворение не претендует на столь обширную, философскую трактовку понятия «правды», – дерево просто свидетельствует о правдивости сказанного под ним, и не более того!
Разве это не следует из контекста!?
Стихотворение – притча, облаченная в явно шутливую форму.
И мне думалось, что исходя из контекста, «дерево Правды» здесь следует рассматривать просто в качестве «дерева Правдивости», то есть, свидетельствующим о совпадении «слова» и «дела», о соответствии сказанного – сделанному, о правдивости в выражении содеянного.
Представление об истине здесь… как бы, и не напрашивается!
Вот и приходится комментировать, развеивая сомнения или недопонимание читателем смысла – почему дерево названо «деревом Правды», а не «деревом Истины», что звучало бы, наверное, странно.
...
«Правда» и «истина», в чем сходство понятий, и в чём разница их в русском языке, в представлениях наших?
В некоторых европейских языках этой паре понятий соответствует одно слово: англичанин здесь скажет «truth», француз – «verite», на немецком это звучит «Wahrheit».
Возможно, они и не разделяют этих двух понятий.
Для человека же русскоязычного эти понятия имеют различия.
В.И. Даль определяет их так:
«Истина – противоположность лжи; всё, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота.
Истина от земли (достояние разума человека), а правда с небес (дар благостыни).
Истина относится к уму и разуму; а добро или благо – к любви, нраву и воле».
«Правда – истина на деле, истина во образе, во благе: правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоять за правду».
...
Известный лингвист Ю.С. Степанов отмечает, что в русском слове «правда» соединяются два значения – «правда, как объективная истина, и правда, как внутренний закон, справедливость».
Вероятно, разделяя эти понятия, Александр Сергеевич в «Моцарте и Сальери» пишет: «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше».
В нашем понимании имеется вполне определенное различие между двумя этими понятиями, попытаемся принять такие определения: правда – это нравственно ценная истина, которая особенно дорога нам.
Не претендую ничуть на «истинность» этого определения.
Но мы видим, что в сближении «правды» с понятием «справедливости» она может очень далеко отходить от понятия «истины».
Кто-то на Западе сейчас и перманентную ложь воспринимает как правду, возможно, искренне веруя в это.
Концепции социологов, историков, повествующих о прошлых событиях, мы, как правило, называем «правдивыми», а не «истинными», указывая просто на адекватное представление о реальности. Описывая поведение людей, их взаимоотношения, история концептуализируется по-разному, и кому-то может казаться правдивой, а кому-то нет. И речь здесь не идет об истине.
Некоторые утверждают, что существует общепринятое представление и о «правде», и об «истине» – просто как о факте, о том, что существует в действительности, и это не несет в себе нравственного или духовного смысла.
Можно попытаться составить представление об истине, основываясь на библейских текстах.
Истина – не интеллектуальное, а нравственное и духовное понятие.
В Св. Писании, в Быт. 42:16, речь идет о фактической правде, о достоверных сведениях: «Пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего; а вы будете задержаны. И откроется, правда ли у вас…»
А когда подчеркивается «истинность Божественного откровения», то слово «правда» выступает в том же значении. Бог говорит правду, говорит то, что есть, и Его утверждения верны.
В Новом завете насчитывается несколько разных значений слова «истина», но во многих случаях различие между ними представляется спорным.
«Истина» может употребляться в переносном смысле, когда следствие выступает в значении причины. В знаменитом изречении Христа «A3 есмь Путь, Истина и Жизнь» – слово «истина» метафорично, как слово «жизнь».
«Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный.» (Иер.10,10)
«Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших.» (Зах.8,16)
«Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина.» (Пс.118,142)
«Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.» (Ин.17,17)
«Вся земля взывает к истине, и небо благословляет её, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды.» (2Езд.4,36)
«…открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.» (2Кор.4,2)
«Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.» (Ин.1,17)
«Иисус сказал Ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня.» (Ин.;14,6)
«...а истина пребывает и остаётся сильною в век, и живёт и владычествует в век века.» (2Езд.4,38)
…
Свидетельство о публикации №123072505492
Познавательная, поучительная история! Истина - одна, правды много! Было бы здорово, что бы он произрастало в мире! Может дерево Правды за сказанную правду поощрило и подарило бы честному человеку гениальную идею, как Ньютону плод яблони! ) Идея стиха отличная! )) Я бы может сутки у дерева отвечала правду! Проверила бы свою силу духа!!!))
Уютного вечера и доброй ночи!
С уважением и улыбкой, Ангелина.
Лина Хачиковна Усепян-Овсепян 25.01.2024 01:53 Заявить о нарушении
Упоминание Ньютона под яблоней мне понравилось! Ох, если бы падающие на головы плоды не выбивали из нас остатки разума, а, напротив, вбивали в нас хоть крохи мудрости! Смеюсь...
Но увы. От падающих на головы кокосов, например, каждый год умирает больше людей чем... от нападения акул на купальщиков!
Так что, давайте для отдыха в тени будем выбирать хотя бы яблони!
Спасибо Вам, Ангелина!
С улыбкой и наидобрейшими пожеланиями.))
Аристарх Басаргин 25.01.2024 12:14 Заявить о нарушении