Вид с Ай-Петри
Однажды я приехал отдохнуть от житейской суеты в обожаемый мною Крым, в любимую Ялту. Каждый день, чтобы разнообразить отдых и наполнить его незабываемыми впечатлениями, я после купания в море совершал какую-нибудь экскурсионную поездку или просто пешее путешествие.
В тот день я решил по канатной дороге забраться на вершину горы Ай-Петри, высота которой составляет 1234 метра. Я запомнил эту цифру именно потому, что запомнить её легко.
Итак, совершив потрясающий подъём по канатке, я разгуливал по вершине, дыша свежим ветром и наслаждаясь прекрасными видами. Подойдя к ограждению и стоя на краю отвесной скалы, я смотрел на морские дали, на изогнутую по огромной окружности полосу морского горизонта, убеждаясь в том, что земля круглая, а не плоская, как нам кажется на равнинной местности.
Затем я стал смотреть вниз. Внизу узкой полоской желтел пляж, на котором копошились какие-то букашки. Присмотревшись внимательнее, я понял, что это не букашки, а люди. Но какими смешными и крошечными они казались с высоты горы, с расстояния почти в полтора километра.
Мне представилось, что я - огромный великан. А всё, что было внизу - домики, пляж, букашки - люди на нём - это просто некий мусор у меня под ногами. И мне захотелось смести этот мусор ногой, чтобы он не мешал мне на моём пути.
И тут меня внезапно поразила следующая мысль :
Но ведь я и есть этот самый великан по отношению к насекомым, что снуют по земле, по дороге, когда я иду по ней. И как было бы ужасно больно и страшно букашкам-людям, купающимся там, на пляже, если бы на них кто-то наступил, так, видимо, больно и муравьям, и жукам, и гусеницам, и улиткам, когда я, не обращая на них внимания, топчу их. Какое значение имеет обстоятельство, что они гораздо меньше меня ? Если их раздавить, они, наверное, испытают то же, что и я, когда по мне своим тяжёлым башмаком проходят жизненные невзгоды.
Я вдруг ясно осознал простую вещь, что они - все эти небольшие с виду существа - так же, как и я, хотят жить и не хотят умирать. Что у них есть своя жизнь полная каких-то таинственных, неведомых мне забот, возможно, есть и своя душа, свой разум - кто убедительно доказал, что нет ? И если рассмотреть их в микроскоп, то окажется, что они устроены не менее сложно и совершенно, чем я. А самое главное, что у меня права на жизнь ничуть не больше, чем у них. С чего я решил, что я лучше их ? Они мне кажутся маленькими ? Так ведь всё в мире относительно - в сравнении с динозавром, со слоном или кашалотом я и сам просто жалкий, ничтожный лилипут.
С этим потрясающим открытием, с этой новой для меня мыслью я спустился с Ай-Петри и с тех пор никогда эта мысль не покидала меня.
Поведение моё изменилось. Я стал ходить по дороге внимательнее, глядя себе под ноги, чтобы ненароком не раздавить какое-нибудь насекомое.
Если я купался в море или в реке и замечал, как барахтается в воде упавшая в неё пчела, оса, муха, жук, стрекоза я спешил им на помощь. Доставал из воды, относил на берег и клал их на солнышко, чтобы они обсохли и набрались сил.
Даже моль, когда я замечал её серебристое порхание в своей квартире, я уже не убивал, а накрывал чистой стекляной банкой и затем выпускал в окно, если дело было летом. Если зимой, то относил её куда-нибудь в тёплое помещение, где не живут люди, скажем, на чердак.
В саду на даче, занимаясь там садоводческими делами, я поступал подобным же образом.
Когда я копал лопатой землю и мне попадались личинки майских жуков - ужасных вредителей для сада, я не давил их, как прежде, а тайком от всех собирал в баночку и относил затем в поле и аккуратно там снова закапывал.
Собирая с картофельных листьев колорадских жуков и их личинки, я не бросал их в костёр, как это делали соседи по даче, а так же, тайком, собирал и относил в ближайший лес, где выпускал на свободу.
Дело дошло до смешного.
Однажды я приехал на экскурсию в Вильнюс. Стоял дождливый весенний день. Наша группа, водимая экскурсоводом, шла от одной архитектурной достопримечательности к другой. Помню, это были : Кафедральная площадь с собором на ней, собор Святой Анны, башня Гедемина и другие.
Щёлкали затворы фотоаппаратов, раздавались восхищённые возгласы. Но меня занимало совершенно другое.
Дорога была усеяна дождевыми червями, которые, спасаясь от чрезмерного количества воды в земле, выползли наружу и неумело ползли по лужам, по мокрому асфальту.
Люди шли по ним, топча их. Раздавленные дождевые черви лежали неподвижно. Те же, что были раздавлены частично, беспомощно извивались. Мне было до слёз жаль их, так как мысль, постигшая меня на Ай-Петри, говорила мне, что эти дождевые черви - это я.
И вместо того, чтобы восхищаться узорчатой кирпичной кладкой собора Святой Анны, я собирал червей с дороги и относил их подальше от людских ног.
Изменилось и моё отношение к любимым прежде мною литературным произведениям. Так, поэма Есенина "Анна Снегина", которую я знаю почти наизусть с юности, вдруг, после вида с Ай-Петри, перестала мне нравится за то, что в ней присутствуют такие строки :
«-Откуда? Надолго ли?
-На год.
-Ну, значит, дружище, гуляй!
Сим летом грибов и ягод
У нас хоть в Москву отбавляй.
И дичи здесь, братец, до черта,
Сама так под порох и прет..."
"Я сам-то сейчас уеду
К помещице Снегиной. Ей
Вчера настрелял я к обеду
Прекраснейших дупелей...»
"Все лето провел я в охоте..."
"Мой мельник вовсю улыбается,
Какая-то веселость в нем.
-Теперь мы, Сергуха, по зайцам
За милую душу пальнем!..»
Довольно ! Убивать животных, птиц и зачастую просто так, ради забавы ? Как всё это понять ?
Поэма написана с большим мастерством, лёгким, изящным, крылатым слогом, в ней есть великолепные образы, точные оценки грозовых, как и ныне, событий, но пролитая кровь "братьев наших меньших" теперь для меня омрачает и в значительной степени обесценивает её. Как Есенин мог, сочиняя поэму, не видеть того, что он противоречит сам себе, написав однажды, что " братьев наших меньших никогда не бил по голове" ?
Да и центральный сюжет поэмы построен на сомнительном в отношении нравственности содержании. В нём замужняя женщина Анна Снегина, по её же словам "безумно любившая мужа", находящегося на фронте, заводит любовную интрижку с Есениным, но затем отказывается от продолжения любовных отношений в виду понимания того, что поэт, насытившись, вскоре её бросит, как "выпитую бутыль", а мать " со старыми взглядами" её безнравственное поведение осудит. Отказ любовницы Есенин воспринимает, как нанесённую ему обиду, и не находит лучшего способа заглушить обиду, чем заняться охотой - то есть убийством птиц и животных : "Всё лето провёл я в охоте. Забыл её имя и лик. Обиду мою на болоте оплакал рыдальщик кулик"
У меня вызывают чувство возмущения и отвращения описания Львом Толстым сцен охоты в романе "Война и мир". Толстой и сам был заядлым охотником, что не делает ему чести. Аналогичные чувства вызывает у меня и вся книга Ивана Тургенева "Записки охотника", бывшего так же, как и Толстой, хладнокровным убийцей птиц и животных. Любителями ради развлечения пострелять по беззащитным созданиям Природы были многие русские писатели : Некрасов, Аксаков, Бунин, Куприн, Пришвин, Шолохов и прочие, и прочие - несть им числа. Вот отрывок (сцена охоты на зайца) из романа "Война и мир" :
"Ругай, красный, горбатый кобель дядюшки, вытягиваясь и выгибая спину, сравнялся с первыми двумя собаками, выдвинулся из-за них, наддал с страшным самоотвержением уже над самым зайцем, сбил его с рубежа на зеленя, еще злей наддал другой раз по грязным зеленям, утопая по колена, и только видно было, как он кубарем, пачкая спину в грязь, покатился с зайцем. Звезда собак окружила его. Через минуту все стояли около столпившихся собак. Один счастливый дядюшка слез и отпазанчил ( отрезал ещё живому зайцу лапы и бросил собакам - моё уточнение ). Потряхивая зайца, чтобы стекала кровь, он тревожно оглядывался, бегая глазами, не находя положения рукам и ногам, и говорил, сам не зная с кем и что... В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором."
Это написал Толстой и читать это отвратительно. Не может человек безжалостный по отношению к животным создать произведения, что учат подлинной человечности и ведут к свету, к Истине. Есть над чем задуматься, друзья.
И сегодня, в наши дни особенно обострившегося человеческого безумия, когда люди с наслаждением истребляют друг друга, мне больше всего жаль не людей. Мне жаль разорённые гнездовья аистов и других птиц, мне жаль погибших от снарядов и мин лесных животных, мне жаль сожжённые в адском пекле войны деревья, мне жаль бабочек, стрекоз, мотыльков, жуков-рогачей, кузнечиков и тысячи других существ, что пострадали от хищных и безжалостных рук человека. Мне жаль Природу.
Вот и всё, чем я хотел с вами поделиться, дорогие мои читатели. Что мне ещё сказать напоследок ? Пожалуй, такие слова :
Милая гора Ай-Петри, благодарю тебя за то, что ты открыла мне мои слепые глаза и позволила увидеть то, что я прежде не замечал. От озарения, которое ты послала мне, жизнь моя приобрела иное, новое содержание и боль, которая порой терзает меня, как и любое существо на земле, мне не кажется уже такой нестерпимой, так как она растворилась в боли миллионов других жизней и таким образом вообще сошла на нет. Обращая внимание на чужую боль и совсем не обязательно - людскую, даже более того - боль тех, кто гораздо беззащитнее человека, я перестал так остро чувствовать свою.
P.S.
Позволь, дружище, процитировать замечательные высказывания выдающихся мыслителей прошлого, недавно попавшиеся мне на глаза :
Будда : "Только способность к состраданию делает человека выше других существ. Если он теряет эту способность, он становится хуже самого отвратительного животного"
"Всё живое боится мучений, всё живое не хочет умирать и дорожит жизнью. Узнай себя во всяком живом существе."
Махатма Ганди : "О величии нации и её моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными"
"Жизнь ягнёнка не менее ценна, чем жизнь человека. Чем беспомощнее создание, тем больше права оно имеет на получение защиты против человеческой жестокости"
Всего доброго и до новых встреч !
Свидетельство о публикации №123072306488